Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:15, курсовая работа
В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки.
Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства, т.к. потери общественного здоровья приводят к очень большому экономическому ущербу.
Люди, зараженные ВИЧ-инфекцией,
становятся гораздо более восприимчивыми
к туберкулезу. Эпидемиологи предупреждают
об опасности сочетания этих двух
инфекций, что для населения страны
грозит катастрофическими
Проблема здоровья женщин репродуктивного возраста сохраняет свою значимость. Уровень материнской и перинатальной смертности является основным интегрированным показателем, характеризующим эффективность охраны здоровья и качество оказания медицинской помощи новорожденным детям и женщинам.
Эти проблемы имеют особую
значимость в связи с демографической
ситуацией в Российской Федерации.
Так, современные параметры
На состояние репродуктивного здоровья существенное влияние оказывает соматическое здоровье женщин. В структуре заболеваемости ведущими являются болезни кровообращения, дыхания, пищеварения. Среди женщин прогрессирует заболеваемость алкоголизмом и наркоманией.
Необходимо отметить, что продолжается снижение младенческой смертности. В 2003 г. ее показатель составил 12,4 на 1000 родившихся живыми, что на 6,8% ниже, чем в 2002 г., и на 15,1% ниже, чем в 2001 г. (см. приложение №1). В структуре причин младенческой смертности по-прежнему 2/3 случаев смерти приходится на состояния перинатального периода и врожденные аномалии, то есть заболевания, тесно связанные со здоровьем матери. На уровень младенческой смертности также влияет и качество родовспоможения.
Основной целью
Продолжится модернизация системы
обязательного медицинского страхования,
направленная на мобилизацию финансовых
средств на обязательное медицинское
страхование работающего и
В прогнозируемом среднесрочном
периоде объемы ассигнований будут
утверждаться исходя из целей и планируемых
результатов государственной
В целях повышения эффективности использования финансовых средств в здравоохранении, обеспечения прозрачности финансовых потоков будет продолжено совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы выполнения государственных обязательств, а также легализации и расширения объема платных медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения независимо от формы собственности.
Задача повышения структурной эффективности функционирования системы здравоохранения будет решаться путем реструктуризации учреждений здравоохранения, переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, широкого внедрения ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий, а также обеспечения преимущественного развития первичной медико-санитарной помощи, направленной на сохранение, укрепление здоровья населения и профилактику заболеваний, обеспечения перехода от принципов финансирования, ориентированных на содержание медицинских учреждений, к принципу оплаты оказанной медицинской помощи, а также к новым методам оплаты труда медицинских работников.
В ходе осуществления реформы обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью увеличится в 2008 году по сравнению с 2004 годом на 11,3%, дневными стационарами - на 62,5%, больничными койками - снизится на 8,7 процента.
Таким образом, в среднесрочной
перспективе будет
Получат дальнейшее развитие ресурсосберегающие, стационарозамещающие технологии, что позволит снизить объемы стационарной помощи. К 2008 году удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи должно достичь 60 процентов. Продолжится развитие телемедицины и дистанционное оказание медицинских услуг с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках услуг электронной медицины.
Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения уменьшится в 2008 году по сравнению с 2004 годом на 18,8%, врачами общей практики (семейными врачами) - увеличится в 3,52 раза, средним медицинским персоналом - увеличится на 8,8 процента.
Основной задачей по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в 2006-2008 годах будет являться обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.
Решение производственных проблем
организации протезно-
Уровень обеспеченности населения
домами-интернатами для
Будет продолжено дальнейшее
развитие сети нестационарных учреждений
по социальному обслуживанию инвалидов
и граждан пожилого возраста. Наиболее
распространенным видом социальной
поддержки населения будет
Приоритетным направлением
для детей-инвалидов будет
2.2 Основные положения реформы здравоохранения РФ
Конкретные условия состояния
общества диктуют способы решения
проблем здравоохранения. Нет, вероятно,
идеальной системы
Изменяющиеся общественные отношения создают условия для существования Приличных типов систем здравоохранения.
Современная социальная медицина выделяет три типа систем здравоохранения: государственную, страховую, частную. В ряду критериев такого разделения (собственность, право распоряжения ею, механизмы регулирования и управления системой) одним из важных является источник используемых здравоохранением финансовых ресурсов.
По этому признаку представляется
возможным выделить еще и смешанную
систему здравоохранения, использующую
все возможные источники
История не знает таких ситуаций, когда цели, которые ставит общество, были бы достижимы только за счет собственных его возможностей или внешних средств, имеющихся в данный момент. Здравоохранение в полной мере испытывает на себе подобное стечение обстоятельств, т.е. находится в постоянно изменяющейся проблемной ситуации. Осознание обществом тех проблем, которые возникают перед ним в сфере охраны здоровья, происходит далеко не сразу. Зачастую кажущаяся простота проблем здравоохранения при формулировании целей и задач отрасли упирается в недооценку как самих проблем, так и в переоценку тех возможностей, которые имеются у общества для их разрешения. Именно поэтому уже на стадии формулирования целей здравоохранения (проектирования системы здравоохранения) требуется тщательный отбор возможных составляющих (элементов), четкой их организации, способов управления ими, максимального учета ресурсов и факторов внешней среды.
Основным принципом построения
любой системы здравоохранения
является сохранение равновесия трех
главных составляющих населения - потенциального
потребителя медицинской
Любая система здравоохранения имеет цель, которую можно сформулировать как оказание населению доступной качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Государственная система
здравоохранения с жестким
Именно до тех пор удавалось
осуществлять финансирование медицинских
учреждений по смете расходов, 50% которой
приходилось на статьи, связанные
с заработной платой (самой низкой
в стране) и затратами на лекарства,
предметы медицинского назначения и
хозяйственные нужды по государственным
ценам (часто оказывающимися гораздо
ниже, чем расходы на производство).
Такое финансирование позволяло
государству поддерживать иллюзию
бесплатной (для всего населения)
и доступной (далеко не для всего
населения) медицинской помощи при
затратах на нее значительно ниже,
чем это требовалось на самом
деле. Создалась и поддерживалась
искусственная ситуация, позволявшая
удовлетворять потребности
Следствием подобного
состояния, явились процессы деформации
элементов системы, обусловленные
истощением ресурсов, особенно финансовых.
Именно с этого периода стало
сокращаться бюджетное
Основные причины
- остаточный принцип финансирования;
- нерациональное использование основных ресурсов (кадры, финансы, оборудование);
- недостаток современных медицинских технологии;
- многообразие номенклатуры лечебных учреждении;
- снижение квалификации медицинского персонала догоспитального этапа;
- сохранение таких тенденций развития здравоохранения как специализация (особенно в амбулаторно-поликлинической службе) и централизаци;
- снижение у медицинских работников мотивации к труду и систематическому повышению квалификации, связанное с уравниловкой в оплате труда;
- падение трудовой и производственной дисциплины в коллективах медицинских работников.
Подобная характеристика
подтверждается данными о состоянии
здоровья населения России. Рост или
снижение заболеваемости населения - главная
оценка деятельности любой власти в
области решения проблем
Именно в конце 60-х гг. началось реформирование здравоохранения, с той или иной долей успеха завершившееся во многих странах к 90-м гг.