Профессиональная культура как этическая составляющая сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 13:52, практическая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике значительно повысил требования к качеству оказания медицинской помощи. Поскольку медицинская услуга выступает в качестве товара, а пациент – ее потребителя, повысились требования к потребительским качествам этой услуги и наряду с медицинской ее составляющей большое внимание сегодня уделяется этической компоненте. Смещение профессиональной уста-новки с нозоцентрической (ориентированной на болезнь) на антропоцентрическую (ориентированную на человека) и социоцентрическую (в центре внимания которой находятся общественно-психологические факторы, влияющие на здоровье пациентов), переход от патернализма к антипатернализму требует согласованного взаимодействия медиков и пациентов.

Вложенные файлы: 1 файл

dokumentmicrosoftofficeword-2-.docx

— 25.45 Кб (Скачать файл)

Министерство здравоохранения Оренбургской области

Оренбургский филиал ГБОУ СПО

«Оренбургский областной медицинский колледж»

ЦМК общепрофессиональных дисциплин

 

Исследовательская работа

 на тему:

 

«Профессиональная культура как этическая составляющая сестринского дела»

 

                                            Работу выполнила:

                                            Ежова Мария

                                            Студентка 374 «М» гр.

 

 

 

 

 

 

Оренбург,2012

ЭТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА 

 

Переход к рыночной экономике значительно повысил требования к качеству оказания медицинской помощи. Поскольку медицинская услуга выступает в качестве товара, а пациент – ее потребителя, повысились требования к потребительским качествам этой услуги и наряду с медицинской ее составляющей большое внимание сегодня уделяется этической компоненте. Смещение профессиональной установки с нозоцентрической (ориентированной на болезнь) на антропоцентрическую (ориентированную на человека) и социоцентрическую (в центре внимания которой находятся общественно-психологические факторы, влияющие на здоровье пациентов), переход от патернализма к антипатернализму требует согласованного взаимодействия медиков и пациентов.

В процессе оказания медицинской помощи больной значительно чаще, чем с врачом, взаимодействует с медицинской сестрой, которая осуществляет врачебные назначения и обеспечивает уход за пациентом. От того, как сложатся их взаимоотношения, от степени их терапевтического сотрудничества зависит результат лечения. Поэтому к личностным качествам медицинской сестры предъявляются особые требования. В данной работе мы ставили перед собой целью изучить требования, предъявляемые пациентами и врачами к медицинской сестре.

По специально разработанной анкете нами был проведен анкетный опрос 106 врачей и 216 пациентов, получающих стационарное лечение в отделениях различного профиля в республиканской клинической больнице Министерства здравоохранения Республики Татарстан. По данным исследования, с точки зрения пациента лечебного учреждения идеальная медицинская сестра должна отвечать следующим требованиям: она быть профессионалом своего дела (так считают 95% больных), обладать набором определенных личностных качеств (42%), иметь соответствующие внешние данные (19%). В рейтинге профессиональных качеств ведущие места занимали следующие качества: добросовестность (это качество отметили 66% респондентов), исполнительность и внимательность (по 59%), дисциплинированность (32,5%). Из личностных характеристик главными оказались доброжелательность в отношениях с больными (65%), ровность в общении и отзывчивость (по 51%), коммуникативные навыки (45%). Самостоятельность действий за средним медицинским работником признавал каждый пятый пациент, остальные полагали, что медицинская сестра – лишь исполнитель врачебных указаний, помощник врача, или не задумывались над этим вопросом.

В отношении себя, как пациента ЛПУ, две трети больных характеризовали отношение медицинских сестер положительно. Негативное впечатление от встречи со средним медицинским персоналом сложилось у каждого седьмого пациента. Две трети больных (64%) полагали, что медсестры добросовестно относятся к своим обязанностям, уделяют достаточно времени пациентам (83%); треть (36%) не устраивало равнодушие к проблемам больного (21,5%), медлительность в действиях (12,5%), неточное выполнение назначений (9,5%), отсутствие на рабочем месте (6%). Причинами низкого качества работы медицинских сестер больные считали большую нагрузку (48%), дефицит профессиональных знаний (44%), низкий культурный уровень (15%), несогласованность в работе медицинского персонала (14%).

При описании идеальной медицинской сестры врачи оказались более критичными, нежели пациенты. Они в 1,5 раза более внимательно относились к личностным характеристикам среднего медицинского работника и в 2 раза – к его внешним данным. Так же, как и пациенты, врачи ценили в медицинской сестре профессионализм (96% считали его самой важной составляющей), актуальность личностных качеств отметили 57% участников, для 34% были важны внешние данные. Если понятия «профессионализм» и «личностные данные» для врачей и пациентов были идентичными, то к внешности они предъявляли различные требования. Больные вкладывали в это понятие внешнюю привлекательность, эстетическое удовольствие; врачи же видели за ним общую опрятность, соблюдение формы одежды, обеспечивающей эпидемиологическую безопасность, удобство, возможность быстро и качественно выполнять обязанности. Поэтому больным хотелось видеть медицинскую сестру в юбке, с макияжем, в обуви на каблуках, врачам – в брюках, функциональной обуви, медицинской шапочке. Больные придавали значение внешнему облику медицинских сестер в том случае, если они хорошо себя чувствовали; при тяжелом состоянии больное внешний вид среднего медицинского работника не был актуальным и не обсуждался.

В рейтинге профессиональных качеств медицинских сестер врачи на ведущие позиции отдавали внимательности (82%), добросовестности (79%), исполнительности и быстроте реакции (по 67%), дисциплинированности (61%). Из человеческих качеств врачи отмечали доброжелательность в отношениях с больными (77%), терпимость и отзывчивость (по 67%), ровность при контактах с пациентами (63%), общительность (59%) и сострадание (52%). Врачи оказались более критичны к недостаткам медицинских сестер, нежели больные. Они в 2,5 раза чаще пациентов отмечали промедления и промашки в выполнении назначений, отлучки с рабочего места. Причинами низкого качества работы врачи считали большую нагрузку на медсестру (66%), дефицит профессиональных знаний и умений (45%), несогласованность в действиях медперсонала (41%), низкий культурный уровень (15%).

На основании полученных данных можно заключить, что требования участников лечебного процесса к медицинской сестре сходные: высокий профессионализм и прекрасные человеческие качества. Пациенты оказались более лояльными в оценке средних медицинских работников, врачи – более строгими и требовательными. Чтобы соответствовать ожиданиям пациентов и отвечать требованиям коллег по работе, медицинские сестры должны постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения (так считают 70% пациентов и 75% врачей), более рационально распределять рабочее время (30% и 58%), внимательно следить за культурой речи и повышать общий культурный уровень (18% и 46%).

При таких требованиях следует организовать профессиональный отбор, основанный не только на знаниях, но и учитывающий определенные характерологические особенности личности, воспитания, что даст возможность поставить заслон для людей не склонных состраданию, соучастию, сопереживанию. Психологическое тестирование на этапе профориентации позволит снизить число профессионально непригодных работников среднего звена, поднимет престиж специальности. Для работающих средних медицинских работников необходимо организовать обучение этике и психологии общения, правовым вопросам медицины. Нужно включать в программу последипломного образования дисциплины «медицинская этика и деонтология» (так считают 53% пациентов и 57% врачей) и «медицинское право» (соответственно 18 и 29%).

 

 

 

 

 

 

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice – изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon – долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

  • научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

  • практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

  • медицинский работник – пациент,

  • медицинский работник – родственники пациента,

  • медицинский работник – медицинский работник.

Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип милосердия гласит: “Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда”. Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости/не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

 

 

 

Отношения "медсестра - пациент"

  • Медицинская сестра обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациентом. Недопустимыми как фамильярность и панибратство так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству.

  • Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного.

  • Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношения "медсестра - родственники (и близкие) пациента:

  • Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

  • Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;

  • Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу);

  • Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

Отношения "медсестрa - врач":

  • Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

  • Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;

  • Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;

  • При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения "медсестрa - медсестрa":

  • Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

Информация о работе Профессиональная культура как этическая составляющая сестринского дела