Роль мотивации в эффективности профилактики и лечения заболеваний пародонта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 14:25, реферат

Краткое описание

Как известно, успешность лечения заболеваний (не только стоматологических, но и любых других соматических патологий), зависит не только от навыка и квалификации врача, но и от желания и возможности самого пациента. Следовательно, в задачу доктора входит, помимо собственно мануального, медикаментозного лечения, умение дать верные рекомендации по профилактике по поддержанию достигнутого результата, а также способность донести до пациента всю необходимость данных процедур, то есть работать над мотивацией пациентов.

Вложенные файлы: 1 файл

Rol_motivatsii_v_effektivnosti_profilaktiki_i_l.docx

— 197.18 Кб (Скачать файл)

Роль мотивации в эффективности  профилактики и лечения  заболеваний  пародонта.

Как известно, успешность лечения  заболеваний (не только стоматологических, но и любых других соматических патологий), зависит не только от навыка и квалификации врача, но и от желания и возможности  самого пациента. Следовательно, в задачу доктора входит, помимо собственно мануального, медикаментозного лечения, умение дать верные рекомендации по профилактике по поддержанию достигнутого результата, а также способность донести до пациента всю необходимость данных процедур, то есть работать над мотивацией пациентов.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Таким образом, задача врача  – превратить профилактические и  лечебные мероприятия в потребность  пациента, сформировать у него привычку следить за своим здоровьем, внимательно  отслеживать любые патологические изменения. Учитывая, что чем старше человек, тем привычки менять сложнее, нужно начинать с раннего возраста. С другой стороны необходимо добиться сознательности действий пациента в отношении своего здоровья, тщательно объяснив ему каждое действие.

Насколько мотивация значима  для успешности лечения можно  судить по одному из проведённых исследований («Психофизиологические особенности лиц молодого возраста с различным уровнем мотивации к стоматологиче» Автор: Чаплиева Е.М., Работа выполнена в ГОУ ВПО « Волгоградский государственный медицинский университет Росздрава»):

1. Основными причинами, определяющими низкую мотивацию обращения за стоматологической помощью лиц молодого возраста, являются: устойчивые фобии, связанные с лечением и ожиданием боли (76,2%), эмоциональный дискомфорт при общении с врачом-стоматологом (76,9±%), отсутствие достоверной информации о профилактических стоматологических мероприятиях (79,2%).

2.  Интенсивность кариеса зубов во многом определяется уровнем мотивации к стоматологическим лечебно-профилактическим мероприятиям. При этом низкий уровень мотивации является одним из неблагоприятных факторов, определяющий высокую вероятность роста кариозного поражения твердых тканей зуба и его осложнений. У лиц с низким уровнем мотивации интенсивность кариеса зубов в 1,6 раза, количество кариозных зубов в 3,6, а количество удаленных зубов в 6,6 раз превышает аналогичные показатели группы высокомотивированных лиц.

3. Отсутствие мотивации к стоматологическим лечебно-профилактическим мероприятиям обуславливает высокую распространенность (54,41±6,04%) заболеваний тканей пародонта, плохой уровень гигиены полости рта  (OHI-S=3,17±0,32), более высокую степень выраженности как воспалительных (РМА=31,92±5,16%), так и воспалительно-деструктивных (РI =0,93±0,04) изменений в тканях пародонта, определяющих и более высокую нуждаемость в их лечении, что диктует необходимость улучшения гигиенического состояния полости рта и повышения санитарной грамотности при снижении стоматологической мотивации.  

4. Доминирующими устойчивыми индивидуальными характеристиками, влияющими на формирование низкого уровня мотивации, являются: тревожно-депрессивные проявления (49,6%), индивидуалистичность (с неудовлетворенной потребностью в контактах и сложностями построения межличностных отношений) и психическая ригидность с подозрительностью и склонностью подвергать сомнению действия окружающих (76,01%). Снижение уровня мотивации к стоматологическим лечебно-профилактическим мероприятиям сопровождается значимым ростом симпатоадреналовой активности, что снижает резервные возможности организма и создает неблагоприятный фон позитивного отношения пациента с низким уровнем мотивации к любым стоматологическим манипуляциям, в том числе и профилактического характера.

Рассмотрим систему мотивировки  пациента на примере детей-подростков, в частности, на воспитанниках детских домов, входящих в особую группу риска, вследствие недостаточного врачебного воспитания и отсутствия полноценного контроля качества за гигиеной полости рта.

Введение

 

По данным ВОЗ, распространенность ВЗП у подростков достигает 80−83%. Наиболее часто в этом возрасте встречается  гингивит. Во время эпидемиологических исследований московских школьников гингивит обнаружили у 77% 12−летних подростков и у 87% 15−летних. Высокие показатели заболеваний пародонта выявляются при обследовании воспитанников детских домов. Это связано с тем, что данная категория детей относится к группе высокого риска. Их здоровье формируется в условиях сочетанного действия неблагоприятных социальных, психологических, биологических и генетических факторов, что снижает адаптационные возможности организма. Социальное значение проблемы определяется ростом числа детей-сирот в Российской Федерации. В Свердловской области в настоящее время в 80 детских учреждениях общественного призрения всех видов и типов воспитывается более 5 тысяч детей.

Доказано, что определяющим звеном в развитии гингивитов являются микроорганизмы, которые проявляют  патогенные свойства на фоне плохой гигиены  полости рта и сниженной общей  и местной иммунной резистентности. К снижению действия указанных факторов приводят гигиенические мероприятия  в сочетании с мерами по усилению защитных свойств слюны против микрофлоры.

 

 

Алгоритм лечения  и профилактики воспалительных заболеваний  пародонта у подростков-воспитанников  детского дома

 

1. Определение соотношения  психологического статуса и уровня  интеллекта у подростков путем  сочетанного применения тестов  Векслера и Кеттелла.

Данный этап позволяет  в дальнейшем проводить мотивационные  мероприятия дифференцированно, в  зависимости от состояния мотивационно-волевой  сферы подростка. Проводить диагностические  тесты необходимо совместно с  врачом-психиатром или психологом.

Умение и желание соблюдать  гигиену полости рта зависит  от наличия положительной мотивации, внутреннего побуждения, наличия  потребностного состояния. Процесс убеждения пациента изменить свои привычки или приобрести новые очень долгий и трудный, обратимый на первых стадиях. Следует учитывать тот факт, что у категории детей-сирот формирование мотивационно-волевой сферы проходит с большим отставанием, поэтому необходимо подбирать адекватные методы мотивации и обучения гигиене полости рта в зависимости от уровня психического и интеллектуального развития.

Роль мотивации в поддержании  хорошей гигиены полости рта  в настоящий момент считается  неоспоримой. Хорошо известно, что для  успешного осуществления методов  комплексного лечения и профилактики и, в конечном итоге, для получения  положительного эффекта необходимым  и обязательным являются подготовительные мероприятия в виде обучения и  тщательного контроля за соблюдением гигиены полости рта.

Известно, что обучение правильной технологии чистки зубов, использования  средств личной гигиены, кратности  посещения врача-стоматолога с  целью проведения профессиональной гигиены особенно важно в детском  и подростковом периоде, когда складывается система жизненных ценностей, приоритетов, иерархии тех или иных мотивов. Причем основой успешного гигиенического воспитания детей и подростков является создание привычки в поддержании  хорошей гигиены полости рта. Приобретение умений и формирование стереотипов поведения особо  актуальны в подростковом возрасте. На этом критическом этапе развития личности важное значение приобретает групповой подход как один из методов коррекции поведения.

Доказано, что процесс  убеждения пациента изменить свои привычки и приобрести новые идет медленными, повторяющимися шагами и на первых стадиях обратим. Для выработки  полезной привычки человек должен идти в теории от знания через понимание  до убеждения. Далее следуют практические этапы — выработка навыков  выполнения гигиенических манипуляций, которые путем многократных упражнений превращаются в привычку.

По данным исследователей, формы воспитания стойкой привычки определяются особенностью развития мотивационно-волевой  сферы личности.

При рассмотрении внутренних условий мотивации важно учитывать  психологические особенности личности (тип нервной системы, темперамент, характер). Эти особенности накладывают  неповторимый отпечаток на структуру  исходных побуждений и динамику процессов  мотивации.

Известно, что общая осведомленность, понятливость, способность к нахождению сходства понятий, конструктивное мышление исследуемого являются основанием для  построения обучающих методик, определяющих суть профилактического процесса. Поэтому  прежде, чем приступать к процессу научения и воспитания потребностей в поддержании хорошей гигиены ротовой полости, необходимо иметь представление об уровне интеллекта личности, к которой будут обращены эти процессы.

В рамках дифференцированного  подхода к обучению и коррекции  мотивационно-волевой сферы мы рекомендуем  проводить оценку соотношения индивидуально-психологических  особенностей человека и актуального  уровня интеллекта. Наиболее приемлемым для этого является сочетанное использование  тестов Векслера и Кеттелла. Помощь в тестировании подростков может оказать врач-психиатр или психолог, входящие в штат детских домов.

Особенностью теста Векслера является то, что количественно-качественная оценка его результатов позволяет  судить не только об уровне интеллектуального  развития, но и об его структуре. С помощью шкалы Векслера выделяют следующие группы:

1.      Нормальный  уровень интеллекта (общий интеллектуальный  потенциал (ОИП) — 90 баллов  и выше)

2.      Пограничная  интеллектуальная недостаточность  (ОИП = 80−90 баллов)

3.      Легкая  интеллектуальная недостаточность  (ОИП = 70−80 баллов)

Для определения индивидуально-психологических  особенностей человека наиболее удобна методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла. Данное средство психологической экспресс-диагностики является популярным благодаря простой и быстрой технике проведения.

При группировании и интерпретации  результатов подросткового варианта опросника Кеттелла (HSPQ) учитываются крайние показатели (ниже 4 и выше 6 стенов) по основным факторам (см. приложение 1).

На основании результатов  проведенного исследования целесообразно  выделить три основные группы с учетом характеристик эмоционально-мотивационной  сферы подростков, определяющих суть психологической коррекции.

 

Группа 1. «Неустойчивые, безвольные»

Для составляющих данную группу подростков свойственна низкая ответственность, неустойчивость интересов, потворство своим желаниям, непостоянство в привязанностях, легкомысленность, низкий самоконтроль поведения. Отмечаются трудности адаптации в жестко регламентированных ситуациях, слабый интерес к общественным стандартам, нежелание прилагать усилия для осуществления заданных правил.

Основными факторами для  интерпретации являются:

§         фактор C (слабость «Я» — сила «Я») — (3 ± 1 стен)

§         фактор D (флегматичность — возбудимость) — (6 ± 9 стенов)

§         фактор E (конформность — доминантность) — (6 ± 9 стенов)

§         фактор F (десургенсия — сургенсия) — (5 ± 8 стенов)

§         фактор G (слабость «Сверх-Я» — сила «Сверх-Я») — (3 ± 1 стен)

§         фактор Q3 (импульсивность — контроль желаний) — (3 ± 1 стен)

Показатели по остальным  факторам на среднем уровне.

 

Группа 2. «Добросовестные  исполнители».

Для данной группы характерен высокий самоконтроль поведения, умение преодолевать препятствия, склонность доводить дело до конца. Интересы носят  постоянный характер, отмечается умение планировать свои действия, достаточная  критичность к своим поступкам, ответственность, добросовестность, обязательность, характерно умение действовать по четко  заданным правилам, практичность и  реализм в оценках.

Основными факторами для  интерпретации являются:

§         фактор C (слабость «Я» — сила «Я») — (7 ± 9 стенов)

§         фактор D (флегматичность — возбудимость) — (4 ± 1 стен)

§         фактор F (десургенсия — сургенсия) — (4 ± 2 стена)

§         фактор G (слабость «Сверх-Я» — сила «Сверх-Я») — (6 ± 9 стенов)

§         фактор I (харрия — премсия) — (4 ± 3 стена)

§         фактор J (зеппия — коестения) — (4 ± 2 стена)

§         фактор Q3 (импульсивность — контроль желаний) — (6 ± 9 стенов).

Показатели по остальным  факторам на среднем уровне.

 

Группа 3. «Ведомые, конформные, нуждающиеся в поддержке»

Для данной группы характерна подчиняемость, ведомость, послушание, неуверенность в себе и в своих силах. Составляющие данную группу руководствуются мнением окружающих, следуют за более сильными, легко подчиняются авторитетам, групповым требованиям. В поведении они склонны ориентироваться на мнение группы, нуждаются в поддержке советах, одобрении.

Основными факторами для  интерпретации являются:

§         фактор E (конформность — доминантность) — (3 ± 2 стена)

§         фактор H (тректия — пармия) — (4 ± 1 стен)

§         фактор J (зеппия — коестения) — (4 ± 2 стена)

§         фактор O (гипертимия — гипотимия) — (7 ± 9 стенов)

§         фактор Q2 (социабельность — самодостаточность) — (4 ± 1 стен)

Показатели по остальным  факторам были на среднем уровне.

После того, как проведено  психологическое тестирование, каждый подросток попадает в одну из трех групп по уровню интеллекта и в  одну из трех групп по типу психическому.

Учет разнообразных соотношений  степени развития интеллекта и психических  особенностей позволяют наиболее эффективно проводить мотивационные мероприятия.

2. Обучение педагогов,  воспитателей и медицинских работников  основным методикам формирования  мотивации

Мотивацию целесообразно  начинать с воспитателей и медицинских  работников детских домов. Во время  первой беседы необходимо объяснить  цели и задачи профилактики, как  она будет проводиться в данном учреждении, какую помощь может оказать  персонал. Далее с воспитателями  проводится цикл занятий, представленный в таблице №1.

 

Таблица 1

Данный цикл занятий проводится с воспитателями ежегодно в сентябре.

3. Формирование у подростков-воспитанников  детского дома позитивной мотивации  к профилактике, лечению воспалительных  заболеваний пародонта, устойчивой  привычки к соблюдению гигиены  полости рта, правильному применению  гигиенических навыков.

На данном этапе необходимо сформировать группы по 8−10 человек. В  каждую группу должны входить подростки  с одинаковым состоянием мотивационно-волевой  сферы.

Информация о работе Роль мотивации в эффективности профилактики и лечения заболеваний пародонта