Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 23:38, курсовая работа
Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступногомедицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья.
Представляет собой совокупность мер политического, экономического,социального, правового, научного,медицинского, санитарно-гигиенического,противоэпидемического икультурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… 3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ……………………….
4
1.1. Здравоохранение Российской Федерации: структура, особенности, значение…………………………….
4
1.2. Нормативно-правовая база регулирования здравоохранение в России…………………………………………………………
5
1.3. Анализ современного состояния здравоохранения в России…………………………………………………………. 7
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРОВООХРАНЕНИЕ…...
9
2.1. Формы воздействия государственных финансов на здравоохранение…………………..
9
2.2. Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в Российской Федерации………..
11
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………
16
3.1. Основные проблемы здравоохранения в Российской Федерации………………………………………..
17
3.2. Перспективы развития здравоохраненияв Российской Федерации…………………………………………
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………... 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….. 26
Сохранение и укрепление здоровья населения
Российской Федерации возможно лишь при
условии формирования приоритета здоровья
в системе социальных и духовных ценностей
российского общества путем создания
у населения экономической и социокультурной
мотивации быть здоровым и обеспечения
государством правовых, экономических,
организационных и инфраструктурных условий
для ведения здорового образа жизни.
Для формирования здорового образа жизни необходимо
внедрение системы государственных и
общественных мер по:
1)
совершенствованию медико-гигиенического
образования и воспитания населения, особенно
детей, подростков, молодежи, через средства
массовой информации и обязательному
внедрению соответствующих образовательных
программ в учреждения дошкольного, среднего
и высшего образования. В рамках указанного
направления необходимо осуществлять
обучение гигиеническим навыкам по соблюдению
правил гигиены труда, режима труда (в
том числе учебы) и отдыха, режима и структуры
питания, своевременного обращения за
медицинской помощью и иных норм поведения,
поддерживающих здоровье;
2)
созданию эффективной системы мер по борьбе
с вредными привычками (злоупотребление
алкоголем, табакокурение, наркомания
и др.), включающей просвещение и информирование
населения о последствиях употребления
табака и злоупотребления алкоголем, содействие
сокращению употребления табака и алкоголя,
регулирование и раскрытие состава табачных
изделий и алкогольной продукции, и предоставление
полных сведений о составе на упаковке,
защита некурящих от воздействия табачного
дыма, ограничение употребления алкоголя
в общественных местах, регламентирование
размещения мест продажи алкогольных
напитков, табака и порядка их реализации,
а также ценовые и налоговые меры;
3)
созданию системы мотивирования граждан
к ведению здорового образа жизни и участию
в профилактических мероприятиях, в первую
очередь, посредством популяризации уклада
и стиля жизни, способствующего сохранению
и укреплению здоровья граждан Российской
Федерации, формирования моды на здоровье
особенно среди подрастающего поколения,
внедрение системы медицинского обслуживания
здоровых и практически здоровых граждан;
ведение разъяснительной работы о важности
и необходимости регулярной профилактики
и диспансеризации граждан;
4)
созданию системы мотивирования работодателей
к участию в охране здоровья работников
посредством установления льгот по страховым
взносам на обязательное медицинское
и социальное страхования, стимулирования
работающих коллективов к ведению здорового
образа жизни;
5)
профилактике факторов риска неинфекционных
заболеваний (артериальное давление, неправильное
питание, гиподинамия и т.д.);
6)
созданию системы мотивирования руководителей
учреждений системы школьного образования
к участию в охране здоровья и формированию
здорового образа жизни школьников.
В
целях формирования здорового образа
жизни будут решены следующие задачи:
- проведение прикладных научных и эпидемиологических
исследований по обоснованию совершенствования
законодательства и методической базы;
- обеспечение межведомственного сотрудничества
и функционирования координационного
механизма (включая организацию деятельности
федерального ресурсного центра);
- разработка современных подходов и обеспечение
условий для обучения специалистов, совершенствование
учебных программ, развитие инфраструктуры
федеральных научных, образовательных
учреждений;
- организация и развитие медико-профилактической
помощи путем внедрения современных медико-профилактических
технологий;
- организационно-методическое обеспечение
деятельности региональных профилактических
организаций (центров медицинской профилактики),
а также учреждений первичной медико-санитарной
помощи;
- разработка и реализация федеральных
информационных и коммуникационных кампаний;
- организация вертикали взаимодействия
между центрами медицинской профилактики
и кабинетами профилактики в первичном
звене;
- организация школ здоровья по основным
факторам риска;
- развитие условий для ведения здорового
образа жизни, включая обеспечение мониторинга
и современного уровня контроля (надзора)
за соответствием продукции, предназначенной
для человека, а также факторов среды обитания
человека требованиям действующего законодательства.
Мероприятия,
направленные на формирование здорового
образа жизни у граждан Российской Федерации,
будут осуществляться в два этапа.
На
первом этапе (2009 - 2015 гг.) будет разработана
система оценки здоровья, определены базовые
индикативные показатели, такие как потенциал
общественного здоровья и индекс здорового
образа жизни. Также обеспечена их стабилизация
за счет постепенного наращивания объемов
финансирования конкретных мероприятий,
в том числе направленных, учитывая уровень
распространенности вредных привычек
в стране, на снижение потребления табака
и алкоголя, на оказание медико-профилактической
помощи населению на основе разработанных
методик и стандартов с учетом групп риска
и этапов внедрения отдельных медико-профилактических
технологий (сначала "пилотные" регионы,
затем тиражирование на всю территорию
Российской Федерации).
На
втором этапе (2016 - 2020 гг.) планируется выйти
на необходимый, с точки зрения эффективности,
объем мероприятий для постепенного увеличения
(по отношению к базовым показателям, установленным
на первом этапе) потенциала общественного
здоровья на 10% и индекса здорового образа
жизни на 25%. При этом уровень распространенности
употребления табака и объемов потребления
алкоголя (в пересчете на чистый спирт)
в стране за весь период должен снизиться
в 2 раза.
При
этом, с 2009 по 2012 год финансовым обеспечением
для мероприятий по формированию здорового
образа жизни будет выступать приоритетный
национальный проект "Здоровье",
в котором будет предусмотрено 3,8 млрд.
рублей. В целом предполагается выделять
бюджетные ассигнования федерального
бюджета в общей сумме не менее 13,8 млрд.
рублей на период 2009-2020. Также финансовое
обеспечение мероприятий должно производиться
из бюджетов субъектов Российской Федерации
и местных бюджетов. Кроме того, создание
механизмов мотивирования и усиление
разъяснительной работы привлечет инвестиции
частного сектора экономики в оздоровительную
инфраструктуру.
Снижение
рисков для здоровья населения должно
осуществляться на основе предупреждения
и устранения вредного воздействия на
население факторов среды обитания человека
(биологических, химических, физических
и социальных). Одним из наиболее важных
факторов охраны здоровья является обеспечение санитарно-
1)
совершенствование системы мер по снижению
риска воздействия неблагоприятных факторов
среды обитания на население на основе
развития санитарного законодательства,
государственного санитарно-эпидемиологического
нормирования и технического регулирования
с помощью инструментов социально-гигиенического
мониторинга и обеспечения государственного
санитарно-эпидемиологического надзора,
а также надзора в области защиты прав
потребителей, а также обеспечение безопасных
и комфортных условий труда, базирующихся
на гигиенических критериях оценки профессионального
риска вреда здоровью работников, внедрение
единых критериев медицинской реабилитации
больных профессиональными заболеваниями;
2)
борьба с инфекционными и паразитарными
заболеваниями, в рамках которой необходимо
усиление санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий, особое
внимание среди которых будет уделяться
снижению и стабилизации уровней заболеваемости
по инфекциям, управляемым средствами
специфической профилактики, совершенствованию
и выполнению Национального календаря
профилактических прививок и Календаря
профилактических прививок по эпидемическим
показаниям, а также профилактики, диагностики
и лечения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов
В и С;
3)
создание системы социализации определенных
групп населения, являющихся потенциальными
разносчиками инфекционных заболеваний
(лиц без определенного места жительства,
отбывающих наказание в СИН, др.).
Реализация
мероприятий в рамках Национального календаря
профилактических прививок позволит снизить
уровень заболеваемости гепатитом В до
2,8 случаев на 100 тыс. населения в 2010 году,
до 2,7 случаев в 2012 году, краснухой до 10
случаев на 100 тыс. населения в 2010 году
и до 8 случаев - в 2012 году, корью до 1 случая
на 1 млн. населения в 2010 году, 0,8 случаев
в 2012 году. К 2020 году реализация указанных
мероприятий позволит обеспечить сохранение
статуса страны, как территории свободной
от полиомиелита; снизить заболеваемость
острым вирусным гепатитом В до 1 случая
на 100 тысяч населения, ликвидировать заболеваемость
вирусным гепатитом В у новорожденных,
реализовать программу элиминация кори
в Российской Федерации, снизить заболеваемость
краснухой до 1-5 случаев на 100 тысяч населения
и ликвидировать ее на 40% территорий страны.
В
период с 2008 по 2020 гг. ежегодно планируется
обследование не менее 22 млн. человек (в
среднем, 15% от всего населения Российской
Федерации), этот уровень сохранится в
течение последних 10 лет.
Учитывая,
что за последние 5 лет имел место ежегодный
прирост числа вновь выявленных ВИЧ-инфицированных
в количестве 35-40 тысяч, который сохранится,
по прогнозным данным, до 2020 года, увеличится
и количество лиц, нуждающихся в антиретровирусной
терапии. Лечением будут охвачены вновь
выявленные ВИЧ-инфицированные, а также
лица, находящиеся на лечении, прекратившие
получать лечение ранее или ушедшие с
диспансерного наблюдения и вновь вернувшиеся.
В
целях выполнения задачи по сохранению
здоровья молодого поколения и трудового
потенциала нации, а также, учитывая ограниченные
финансовые возможности Проекта в области
лечения больных вирусными гепатитами,
необходимо дополнительно сосредоточить
усилия проекта на лечении хронических
вирусных гепатитов у детей, подростков,
молодежи до 25 лет. Планируется проводить
дальнейшее лечение против вирусных гепатитов
В и С лицам, имеющим ВИЧ-инфекцию, а также
лицам, нуждающимся в лечении и имеющим
хорошую приверженность лечению.
Обеспечение здорового безопасного питания населения
всех возрастных групп является важным
направлением при формировании здорового
образа жизни среди населения Российской
Федерации, предусматривающим оптимизацию
режима и характера питания, а также образование
и обучение различных групп населения
по вопросам здорового питания, в том числе
с участием научных и лечебных центров,
занимающихся вопросами питания.
Меры
по внедрению здорового безопасного питания:
- поддержка грудного вскармливания детей
раннего возраста,
- поддержка отечественного производства
специализированных продуктов для детского
питания, полностью удовлетворяющих потребности
здоровых детей раннего возраста;
- создание системы здорового питания
детей в организованных коллективах, в
том числе совершенствование организации
питания учащихся в общеобразовательных
учреждениях;
- образование и обучение различных групп
населения в вопросах здорового питания,
в том числе с участием научных и лечебных
центров, занимающихся вопросами питания;
- информационно-коммуникационная кампания
по формированию у граждан Российской
Федерации рациона здорового безопасного
питания;
- осуществление мониторинга состояния
питания населения.
Также
важным направлением являются меры по
повышению двигательной активности, которая
представляет собой важнейшее условие
поддержания здоровья граждан. В числе
таких мер должны быть:
- пропаганда и стимулирование активного
образа жизни, образование населения в
вопросах физической культуры;
- восстановление производственной гимнастики
и разработка конкретных рекомендаций
по её содержанию и формам осуществления
с учётом условий труда;
- развитие лечебной физкультуры и физической
культуры, направленной на поддержание
здоровья с опорой на имеющиеся в этой
области разработки российских учёных
и мировой опыт.
Заключение
За последние несколько лет внимание государства к проблеме здравоохранения увеличилось, как и расходы в этой области, однако, к сожалению, затраты были не очень эффективны. Положительные сдвиги заметны, но РФ все равно продолжает сильно отставать от развитых стран по многим важным показателям, таким как продолжительность жизни и качество медицинского обслуживания. Хочется верить, что программа по развитию здравоохранения справится с этой задачей. Ведь здоровье – это основа основ функционирования экономики в целом и залог счастья граждан.