Прогнозирование в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки.
Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства, т.к. потери общественного здоровья приводят к очень большому экономическому ущербу.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени3.docx

— 59.21 Кб (Скачать файл)

Люди, зараженные ВИЧ-инфекцией, становятся гораздо более восприимчивыми к туберкулезу. Эпидемиологи предупреждают  об опасности сочетания этих двух инфекций, что для населения страны грозит катастрофическими последствиями.

Проблема здоровья женщин репродуктивного возраста сохраняет  свою значимость. Уровень материнской  и перинатальной смертности является основным интегрированным показателем, характеризующим эффективность  охраны здоровья и качество оказания медицинской помощи новорожденным  детям и женщинам.

Эти проблемы имеют особую значимость в связи с демографической  ситуацией в Российской Федерации. Так, современные параметры рождаемости  в России меньше требуемого для положительного прироста населения почти в два  раза, детское население страны сократилось  на 12,3%, ухудшается здоровье беременных женщин. За 2000-2003 гг. увеличилось число женщин, страдающих анемией до 41,8%, болезнями почек до 19,9%, системы кровообращения до 14%, поздним токсикозом до 21,6%.

На состояние репродуктивного  здоровья существенное влияние оказывает  соматическое здоровье женщин. В структуре  заболеваемости ведущими являются болезни  кровообращения, дыхания, пищеварения. Среди женщин прогрессирует заболеваемость алкоголизмом и наркоманией.

Необходимо отметить, что  продолжается снижение младенческой смертности. В 2003 г. ее показатель составил 12,4 на 1000 родившихся живыми, что на 6,8% ниже, чем в 2002 г., и на 15,1% ниже, чем в 2001 г. (см. приложение №1). В структуре причин младенческой смертности по-прежнему 2/3 случаев смерти приходится на состояния перинатального периода и врожденные аномалии, то есть заболевания, тесно связанные со здоровьем матери. На уровень младенческой смертности также влияет и качество родовспоможения.

Основной целью государственной  политики в области здравоохранения на период до 2008 года является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки.

Продолжится модернизация системы  обязательного медицинского страхования, направленная на мобилизацию финансовых средств на обязательное медицинское  страхование работающего и неработающего  населения, совершенствование организационной  основы управления средствами системы  обязательного медицинского страхования  и контроля за их целевым использованием, обеспечение координации федеральных  органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и  фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) в решении вопросов развития системы медицинского страхования и охраны здоровья граждан.

В прогнозируемом среднесрочном  периоде объемы ассигнований будут  утверждаться исходя из целей и планируемых  результатов государственной политики в сфере здравоохранения; доля финансирования здравоохранения через систему  ОМС в общем объеме государственных  источников финансирования возрастет  с 40% в 2004 году до 60% в 2008 году.

В целях повышения эффективности  использования финансовых средств в здравоохранении, обеспечения прозрачности финансовых потоков будет продолжено совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы выполнения государственных обязательств, а также легализации и расширения объема платных медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения независимо от формы собственности.

Задача повышения структурной  эффективности функционирования системы  здравоохранения будет решаться путем реструктуризации учреждений здравоохранения, переориентации части  объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический  этап, широкого внедрения ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий, а также обеспечения преимущественного развития первичной медико-санитарной помощи, направленной на сохранение, укрепление здоровья населения и профилактику заболеваний, обеспечения перехода от принципов финансирования, ориентированных на содержание медицинских учреждений, к принципу оплаты оказанной медицинской помощи, а также к новым методам оплаты труда медицинских работников.

В ходе осуществления реформы  обеспеченность амбулаторно-поликлинической  помощью увеличится в 2008 году по сравнению  с 2004 годом на 11,3%, дневными стационарами - на 62,5%, больничными койками - снизится на 8,7 процента.

Таким образом, в среднесрочной  перспективе будет осуществляться снижение обеспеченности койками для  хронических больных, с развитием  коек реанимации и интенсивной терапии, а также приоритетным увеличением  коек восстановительного лечения и  реабилитации, медико-социальной помощи.

Получат дальнейшее развитие ресурсосберегающие, стационарозамещающие технологии, что позволит снизить объемы стационарной помощи. К 2008 году удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи должно достичь 60 процентов. Продолжится развитие телемедицины и дистанционное оказание медицинских услуг с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках услуг электронной медицины.

Обеспеченность врачами  на 10 тыс. населения уменьшится в 2008 году по сравнению с 2004 годом на 18,8%, врачами общей практики (семейными  врачами) - увеличится в 3,52 раза, средним  медицинским персоналом - увеличится на 8,8 процента.

Основной задачей по социальному  обслуживанию престарелых и инвалидов  в 2006-2008 годах будет являться обеспечение  им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными  принципами и нормами международного права.

Решение производственных проблем  организации протезно-ортопедической помощи населению заключается в  необходимости перехода от простого увеличения объемов производства протезно-ортопедических изделий к адресной помощи по медико-социальным показаниям. В 2008 году выпуск продукции протезно-ортопедическими предприятиями предусматривается в объеме 3,6 млрд. рублей.

Уровень обеспеченности населения  домами-интернатами для престарелых  и инвалидов, детей-инвалидов в 2008 году в целом по Российской Федерации  намечается в пределах 20,8 мест на 10 тыс. населения, что составит рост на 8,9% к уровню 2004 года.

Будет продолжено дальнейшее развитие сети нестационарных учреждений по социальному обслуживанию инвалидов  и граждан пожилого возраста. Наиболее распространенным видом социальной поддержки населения будет срочная  социальная помощь. В регионах Российской Федерации будет продолжена работа по дальнейшему решению задач  обеспечения инвалидов и детей-инвалидов  необходимыми техническими средствами и оказанию социально уязвимым группам  населения реабилитационно-технических услуг и создание Государственной службы реабилитации инвалидов с учетом социально-экономических, демографических и географических условий субъектов Российской Федерации.

Приоритетным направлением для детей-инвалидов будет являться создание условий для их воспитания в семье. С этой целью, как альтернатива помещению детей-инвалидов в интернатные учреждения, будет развиваться сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывающих помощь семье в медицинской и социальной реабилитации ребенка-инвалида.

2.2 Основные положения  реформы здравоохранения РФ

Конкретные условия состояния  общества диктуют способы решения  проблем здравоохранения. Нет, вероятно, идеальной системы здравоохранения  вне времени и пространства, конкретной политической и экономической ситуации. Развитие общества, науки и практики здравоохранения заставляет постоянно  предпринимать попытки повысить эффективность системы здравоохранения страны, усовершенствовать его структуру, конкретизировать функции элементов системы здравоохранения, оптимизировать их взаимодействия не в идеальном пространстве, а в конкретной экономической системе. Общество определяет систему здравоохранения, механизм и технологии удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи, обеспечение этих потребностей необходимыми ресурсами.

Изменяющиеся общественные отношения создают условия для  существования Приличных типов  систем здравоохранения.

Современная социальная медицина выделяет три типа систем здравоохранения: государственную, страховую, частную. В ряду критериев такого разделения (собственность, право распоряжения ею, механизмы регулирования и управления системой) одним из важных является источник используемых здравоохранением финансовых ресурсов.

По этому признаку представляется возможным выделить еще и смешанную  систему здравоохранения, использующую все возможные источники финансирования предусмотренные существующей в обществе в каждый отдельный его период законодательной базой.

История не знает таких  ситуаций, когда цели, которые ставит общество, были бы достижимы только за счет собственных его возможностей или внешних средств, имеющихся  в данный момент. Здравоохранение  в полной мере испытывает на себе подобное стечение обстоятельств, т.е. находится  в постоянно изменяющейся проблемной ситуации. Осознание обществом тех  проблем, которые возникают перед  ним в сфере охраны здоровья, происходит далеко не сразу. Зачастую кажущаяся  простота проблем здравоохранения  при формулировании целей и задач  отрасли упирается в недооценку как самих проблем, так и в переоценку тех возможностей, которые имеются у общества для их разрешения. Именно поэтому уже на стадии формулирования целей здравоохранения (проектирования системы здравоохранения) требуется тщательный отбор возможных составляющих (элементов), четкой их организации, способов управления ими, максимального учета ресурсов и факторов внешней среды.

Основным принципом построения любой системы здравоохранения  является сохранение равновесия трех главных составляющих населения - потенциального потребителя медицинской помощи, медицинских учреждений и плательщиков за оказанную медицинскую помощь.

Любая система здравоохранения  имеет цель, которую можно сформулировать как оказание населению доступной  качественной медицинской помощи, улучшение  состояния здоровья общества в целом  и каждого гражданина в отдельности.

Государственная система  здравоохранения с жестким административно-экономическим  управлением государственной собственностью на основные ресурсы, бюджетным финансированием, внутриведомственным контролем  объема и качества медицинской помощи, патерналистической моделью взаимоотношений работников здравоохранения и пациентов относительно стабильно работала до начала восьмидесятых годов.

Именно до тех пор удавалось  осуществлять финансирование медицинских  учреждений по смете расходов, 50% которой  приходилось на статьи, связанные  с заработной платой (самой низкой в стране) и затратами на лекарства, предметы медицинского назначения и  хозяйственные нужды по государственным  ценам (часто оказывающимися гораздо  ниже, чем расходы на производство). Такое финансирование позволяло  государству поддерживать иллюзию  бесплатной (для всего населения) и доступной (далеко не для всего  населения) медицинской помощи при  затратах на нее значительно ниже, чем это требовалось на самом  деле. Создалась и поддерживалась искусственная ситуация, позволявшая  удовлетворять потребности здравоохранения  при недостаточных ресурсах.

Следствием подобного  состояния, явились процессы деформации элементов системы, обусловленные  истощением ресурсов, особенно финансовых. Именно с этого периода стало  сокращаться бюджетное финансирование здравоохранения, все более приобретая остаточный принцип, что проявилось в резком снижении мотивации медицинского персонала к труду и оттоку кадров (особенно среднего медицинского персонала) из медицинских учреждений. «Произошла дезориентация отрасли, связанная с несовершенством управления, избыточностью структур и полной финансовой неадекватностью что и составляет суть глубокого кризиса в российской медико-социальной сфере».

Основные причины дезинтеграции  системы таковы:

- остаточный принцип финансирования;

- нерациональное использование основных ресурсов (кадры, финансы, оборудование);

- недостаток современных медицинских технологии;

- многообразие номенклатуры лечебных учреждении;

- снижение квалификации медицинского персонала догоспитального этапа;

- сохранение таких тенденций развития здравоохранения как специализация (особенно в амбулаторно-поликлинической службе) и централизаци;

- снижение у медицинских работников мотивации к труду и систематическому повышению квалификации, связанное с уравниловкой в оплате труда;

- падение трудовой и производственной дисциплины в коллективах медицинских работников.

Подобная характеристика подтверждается данными о состоянии  здоровья населения России. Рост или  снижение заболеваемости населения - главная  оценка деятельности любой власти в  области решения проблем здравоохранения  и охраны здоровья населения.

Именно в конце 60-х гг. началось реформирование здравоохранения, с той или иной долей успеха завершившееся во многих странах  к 90-м гг.

Информация о работе Прогнозирование в здравоохранении