Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 08:44, шпаргалка
1. Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье.
Психиатрия (греч. psyhe – душа, iatrea – лечение) – клиническая дисциплина, занимающаяся изучением распространенности, этиологии, патогенеза, диагностики, терапии, прогноза, экспертизы, реабилитации и профилактики психических и поведенческих расстройств.
1. Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье.
Психиатрия (греч. psyhe – душа, iatrea – лечение) – клиническая дисциплина, занимающаяся изучением распространенности, этиологии, патогенеза, диагностики, терапии, прогноза, экспертизы, реабилитации и профилактики психических и поведенческих расстройств.
Предмет психиатрии - психическое здоровье человека.
Задачи психиатрии:
1. Диагностика психических расстройств.
2. Изучение клиники, этиопатогенеза, течения
и исхода психических заболеваний.
3. Изучение эпидемиологии психических
расстройств.
4. Исследование воздействия лекарств
на патоморфоз психических заболеваний.
5. Разработка методов лечения психической
патологии.
6. Разработка способов реабилитации больных
с психическими заболеваниями.
7. Разработка методов профилактики психической
патологии среди населения.
8. Вопросы организации психиатрической
помощи населению.
Психическое здоровье (психическая норма) - понятие неоднозначное в связи с отсутствием его объективных критериев, в психиатрии оно носит договорной характер. Основные подходы к определению психического здоровья:
1) среднестатистические
2) психическое здоровье - наличие способности человека хорошо адаптироваться к среде (прежде всего социальной) и состояние психического, психологического и социального благополучия.
3) утилитарная точка зрения
Методы
исследования в психиатрии (клинический
и экспериментально-
Клиническое исследование состоит из ряда этапов:
а) расспрос – основной прием психиатрического исследования; многие симптомы психического заболевания (навязчивые явления, вербальные галлюцинации, бред, начальные признаки депрессии, астении и т.д.) выражаются преимущественно в субъективных расстройствах; их существование и особенности можно обнаружить лишь при помощи умело проведенного собеседования.
Основные принципы расспроса:
1. внимательно выслушивать ответы пациента, ничего не упуская и всегда уточняя то, о чем он рассказывает
2. не задавать вопросы
в безапелляционной форме, т.к. собеседнику
при этом подсказывается
3. при сообщении больным
о том или другом расстройстве
или его утвердительном ответе
на вопрос предлагать привести
соответствующий пример и
4. важно руководить рассказом больного, непринужденно и естественно обсуждать с больным широкий круг проблем, выходящих за рамки темы самочувствия и ощущений
5. расспрос больного необходимо
вести в отсутствие
6. необходимо с достаточной
вдумчивостью и вниманием
Исследование состояния больного в данный момент неотделимо от анамнеза. Собирание субъективного анамнеза — обязательная часть расспроса. При установлении того или иного расстройства выясняют давность его существования, развитие в прошлом, взамен какого нарушения или наряду с чем оно возникло. Объективный анамнез собирают у близких и родственников больного. Рассказом родственников и знакомых о развитии заболевания необходимо руководить, т.к. вместо описания проявлений болезни иногда они пытаются изложить свои догадки о ее причинах или описывают свои переживания в связи с заболеванием близкого человека.
б) наблюдение – неотделимо от расспроса. Расспрашивая, врач наблюдает, а наблюдая, задает возникающие в связи с этим вопросы. Необходимо внимательно следить за поведением больного (выражением лица, интонациями, жестами, позой), улавливать малейшие изменения всего этого, т.к. таким образом удается уловить наличие галлюцинаций, оценить уровень и характер эмоциональных реакций, составить суждение об интеллекте и сознании, о бредовых переживаниях, поскольку «важно не только то, что сказано, но и как сказано».
в) изучение творчества больных. Любые тексты и рисунки больного, тем более опыты в сфере художественного творчества, заслуживают пристального внимания и психопатологического анализа. Представляют интерес содержание, манера исполнения, начертания, завершенность или хаотичность; небрежность или педантизм; схематизация или насыщенность деталями; реалистичность или вычурность, символистические или абстракционистские тенденции; цветовая гамма и т.д.
г) история болезни. Полученные в результате исследования данные заносят в историю болезни не в виде психиатрических терминов, определений, оценок и толкований, а описательно. Недопустима констатация бреда, галлюцинаций, депрессии и других феноменов; требуется подробный рассказ об обнаруженных явлениях со всеми присущими им особенностями.
д) общесоматическое и неврологическое обследования
Общесоматическое обследование больного осуществляется по обычным правилам. Оно должно быть тщательным, поскольку при ряде психических болезней тяжелые физические страдания проявляются стерто, «предательски бессимптомно». Многие психические больные не высказывают жалоб, несмотря на тяжесть своего соматического состояния. У ряда больных соматические заболевания участвуют в возникновении и течении психической болезни, у других они лишь случайно ей сопутствуют.
Неврологическое обследование необходимо, так как ряд психических болезней возникает в результате грубого органического поражения головного мозга, а многие психические болезни сопровож даются различными неврологическими нарушениями, расстройствами вегетативной нервной системы.
Экспериментально-
Как правило, психологические экспериментальные методики, доступные врачу, представляют собой довольно простые виды «умственных» и практических заданий, предлагаемых боль ным в разных вариантах и комбинациях в зависимости от целей дифференциальной диагностики и направленности на выявление тех или иных расстройств психики.
1) для обнаружения симптомов утомляемости, ослабления внимания, снижения темпа психической деятельности: корректурная проба Бурдона (больному предлагают вычеркнуть из стандартного текста определенные буквы – быстро, но неточно выполняет задание при маниакальных синдромах, медленно - при депрессии); метод отыскивания чисел (таблицы Шульте - цифры от 1 до 25 в таблицах приведены вразброс; больному предлагают указкой показать их и называть вслух по порядку); счет по Крепелину (складывание чисел «столбиком»); отсчитывание (последовательное вычитание чисел, например, отнимать «в уме» по 7 из 100)
2) для выявления расстройств памяти: заучивание слов, цифр; пересказ несложных сюжетов; опосредованное запоминание попарно предъявляемых слов, связанных по смыслу.
3) для выявления своеобразия мышления: раскрытие иносказательного смысла пословиц, метафорических выражений, сравнение предметов и понятий по признакам сходства и отличий (например, «дождь и снег», «обман и ошибка»), метод пиктограмм Лурия: больному предлагают с помощью собственноручных рисунков, набросанных для памяти, запомнить произнесенные экспериментатором 10 — 16 слов - помогает исследовать как память, так и процессы ассоциирования.
4) для определения интеллекта и уровня умственного развития: шкалы умственного развития Бине-Симона, Станфорда-Бине и т.д.
Экспериментально-
Особенности взаимодействия с психическими больными
Родственникам и друзьям следует помнить, что они могут поддержать больного человека и облегчить его психологическое состояние, связанное с болезнью. Больному человеку необходимо общение, чуткое, внимательное отношение со стороны родственников, способность выслушать жалобы на здоровье, на тревоги и проблемы. Как правило, психические расстройства сопряжены с чувством изоляции и беспомощности.
В таких случаях общение должно носить позитивный характер: следует поддержать больного, вселить в него веру в улучшение состояния, Достаточно часто психически больные люди испытывают облегчение от возможности поговорить о своих переживаниях с близким человеком. Следует помнить, что какими бы странными не казались Вам его высказывания - не пытайтесь переубеждать. Переубеждением Вы можете вызвать агрессию, отчуждение с невозможностью в дальнейшем установления контакта. Психически больной должен чувствовать, что Вы искренне ему сочувствуете.
Одним из важнейших факторов в лечении психического заболевания является понимание болезни и осознание ее проявлений со стороны семейного окружения больного. Достаточно часто со стороны родственников отсутствует понимание того, что близкий человек болен, в крайних случаях встречается полное отрицание болезни.
Бывает и так, формально родственники признают наличие заболевания, но недооценивают наличие тех или иных симптомов , характерных для различных психических расстройств. Например: снижение энергетического потенциала, быструю утомляемость, отсутствие деятельности, расценивают как лень, а не как проявления болезни. В результате отсутствия понимания тяжести заболевания, к больному предъявляются требования как к здоровому. В результате этого возникают взаимные обиды, упреки, что в свою очередь ухудшает психическое состояние больного человека.
К причинам неприятия болезни в первую очередь относится недостаток информации о болезни. Понимание близкими людьми симптомов психического заболевания , приводит к улучшению отношений с больным человеком, а также к своевременному принятию профилактических и лечебных мероприятий.
Иногда отсутствие принятия наличия психического заболевания у близкого человека- является психологической защитой (отрицание болезни) у его близких. За отрицанием болезни, стоит собственная боль и невозможность принятия заболевания и его прогноза. В этой ситуации очень важно, чтобы эмоции и чувства родственников не действовали разрушающим образом на них самих, так как это будет только усугублять состояние психически больного члена семьи.
Следует помнить, что вовремя начатое лечение при большинстве психических заболеваний, способно вернуть человека к нормальной, полноценной жизни.
Анамнез
Наследственность и семейный анамнез
1. Сколько человек в семье?
2. У Вас есть дети? Сколько?
3. Дети здоровы?
4. Ваши родители живы, умерли?
5. От чего они умерли? В каком возрасте?
6. У Вас есть братья, сёстры?
7. Они здоровы?
8. В Вашей семье кто-нибудь (был) серьёзно болен?
9. В Вашей семье были
(есть) больные эпилепсией (шизофренией,
другими психическими
10. У Вас в семье были
(есть) душевнобольные или
11. В Вашей семье ещё
кто-нибудь имеет подобные
История жизни и развития заболевания
1. Каким по счету ребёнком Вы были в семье?
2. Сколько лет было Вашим родителям, когда Вы родились?
3. Не было у Вашей
матери самопроизвольных
4. Как протекали беременность и роды у Вашей матери?
5. Как Вы развивались в детском возрасте (прорезывание зубов, начало стояния и ходьбы, развитие речи)?
6. Не было ли детских ночных страхов (сноговорения, снохождения, ночного недержания мочи, судорожных явлений, заикания)?
7. В каком возрасте Вы пошли в школу?
8. Какая была успеваемость в школе?
9. Были ли друзья в школе? Сколько?
10. Вы легко заводите друзей?
11. С какого возраста Вы начали работать?
12. Где и кем?
13. Сколько лет Вы работаете на данном предприятии (по данной профессии)?
14. Почему поменяли работу?
15. Какие санитарные условия и производственные вредности у Вас на работе?
16. Работа ночная (дневная, сменная)?
17. Какие у Вас жилищные условия? Кто проживает вместе с Вами?
Перенесённые болезни и вредные привычки
1. Какими болезнями Вы болели в прошлом?
2. Какие болезни Вы перенесли в детстве?
3. Вы болели венерическими болезнями (сифилис, гонорея)?
4. У Вас не было инфекционных заболеваний (туберкулез, менингит, энцефалит)?
5. Не было ли у Вас черепно-мозговых травм?
6. У Вас есть повышенная
чувствительность к каким-
7. Вы курите? Сколько сигарет в течение дня Вы выкуриваете?
8. У Вас есть пристрастие к спиртным напиткам (наркотикам, какому-нибудь лекарству)?
9. Как часто Вы употребляете спиртные напитки? Какие?
10. Возникает ли у Вас похмелье?
11. Много ли Вам нужно выпить, чтобы захмелеть?
Характер больного (до начала психического заболевания)
1. Каким Вы были по характеру в детстве (общительным или замкнутым, смелым или робким, энергичным или спокойным)?
2. Какие у Вас были отношения с родителями, товарищами и учителями в школе?