Физиологическая оценка физического развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:38, реферат

Краткое описание

Известно, что физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния здоровья детей. Состояние физического развития зависит от врожденных особенностей, а также от условий окружающей среды, в которой растет и формируется организм. К проведению обследования физического развития детей, в частности антропометрии следует допускать подготовленных медицинских работников, так как техника и методы антропометрических измерений требуют определенных знаний и практических навыков

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Особенности развития детей дошкольного возраста и их оценка. . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

реферат оценка здоровья.docx

— 35.35 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный  гуманитарно-педагогический университет»

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по основам  педиатрии и гигиены детей  раннего и дошкольного возраста на тему:

«ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 511 группы

Филимонова Арина

 

 

Проверил:

преподаватель

Силин.Б.В


 

 

 

 

ПЕРМЬ

2013

ПЛАН

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Особенности развития детей  дошкольного возраста и их оценка. . . . . . .

4

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Известно, что физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния здоровья детей. Состояние физического развития зависит от врожденных особенностей, а также от условий окружающей среды, в которой растет и формируется организм. К проведению обследования физического развития детей, в частности антропометрии следует допускать подготовленных медицинских работников, так как техника и методы антропометрических измерений требуют определенных знаний и практических навыков.

     Очень важно постоянно вести мониторинг физического развития дошкольников. Целью такого исследования является формирование представления о морфологических, функциональных, соматоскопических признаках, ознакомление с методами и приборами, используемыми для антропометрических и функциональных исследований, формирование навыков оценки физического развития детей по антропометрическим и физиометрическим признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ОЦЕНКА.

     Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).

     Антропометрические показатели - это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития. Их разделяют на три группы:

-  соматоскопические  - состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног,  состояние осанки, развития мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания;

-  соматометрические - длина и масса тела,  окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечия и т.п.;

-  физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила.

Соматоскопические показатели.

     Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и других параметров (показателей).

     Кожа описывается как гладкая, чистая, влажная, сухая, упругая, вялая, угристая, бледная, гиперемированная и др.

     Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр.

     Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.

     Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в передне-заднем направлении (кифоз, лордоз), так и в боковом (сколиоз).

     Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного изгибов и длины позвоночника).

Нормальная осанка характеризуется  пятью признаками:

1- расположением остистых  отростков позвонков по линии  отвеса, опущенного от бугра затылочной  кости и проходящего вдоль  межягодичной складки;

2- расположением надплечий на одном уровне;

3- расположением обеих  лопаток на одном уровне;

4- равными треугольниками (справа и слева), образуемыми  туловищем и свободно опущенными  руками;

5- правильными изгибами  позвоночника в сагиттальной  плоскости (глубиной до 5 см в  поясничном отделе и до 2 см  — в шейном).

     При ряде заболеваний (сколиоз, кифоз и др.) происходит изменение осанки. Нередко занятия несоответствующим видом спорта, ранняя специализация (гимнастика, штанга и др.) ведут к расстройству функции позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на функции внутренних органов и работоспособности человека в целом.

     Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Для плоской стопы характерно опущение свода. Развитие плоскостопия сопровождается появлением при нагрузке неприятных, болезненных ощущений в стопе и голеностопном суставе.

 

 

Соматометрические показатели.

Рост.

     Наиболее стабильным  показателем физического развития  является рост ребенка. Он определяет  абсолютную длину тела и соответственно  этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов  и систем, формирование функций  в тот или иной период времени. 

     За первый  год ребёнок прибавляет в росте  в среднем 25 см., так что к  году его рост составляет в  среднем 75-76 см. При правильном  развитии ребёнка месячная прибавка  роста может колебаться в пределах  ± 1см, однако к 6 месяцам и  к году эти колебания роста  не должны превышать 1 см.

     Измерение  детей первого года жизни проводится  в положении лежа горизонтальным  ростомером. Ребенок укладывается  на спину таким образом, чтобы  голова плотно прикасалась макушкой  к поперечной планке ростомера.  Голова устанавливается в положении,  при котором нижний край глазницы  и верхний край козелка уха находятся в одной вертикальной плоскости. Помощник плотно фиксирует голову ребенка. Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени ребенка. Правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая стопы до прямого угла. Расстояние между неподвижной и подвижной планкой будет соответствовать росту ребенка.

    Рост детей  увеличивается неравномерно. В период  от 4 до 5,5 лет у мальчиков и  на 6—7-м году у девочек рост  несколько ускоряется — до 6—8  см в год (так называемое  первое физиологическое вытяжение). Ориентировочно можно считать,  что начиная с 1 года ребенок ежегодно вырастает в среднем на 5 см.

      Измерение  роста у детей старше года  проводится в положении стоя  ростомером. Ребенок становится  на площадку ростомера спиной  к вертикальной стойке, в естественном, выпрямленном положении, касаясь  вертикальной стойки пятками,  ягодицами, межлопаточной областью  и затылком, руки опущены вдоль  тела, пятки вместе, носки врозь.  Голова устанавливается в положении,  при  котором нижний край  глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания.

 

 

Масса тела.

     В отличие  от роста масса тела является  довольно лабильным показателем,  который сравнительно быстро  реагирует и изменяется под  влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка  в массе тела происходит в  первую четверть года. Масса тела  доношенных новорожденных колеблется  от 2600г до 4000г и в среднем  равна 3-3,5 кг.

     Динамика массы  тела характеризуется большей  прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.

     В среднем  к одному году масса тела  ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание  массы тела у грудных детей  не всегда отличается такой  закономерностью. Это зависит  от индивидуальных особенностей  ребёнка и целого ряда внешних  факторов.

     Определение  массы тела у детей раннего  возраста проводится на весах  с максимально допускаемой нагрузкой  до 20кг. Вначале взвешивается пеленка.  Она кладется на лоток весов,  так, чтобы края пеленки не  свешивались с лотка. Ребенок  укладывается на широкую часть  лотка головой и плечевым поясом, ножками на узкую часть лотка.  Если ребенка можно посадить, то его сажают на широкую  часть лотка ягодицами, ножками  на узкую часть. Помещать ребенка  на весы и снимать с них  можно только при закрытом  коромысле весов, стоя не сбоку,  а прямо со стороны коромысла  весов. Показания веса отсчитывают  с той стороны гири, где имеются  насечки или вырезка (нижнюю  гирю необходимо помещать только  в имеющиеся на нижней, шкале  насечки). После записи веса гири  ставятся на ноль. Для определения  веса ребенка необходимо из  показаний весов вычесть вес  пеленки.

     Взвешивание  детей до одного года в дошкольных  учреждениях проводится каждые 10 дней, от  1 до 3 лет — один раз  в месяц.

      В более старшем возрасте ежегодная прибавка массы тела составляет в среднем 2 кг: за 4-й год жизни — примерно 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й и 7-й — по 2,5 кг. К 6—7 годам масса тела ребенка примерно равна удвоенной массе его тела в возрасте 1 года. Точная оценка физического развития (Физическое развитие) ребенка возможна только на основании сравнения показателей его роста и массы тела с показателями стандартных ростовесовых таблиц или кривых.

     При оценке  физического развития ребёнка  необходимо знать правильное  соотношение между массой тела  и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.

Пропорциональность развития.

     Кроме роста  и массы тела для оценки  физического развития имеют значение  правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах - от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 -0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.), к полутора годам она возрастает до 47,9 см, у 2-летних малышей -- до 49 см, а у трехлеток -- до 50 см. За 2-й год жизни окружность головы увеличивается на 2 см, за 3-й -- на 1 см.

     Измерение  окружности груди производится  сантиметровой прорезиненной лентой  в состоянии спокойного дыхания  (паузе, а  детей старших  возрастов при вдохе и выдохе). Лента накладывается сзади —  под углами лопаток, а спереди  — на уровне нижнего края  сосков.

Статистические функции.

     Статические  функции оценивают с учетом  темпов моторного развития ребенка.  Это различные двигательные умения  ребенка. Необходимо учитывать  способность ребенка в определенном  возрасте удерживать голову, совершать  движения руками (ощупывание объекта,  хватание, удержание игрушки в  одной руке, выполнение различных  действий), появление динамических  функций (поворачивание со спины  на живот и с живота на  спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).

Информация о работе Физиологическая оценка физического развития детей дошкольного возраста