Роль Медицинской сестры в санитарно-гигиеническом воспитании школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Гигиеническое воспитание, проводимое школой, включает работу по внедрению среди детей и подростков гигиенических навыков и обучение их гигиене в порядке учебной работы в классе, в пределах, предусмотренных школьными программами, а также сообщение им медико-биологических знаний путем внеклассной и внешкольной работы. Не менее важно вовлечение учащихся в общественную работу по охране и укреплению здоровья, поддержанию гигиенического режима в школе и семье и проведению отдельных медико-санитарных мероприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

мухайё.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средне профессионального образования

« Рязанский медико-социальный колледж»

 

 

 

 

 

ПМ 01 Проведение профилактических мер

Курсовая работа

На тему:

Роль Медицинской сестры в санитарно-гигиеническом воспитании школьника.

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка группы 6303

Специальности Сестринское дело

Мухайё Халикова

Проверила: Ржанникова М.А.

Рязань 2014г.

Введение

Гигиеническое воспитание, проводимое школой, включает работу по внедрению среди детей и подростков гигиенических навыков и обучение их гигиене в порядке учебной работы в классе, в пределах, предусмотренных школьными программами, а также сообщение им медико-биологических знаний путем внеклассной и внешкольной работы. Не менее важно вовлечение учащихся в общественную работу по охране и укреплению здоровья, поддержанию гигиенического режима в школе и семье и проведению отдельных медико-санитарных мероприятий.

Школа должна привести в систему ранее полученные детьми гигиенические навыки, укрепить и развить их. В школе, соответственно возрасту детей, значение навыка должно быть объяснено, мотивировано его выполнение и подкреплено сознанием учащегося. При этом обязательно обеспечение внешних условий, содействующих, осуществлению воспитываемых навыков (умывальники, мыло, зубной порошок, щетки и т. д.).

Основная работа по воспитанию гигиенических навыков проводится в младших классах школы. В средних и старших классах работа в этом направлении не должна прекращаться, а все усилия учителей, а также родителей должны быть направлены на закрепление и развитие гигиенических навыков у учащихся. Следует иметь в виду, что приобретенные учащимися в младших классах навыки, не закрепленные и не развиваемые в средних и старших классах, незаметно исчезают и нередко на смену им возникают антигигиенические привычки.

Актуальность  исследования. Необходимость поддержания здоровья обучающихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся  значительное время, нередко создает  для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Проведенные в  последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей обучающихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге - ухудшается их здоровье.

Проблема  исследования: какие средства, формы и методы в педагогическом процессе будут способствовать расширению представления и значимости для младших школьников гигиенического воспитания?

Обозначенная  проблема исследования позволяет сформулировать тему исследования: «Гигиеническое воспитание младших школьников».

Объект  исследования: гигиеническое воспитание, направленное на расширение знаний и умений  школьников о значимости поддержания гигиены и здоровья.

Предмет исследования: средства, формы и методы гигиенического воспитания, способствующие расширению представления и его значимости для младших школьников.

Гипотеза  исследования: если будут реализованы средства, формы и методы для расширения знаний школьников о значимости гигиенического воспитания, то это будет способствовать укреплению их здоровья и здоровьесбережению в перспективе.

Цель работы: изучение роли медицинской сестры в гигиеническом воспитании  детей  и подростков.

Задачи  исследования:

1. Расширить  представления школьников  о значимости гигиенического  воспитания в жизни человека.

2. Мотивировать  обучающихся  начальных классов  на здоровый  образ жизни и  желание соблюдать  гигиенические  нормы и требования.

3. изучить систему медицинских и педагогических мер, направленных  на воспитание  у детей и подростков разумного, здорового отношения к вопросам по гигиене.

Работа состоит: из введения, двух глав, заключения и  двух приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Гигиеническое воспитание детей в школе


Гигиеническое воспитание, проводимое школой, включает работу по внедрению среди детей и подростков гигиенических навыков и обучение их гигиене в порядке учебной работы в классе, в пределах, предусмотренных школьными программами, а также сообщение им медико-биологических знаний путем внеклассной и внешкольной работы. Не менее важно вовлечение учащихся в общественную работу по охране и укреплению здоровья, поддержанию гигиенического режима в школе и семье и проведению отдельных медико-санитарных мероприятий.  
 
Школа должна привести в систему ранее полученные детьми гигиенические навыки, укрепить и развить их. В школе, соответственно возрасту детей, значение навыка должно быть объяснено, мотивировано его выполнение и подкреплено сознанием учащегося. При этом обязательно обеспечение внешних условий, содействующих, осуществлению воспитываемых навыков (умывальники, мыло, зубной порошок, щетки и т. д.).  
 
Основная работа по воспитанию гигиенических навыков проводится в младших классах школы. В средних и старших классах работа в этом направлении не должна прекращаться, а все усилия учителей, а также родителей должны быть направлены на закрепление и развитие гигиенических навыков у учащихся. Следует иметь в виду, что приобретенные учащимися в младших классах навыки, не закрепленные и не развиваемые в средних и старших классах, незаметно исчезают и нередко на смену им возникают антигигиенические привычки.  
 
Воспитание гигиенических навыков у учащихся является неотъемлемой частью всей воспитательной и образовательной работы школы. Среди двадцати «Правил для учащихся» пять правил связаны с гигиеническим поведением. В основу воспитания гигиенических навыков и гигиенического образования надо положить правила поведения учащихся, а также материал учебных программ, в которые включены вопросы школьной гигиены.  
После предварительного ознакомления учителя с уровнем гигиенических навыков и поведением детей с первых же дней пребывания их в школе и желательного ознакомления с санитарной культурностью семьи надо начинать систематическую работу по гигиеническому воспитанию школьников. Одновременно следует начинать работу по сообщению детям элементарных сведений по гигиене. Обучение детей элементарной гигиене необходимо органически связывать с работой по воспитанию гигиенических навыков, и, наоборот, работа по привитию гигиенических навыков должна закрепляться в беседах учителя по вопросам личной и общественной гигиены.  
 
В программе начальной школы, в пояснительной записке учителям дается следующая установка: «Органической частью всей учебно-воспитательной работы школы и, в частности, курса естествознания является воспитание у детей санитарно-гигиенических навыков. Эта работа проводится школой (совместно с семьей) систематически в течение всех четырех лет обучения. Организуется регулярный контроль за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических правил». В первых четырех классах элементарные сведения по гигиене даются учащимся на уроках русского языка так же, как это имеет место в отношении сообщения детям элементарных сведений о природе. В V классе сообщение учащимся основ личной и общественной гигиены проводится на уроках естествознания, которое изучается в нем в качестве самостоятельного предмета.  
 
При изучении русского языка можно предложить тексты для чтения, переписки и диктанты отрывков, дающих детям элементарные сведения по гигиене. То же самое надо сказать и в отношении преподавания арифметики, при обучении которой можно давать учащимся задачи гигиенического содержания. При обучении чистописанию следует давать учащимся ряд гигиенических указаний. Так, в I классе, раньше, чем приступить к обучению письму, следует провести целый ряд подготовительных упражнений, служащих для развития кисти руки и глазомера. Особое внимание следует обратить на правильную посадку учащегося при письме, умение правильно держать карандаш, ручку с пером, умение правильно положить тетрадь. При исполнении предварительных упражнений главное внимание надо обращать на правильное движение карандаша и на правильные движения предплечья, пальцев и кисти. Особенно большие возможности для сообщения учащимся гигиенических сведений и привития им гигиенических навыков дает программа по физической культуре.  
 
В средней школе при изучении учащимися ботаники представляется много возможностей для ознакомления их с гигиеническими вопросами. Так, например, при прохождении темы «Лист» в том разделе, в котором говорится о поглощении листьями углекислого газа на свету и выделении кислорода, следует разъяснить значение зеленых насаждений для здоровья человека. В разделе «Низшие споровые растения» (в теме «Бактерии») в программу включен вопрос: «Причины возникновения эпидемий среди людей и животных», а в теме «Грибы» - «Грибы-паразиты (головня, спорынья) и борьба с ними». При прохождении этого вопроса надо рассказать учащимся о вреде этих грибов-паразитов для человека и мерах предохранения от отравления ими.  
 
В курс зоологии (в раздел «Тип простейших») включен вопрос: «Простейшие- возбудители болезней: дизентерийная амеба, малярийный паразит». Здесь также имеется достаточный материал для сообщения гигиенических знаний. То же самое надо сказать и в отношении темы «Тип червей». В нее включен материал: «Краткий обзор паразитических плоских (печеночный сосальщик, свиной солитер) и круглых червей. Особенности строения в связи с паразитическим образом жизни; предупредительные меры против заражения». В тему «Тип членистоногих» включены следующие вопросы: «Постельный клоп», «Комнатная муха» и «Малярийный комар». Все эти темы дают основание для разъяснения учащимся вреда этих насекомых для человека и мер борьбы с ними. В разделе «Класс млекопитающих» при прохождении темы о грызунах уместно сказать о заболеваниях, передатчиками которых они являются (чума и др.) 
Особенно большие возможности имеются для преподавания учащимся средней школы основ гигиены при прохождении курса анатомии и физиологии человека. Почти в каждой теме программы по этому предмету имеется материал, тесно связанный с вопросами охраны и укрепления здоровья человека.  
 
Наилучшей формой прохождения гигиенического материала, включенного в учебные программы, является урок. Необходимо в процессе учебной работы по гигиеническому воспитанию использовать все доступные в этом направлении методы, рекомендуемые дидактикой.  
 
Преподавание вопросов гигиены следует вести с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах мотивировки, обосновывающие отдельные гигиенические положения, должны быть краткими и их следует обосновывать на наблюдениях и фактах из жизни и собственного опыта детей. При преподавании вопросов гигиены в начальной школе надо использовать объяснительное чтение. Для этого учитель использует буквари, книги для чтения, хрестоматии, в которые включен материал по охране и укреплению здоровья. Могут также быть использованы выдержки из детских журналов и разных детских книг.  
 
При преподавании вопросов гигиены следует широко применять метод наглядности путем демонстрации таблиц, картин, плакатов моделей, отдельных предметов гигиенического обихода и проведения опытов. Можно также использовать доступные учащимся младших возрастов короткометражные фильмы (например, режим дня школьника и др.).  
 
Большое значение имеют так называемые наглядные уроки по охране здоровья, проводимые в начальных классах. На этих уроках дети сами под руководством учителя обучаются правилам соблюдения тех или иных гигиенических навыков, например, умывания, чистки зубов и пр. Такие наглядные уроки имеют большое воспитательное значение, поскольку здесь сочетаются гигиенические знания с практическими гигиеническими навыками и поскольку сами дети проводят практические упражнения, дающие им возможность усвоить те или иные гигиенические навыки.  
 
Гигиенические материалы, включенные в программы, должны планироваться учителем, как и всякий иной учебный материал.  
 
Наряду с систематическим обучением детей и подростков гигиеническим знаниям и привитием им гигиенических навыков в течение всего времени пребывания их в школе, необходимо проводить с ними внеклассную и внешкольную работу в области гигиенического воспитания и привлекать учащихся к общественной работе в области гигиены и санитарии. При этом следует тесно увязывать эту работу с массовой физкультурной работой. Весьма важно обеспечить участие комсомольской, пионерской и ученических организаций в работе по гигиене школы, охране и укреплению здоровья учащихся. Большое место в этой работе принадлежит школьной организации Красного Креста. Одной из форм самодеятельности детей и подростков в области санитарно-гигиенической работы являются санитарные комиссии.  
 
Формы внеклассной и внешкольной работы в области гигиенического воспитания весьма разнообразны: беседы и лекции для учащихся по вопросам биологии и гигиены, чтение научно-популярной и художественной литературы санитарно-гигиенического содержания, выпуск санитарных стенных газет и санитарных бюллетеней, демонстрации санитарно-просветительных кинофильмов, организация санитарных выставок, санитарные кружки, проведение праздников здоровья и т. п.  
 
Следует освещать вопросы охраны здоровья учащихся как в общешкольной стенной газете, так и в классных стенных газетах и бюллетенях, а также в ученических рукописных журналах. Эта работа проводится санитарным активом школы и в первую очередь школьной организацией медицинской подготовки. В санитарной степной газете освещаются основные вопросы охраны и укрепления здоровья учащихся. Бюллетени же обычно посвящаются какому-нибудь одному вопросу.  
 
В работе санитарных комиссий принимают участие учащиеся младших и старших классов, а также учителя, в первую очередь классные руководители, и школьный врач. Школьный врач, как правило, является руководителем общешкольной санитарной комиссии, а по классам деятельность санитарных комиссий направляют классные руководители. Члены комиссии - учащиеся - должны помогать классным руководителям и школьному врачу в проведении санитарно-гигиенических мероприятий и следить за соблюдением детьми и подростками навыков личной гигиены (чистота рук, шеи, лица, ушных раковин, чистота белья и платья и пр.), за выходом их из классов во время перемены, за открыванием фрамуг в классе, за поведением школьников на улице и т. п. Члены санитарных комиссий - учащиеся - должны показывать сами образец чистоты, опрятности и точного выполнения правил личной и общественной гигиены.  
 
В некоторых школах, особенно в младших классах, вместо санитарных комиссий учителем организуется санитарный актив из школьников, с которым он проводит систематические осмотры санитарного состояния классных и иных школьных помещений и состояния личной гигиены детей и подростков. В старших классах классному руководителю в его гигиенической работе помогают классные организаторы.  
 
Особо существенна работа школьной организации Красного Креста, вовлекающей учащихся в общественную санитарную деятельность. Актив этой организации является помощником директора школы, школьного врача и учителей при проведении санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий в школе. Эти организации также проводят общественную работу в летнее время по охране и укреплению здоровья в прилегающих к школе или лагерю отдыха колхозах в качестве общественных санитарных помощников, работающих под руководством врача по наблюдению за санитарным состоянием изб и усадеб и по оказанию помощи в приведении их в порядок. Во время полевых работ, сенокоса, уборки урожая и пр. организации сельских школ выделяют санитарные посты на поля и луга (обеспечение работающих колхозников доброкачественной питьевой водой, первой медицинской помощью, работа в детских яслях по уходу за детьми и т. п.). Таким образом школьные организации содействуют повышению гигиенической культуры колхозов.  
 
С целью облегчения работы учителей в области гигиенического воспитания и повышения уровня их знаний в области гигиены школьный врач, как компетентное в вопросах гигиены лицо, должен помогать учителям в этом направлении. Врачу следует проводить беседы с учителями по вопросам гигиены и обсуждать на педагогическом совете гигиенические мероприятия, подлежащие проведению в школе. В школьном педагогическом кабинете (там, где он имеется), а также в районном педагогическом кабинете необходимо создать специальную выставку или уголок по школьной гигиене. 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретико-методологические основы гигиенического воспитания обучающихся  в школе.

 Реализация  целей  воспитания и образования называется  педагогическим процессом. При этом  акцент делается не на содержании  обучения, а на разработке целостной  содержательной концепции новой  педагогической системы, формировании  межличностных отношений, которые  обеспечивают комфортные условия  развития и эмоционально-нравственное  воспитание. Вот почему проблема  формирования личности и воспитательных  воздействий на нее становится  злободневной.

Одним из аспектов всестороннего формирования личности подрастающего поколения является формирование здорового образа жизни ребенка и гигиеническое воспитание.

Гигиена - медицинская  наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая  оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда населения.

Гигиена - область  науки, в частности медицины, изучающая  влияние условий жизни, труда  на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Гигиеническое воспитание - совокупность мероприятий, направленных на привитие населению  гигиенических навыков, воспитание правильного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих [20].

Гигиеническое воспитание — это система привития полезных навыков и на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Основной причиной ухудшения состояния здоровья детей  и молодежи и резкого снижения морально-духовного состояния учащихся является низкая санитарная культура, отсутствие элементарных гигиенических навыков, безответственное отношение к своему здоровью.

Нездоровый  образ жизни воспринимается как  нормальное поведение. Как ни парадоксально  при таком неблагополучии в семьях и на всех уровнях воспитания и обучения детей и молодежи отсутствуют должное гигиеническое обучение, выработка навыков в соблюдении здорового образа жизни, снижена мотивация к адекватному поведению.

Как показывает международный опыт, чтобы достичь  успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности в сохранении и укреплении здоровья, необходимо в значительной степени повысить ответственность учащихся за свое здоровье. Привитие школьникам навыков личной гигиены будет способствовать повышению медико-гигиенических знаний, предупреждению заболеваний, травматизма, отравлений организма, предупреждению близорукости и нарушения осанки, различных инфекционных заболеваний .

Рассмотрим  становление проблемы гигиенического воспитания в рамках психолого-педагогической науки.

Со времен глубокой древности и до наших дней особое внимание люди уделяли здоровью и  в частности такому неотъемлемому  фактору здоровья как гигиена.

История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному .

В рабовладельческой  Древней Греции выделялись особые системы  воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин. Яркую картину спартанского воспитания нарисовал Плутарх в биографии спартанского законодателя Ликурга. В отличии от спартанской афинская система воспитания предполагала интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. В трудах Сократа и Аристотеля содержатся воззрения на необходимость формирования культуры тела.

Над преобразованием  дела воспитания работали прогрессивные  общественные деятели и педагоги И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович,      Н.И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" отмечает, что "...первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще

В настоящее  время меняется направление исследований проблемы гигиенического воспитания, их количественные и качественные параметры. Появляется большое количество работ и практических рекомендаций, вскрывающих серьезные проблемы и показывающих пути решений:

- антиалкогольное  и антинаркотическое  просвещение;

- половое воспитание  и психогигиена пола как необходимый  аспект формирования представлений  о здоровом образе жизни;

- сохранение  психического  здоровья, методы коррекции  психофизических  отклонений, резервы  повышения резистентности  организма  и устойчивости психики  и нервной  системы детей.

Таким образом, в современной школе важное внимание уделяется не только получению новых знаний, но и воспитанию здорового школьника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у младших школьников санитарно-гигиенических навыков.

 

        2.1 Особенности гигиенического воспитания младших школьников

Для оптимального построения системы гигиенического воспитания педагогу необходимо обладать знаниями о специфике психофизиологического развития младших школьников, а также об особенностях развития его эмоционально-волевой сферы.

Основной сферой общения младшего школьника становится педагог и одноклассники. Так как ребенок находиться рядом с учителем большую часть дня, преподаватель имеет определенный авторитет в глазах учащихся, то преподаватель на личном примере может научить ребенка необходимым навыкам и умениям гигиены .

В этом возрасте все более глубокими и осознанными  становятся высшие чувства: нравственные, интеллектуальные. Поэтому очень  важно знать и уметь так  построить процесс гигиенического воспитания, чтобы он включал в  себя:- во-первых, актуализацию  всех источников нравственно-интеллектуального опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства;

 

- во-вторых, правильное  соотношение  форм деятельности  и просвещения  на данном возрастном  этапе;

- в-третьих,  включение  критериев воспитанности  в оценку  всех без исключения  видов  деятельности и проявлений  личности.

В соответствии с этим, на первый план выступает задача воспитания у младших школьников потребности в гигиене как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к "самосозиданию" и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания - формирование валеологической культуры личности как части ее общей культуры .

Далее, на последующих  этапах осуществляется развитие гигиенических  навыков и привычек в процессе целенаправленного воспитания. Известно, что привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение воспитания в этом процессе трудно переоценить. Педагогам необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание младшего школьника, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, педагоги должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в вопросах гигиены.

Гигиеническое воспитание младших школьников по учебным  планам начальной школы осуществляется в рамках дисциплины: «Валеология и познание мира», которая изучает принципы воспитания здорового образа жизни детей.

Здоровый образ  жизни определяется правильными  взаимоотношениями человека с самим  собой, с другими людьми, с обществом  и природой. В соответствии с этой системой отношений работа направленная на воспитание гигиены должна осуществляться в следующих направлениях:

1. "Я и мое  здоровье". Резервы моего здоровья - мое богатство.

2. "Я и другие  люди". Взаимодействие в коллективе  как условие здоровья ребенка.

Информация о работе Роль Медицинской сестры в санитарно-гигиеническом воспитании школьника