Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:23, доклад
Петербургская школа педиатров. К.А.Раухфус (1835-1915) – выдающийся отечественный педиатр. Раухфус – автор проекта и главный врач детской больницы принца Ольденбургского (лучшей детской больницы в Европе, что закреплено золотой медалью). Детальная разработка мероприятий по предупреждению внутрибольничной инфекции в детских учреждениях. Разработка и применение системы боксов-изоляторов для сомнительных случаев, дезкамеры, клинической и биохимической лабораторий.
Во второй половине XIX —
начале XX в. педиатрия стала самостоятельным
предметом преподавания на медицинских
факультетах
Московская школа педиатров. Н.А.Тольский
(1832-1891) – основатель детского отделения,
клиники и кафедры детских болезней Московского
университета. Пропагандист профилактической
направленности медицины, основоположник
школьной гигиены. Н.Ф.Филатов (1847-1902) –
отец русской клинической педиатрии. Выделил
как самостоятельные заболевания: идиопатическое
воспаление лимфатических желез (инфекционный
мононуклеоз), скарлатинозную краснуху.
Впервые описал отрубевидное шелушение
на слизистой оболочке щек как ранний
признак кори (симтом Филатова). Впервые
в России применил противодифтерийную
сыворотку. Монографии Н.Ф.Филатова «Семиотика
и диагностика детских болезней», «Лекции
об острых инфекционных болезнях», «Клинические
лекции» - золотой фонд отечественной
педиатрии.
Петербургская школа педиатров. К.А.Раухфус
(1835-1915) – выдающийся отечественный педиатр.
Раухфус – автор проекта и главный врач
детской больницы принца Ольденбургского
(лучшей детской больницы в Европе, что
закреплено золотой медалью). Детальная
разработка мероприятий по предупреждению
внутрибольничной инфекции в детских
учреждениях. Разработка и применение
системы боксов-изоляторов для сомнительных
случаев, дезкамеры, клинической и биохимической
лабораторий.
Раухфус – один из первых в России детских
патологоанатомов, отоларингологов, кардиологов;
один из создателей отечественной системы
образования и воспитания педиатрических
кадров (первый ввел институт врачей-ассистентов,
фельдшериц, нянь); воспитатель плеяды
крупных русских педиатров (В.Е.Чернов,
А.А.Кисель, П.М.Аргутинский и др.)
Первая кафедра детских болезней была организована в середине XIX в. в Германии, которая в то время занимала передовые позиции в области педиатрии.
В России, первая доцентура по курсу детских болезней была открыта в 1861 г. при кафедре акушерства, женских и детских болезней Петербургской медико-хирургической академии (ее возглавил И. И. Радецкий). Первая в России самостоятельная кафедра детских болезней была создана также в МХА в 1870—1876 гг. Ее основатель Я. И. Быстрое (1841—1906) разработал первую программу преподавания педиатрии, включающую вопросы гигиены, физического воспитания детей и организации их лечения. Под его руководством в 1885 г. было создано первое в России научное общество детских врачей. В 1897 г. после ухода Н. И. Быстрова профессором кафедры был избран Я. П. Гундобин (1860-4908). Его работы «Общая и частная терапия детского возраста» (1896) и «Особенности детского возраста» (1906) вошли в золотой фонд отечественной и мировой медицины.
В Московском университете первая клиника детских болезней была создана в 1866 г. Преподавание педиатрии началось с теоретического (1861), а затем практического (-1866) курса при кафедре акушерства, женских и детских болезней, который читал Н. А. Тольский (1832—1891), и завершилось организацией в 1888 г. самостоятельной кафедры детских болезней. С 1891 г. ею руководил Н. Ф. Филатов. Становление и развитие педиатрии как самостоятельной научной дисциплины связано с деятельностью многих выдающихся врачей мира. Среди них К. А. Раухфус, Д. А. Соколов, А.. Н. Шкарин, Н. С. Корсаков, В. Б. Жуковский, Г. Н. Сперанский, И. В. Троицкий (Россия), К. Пирке (Австрия), М. Пфаундлер (Германия), В. Ютинель и Ж. Крюше (Франция), Г. Коплик и Дж. Гетчинсон (Англия) и многие другие.
В 1902 г. передовые педиатры различных стран Европы пришли к идее объединения своих усилий и создали Лигу по борьбе с детской смертностью, которая, несмотря на активную деятельность отдельных врачей, была все-таки высокой. Первый Международный конгресс по охране младенчества состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.
Нил Федорович Филатов (1847— 1902)—'Один из основоположников российской педиатрии, создатель крупной научной школы — развивал клинико-физиологическое направление . В 1864 году Нил Федорович оканчивает Пензенский институт и уезжает в Москву. Здесь он поступает в, известный в то время, Московский университет на медицинский факультет. В 1869 году Н.Ф.Филатов закончил медицинский факультет в Московском университете и начал работать земским врачом. Сначала родной Саранский уезд, а затем в клиниках Праги, Вены, Гейдельберга. Два года, с 1872 по 1874, талантливый врач пробыл за границей. В своем письме он так описывают свою деятельность: «Вообразите, я один на весь уезд. По географии на моих руках находится 58 тысяч человек, не считая жен и детей, а последние-то главным образом и находятся на моих руках». В эти годы Нил Федорович становится семейным человеком. Он предлагает руку и сердце Юлии Николаевне Смирновой – дочери соседского помещика. У них родилось пятеро детей, а выжили только трое ( дочь и два сына). Молодой врач, лечивший сотни людей, не смог спасти своих маленьких детей от дифтерии. Он впервые выделил и описал ветряную оспу (1872) и скарлатинозную краснуху (1885), открыл ранний признак кори — отрубевидное шелушение эпителия на слизистой полости рта (пятна Филатова — Вельского — Коплика). Его труды «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей» и «Краткий учебник детских болезней» многократно переиздавались. Большой популярностью пользовались лекции Филатова, записанные и изданные его учениками С. Васильевым, В. Григорьевым и Г. Сперанским. В 1892 г. Н. Ф. Филатов организовал Московское общество детских врачей.
Достижения отечественной
медицины и педиатрии в ХХ-ХХ1в.
М.С.Маслов, А.Ф.Тур, А.А.Кисель, Г.Н.Сперанский,
Н.С.Кисляк, Н.И.Нисевич. Общества и съезды
педиатров.
Общая характеристика
медицины. Формы оказания медицинской
помощи: государственная, частная, страховая,
народная. Рост материально-технической
базы. Дальнейшая дифференциация и интеграция
в медицине. Усиливающаяся специализация:
плюсы и минусы. Международное сотрудничество.
Всемирная организация здравоохранения
(ВОЗ). Биоэтика: проблемы допустимых границ
воздействия на человека. Развитие физики,
химии и биологии и их влияние на медицину.
Витаминология (Н.И.Лунин). Генетика. Молекулярная
биология: установление структуры ДНК
(1953 г. Дж. Уотсон и Ф. Крик). Влияние кибернетики.
Развитие теоретической медицины. Морфология
превращается из описательной науки в
науку общебиологическую и экспериментальную.
Учение о ретикулоэндотелиальной системе
(Л. Ашофф). Цитология. Физиология: от аналитического
понимания жизненных процессов к синтетическому.
И.П. Павлов: хирургический метод хронического
эксперимента - новый этап экспериментальной
физиологии. Достижения физиологии. Учение
о симпатико-адреналовой системе, утверждавшее
принцип единства нервной и гуморальной
регуляции (У Кеннон). Концепция об адаптационном
синдроме и о так называемой реакции стресса
(Г. Селье). Психоанализ и психосоматика.
Достижения микробиологии и иммунологии.
Реализация программы ликвидации оспы
под эгидой ВОЗ.
Клиническая медицина. Развитие диагностики,
функциональной диагностики, появление
клинико-диагностических центров. Резкое
ускорение развития патогенетических
методов лечения, а также этнологических
и симптоматических методов. Химиотерапия
(П. Эрлих). Антибиотики (А. Флеминт). Искусственная
почка (1943 г.). Пересадка тканей и органов.
Психофармакологические средства. Успехи
оперативных методов лечения. Нейрохирургия.
Кардиохирургия.
Профилактическая медицина. Новые более
эффективные методы исследования, расширение
возможности изучения объектов окружающей
среды и их влияние на здоровья человека.
Дифференциация гигиенической науки.
Возрастание роли экологии. Статистика
ежедневного учета заболеваемости или
смертности. Разработка национальных
стандартов факторов здравоохранения.
Развитие социальной гигиены и медицинской
социологии. Концепции здоровья (валеология,
санология, ВОЗа и др.).
Педиатрия.
Школа М.С.Маслова. М.С.Маслов (1885-1961) –
профессор, руководитель кафедрой и клиникой
детских болезней ВМА, а также кафедрой
факультетской педиатрии в Ленинградском
педиатрическом медицинском институте.
Научные направления кафедр, руководимых
М.С.Масловым: особенности детского возраста:
конституция и ее аномалии, реактивность
детского организма; этиология, патогенез,
функциональная диагностика и лечение
заболеваний у детей; история педиатрии.
Внедрение в практическую деятельность
детских больниц новых методов лечения,
в частности токсической диспепсии. Разработка
совместно с хирургами проблемы диагностики
и хирургического лечения врожденных
пороков сердца и нагноений легких у детей.
М.С.Маслов – автор ряда учебников и монографий
по педиатрии. Ученики Маслова – более
двадцати профессоров-педиатров.
Тур А.Ф.(1894-1974) – ученик М.С.Маслова, профессор,
академик АМН СССР, заведующий ряда кафедр
в Ленинградском педиатрическом медицинском
институте. А.Ф.Тур – один из основоположников
таких направлений отечественной педиатрии,
как детская гематология и эндокринология,
неонатология, диететика, использования
массажа и гимнастики, закаливания в рациональном
воспитании детей раннего возраста. А.Ф.Тур
– главный педиатр Ленинграда во время
Великой Отечественной войны. Автор книг:
«Пропедевтика детских болезней», «Гематология
детского возраста», «Рахит» и др.
Сперанский Г.Н. (1873-1968) – выдающийся педиатр,
ученик Филатова, академик АМН СССР, основатель
(1922) и в течение многих десятилетий редактор
старейшего отечественного журнала «Педиатрия»,
первый директор государственного НИИ
охраны материнства и детства (ныне НИИ
педиатрии РАМН). Г.Н.Сперанский – один
из основоположников организации современной
системы охраны материнства и детства
в России. Организатор перинатальной службы
и специализированных роддомов.
Практическая значимость исследований
Г.Н.Сперанского и его школы в области
расстройств пищеварения у детей раннего
возраста, неонатологии, сепсиса, пневмоний
у детей грудного возраста, нефрологии.
Г.Н.Сперанский – сторонник профилактического
направления педиатрии.
Н.С.Кисляк (1926-2008) – выдающийся организатор
детского здравоохранения, гематолог,
главный редактор педиатрического журнала
«Педиатрия им. Г.Н.Сперанского» на протяжении
четырех десятилетий, создатель оригинальной
педиатрической школы.
Основное направления деятельности Н.С.Кисляк
и ее школы: изучение лейкоза детского
возраста с разных позиций: клинические
особенности и иммунотерапия лейкозов,
поражения нервной системы у детей при
лейкозах, отоларингологические аспекты
лейкоза. Создание иммуноцитологической
классификации лейкозов детского возраста.
Создание Н.С.Кисляк первого в стране специализированного
детского гематологического отделения
в Морозовской больнице. Разработка принципов
организации специализированной гематологической
помощи детям. Н.С.Кисляк – автор более
400 научных работ. Под ее руководством
защищено 72 диссертации.
Н.И.Нисевич (1911-2008) - академик РАМН, профессор.
Основное направление работы – детские
инфекции: проблемы кишечных инфекций
у детей; вопросы этиологии, патогенеза
и терапии при острых респираторных заболеваниях
у детей. Разработка Н.И.Нисевич и ее учениками
одной из сложных проблем медицины – вирусных
гепатитов. Нисевич – автор 16 монографий,
двух руководств по педиатрии и почти
300 статей в медицинских журналах и книгах.
Ее роль в подготовке врачей-педиатров.
Под руководством Н.И.Нисевич защищено
59 кандидатских и 22 докторских диссертаций.
Нисевич – главный редактор журнала «Вопросы
материнства и детства», член комитета
советских женщин.
Впервые детские койки (1 палата на 6 кроватей) в Медико-хирургической академии (МХА) появились 28 января 1806 г. в терапевтической клинике И.П. Франка — тогдашнего ректора МХА. Однако через 3 года детская палата была упразднена. Возглавлявший кафедру повивального искусства и судебной медицины МХА профессор С.А. Громов, впервые в 1830 г. включил в теоретический курс преподавания акушерства отдельные вопросы педиатрии, касавшиеся в основном неонатологии. В 1835 г. был утвержден Устав МХА, согласно которому создана кафедра «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях». Заведующим этой кафедрой в 1836 г. был избран ординарный профессор С.Ф. Хотовицкий
Степан Фомич Хотовицкий
Степана Фомича Хотовицкого (1796–1895) по праву считают первым русским педиатром, так как он первым из русских преподавателей высшей медицинской школы разработал и с 1836 г. читал полный курс педиатрии с включением анатомо-физиологических особенностей детского организма, заболеваний детей всех возрастов, острых детских инфекций. Он определил цели и задачи педиатрии как самостоятельного раздела медицины, разработал первую учебную программу по детским болезням, а также написал наиболее подробное в то время в мире и первое отечественное руководство по педиатрии «Педиятрика» (1847). С.Ф. Хотовицкий добивался не только теоретического, но и клинического преподавания педиатрии. По его инициативе в МХА с 1836 г. был открыт амбулаторный прием больных детей, а в 1842 г. на базе акушерской клиники в МХА была вновь открыта детская палата (10 коек для детей после 3 лет).
После выхода С.Ф. Хотовицкого в отставку (1847) курс детских болезней читали А.М. Хоменко (1847–1848), Е.В. Пеликан (1848–1852), И.М. Балинский (1853–1854), А.Я. Красовский (1855–1860), И.И. Радецкий (1861–1862) и М.С. Зеленский (1862–1865). Однако лишь Иван Иванович Радецкий (1835–1904) и Михаил Самуилович Зеленский (1829–1890) занимались исключительно педиатрией.
С 1865 г. читать отдельный курс лекций по детским болезням и заведовать детской клиникой стал штатный адъюнкт-профессор Василий Маркович Флоринский (1834–1899). Преподавание теоретического курса педиатрии было после четырехлетнего перерыва объединено с занятиями во вновь открытой клинике детских болезней (12 коек) на кафедре акушерства, женских и детских болезней. Это позволяет считать 1865 г. годом организации в МXA первой в России кафедры детских болезней. Как самостоятельный предмет «детские болезни с практическими занятиями в академической клинике» выделены Уставом Академии, утвержденным 15 июля 1869 г.