Высшие органы государственной власти Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 04:36, реферат

Краткое описание

Германия в современных границах существует с 3 октября 1990 г., даты вступления бывшей Германской Демократической Республики — ГДР (государства тоталитарного социализма) — в состав ФРГ в условиях крушения в мире системы тоталитарного социализма. Пять бывших земель ГДР стали землями (субъектами федерации) ФРГ на основе ст. 20 конституции ФРГ 1949 г., хотя до акта вступления ГДР в ФРГ, еще 31 августа 1990 г., был заключен договор об объединении ФРГ и ГДР. В связи с воссоединением Германии конституция 1949 г. подверглась изменениям, но продолжает действовать.

Содержание

Введение……………………………………………..………………………….. 3
1. Основной Закон Германии 1949 г.: общая характеристика……………….. 4
2. Конституционные основы организации и деятельности Бундестага….…. 9
3. Конституционный статус Федерального правительства Германии. Особенности правового положения канцлера………………………………. 13
4. Судебная власть по конституции Германии…………………………..….. 20
Заключение………………………………………………….…………………. 22
Список используемой литературы…………………….….………………….. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Высшие органы государственной власти Германии. СДАТЬ !!!.docx

— 43.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение……………………………………………..………………………….. 3

1. Основной Закон Германии 1949 г.: общая характеристика……………….. 4

2. Конституционные основы  организации и деятельности Бундестага….…. 9

3. Конституционный статус  Федерального правительства Германии. Особенности правового положения канцлера………………………………. 13

4. Судебная власть по  конституции Германии…………………………..….. 20

Заключение………………………………………………….…………………. 22

Список используемой литературы…………………….….………………….. 23

 

Введение

Германия как единое государство  существует немногим более 100 лет. За это  время были приняты три общегерманские конституции. Принятие каждой из них  совпадало с переломными этапами  в жизни страны. Первая конституция  Германии была дарована императором  Вильгельмом I в 1871 г. и юридически закрепляла объединение страны, достигнутое, по словам Бисмарка, "железом и кровью". 6 февраля 1919 г. Национальное собрание, избранное на основе всеобщих выборов  и наделенное учредительными полномочиями, приняло вторую общегерманскую конституцию, которая вошла в историю как  Веймарская (по имени города, где  заседало Национальное собрание). Это  была одна из наиболее демократичных  конституций своего времени. В ней  содержался обширный каталог прав и  свобод; впервые в конституционной  истории нового времени собственность  рассматривалась не только как право, но и как обязанность, предусматривалась  возможность ее национализации за справедливое вознаграждение.

Вместе с тем конструкцию  государственной власти, закрепленную Веймарской конституцией, вряд ли можно  считать удачной. Огромные полномочия рейхспрезидента вкупе с длительным сроком полномочий (7 лет), отсутствие реального  противовеса в лице парламента (рейхстага), права которого по конституции были серьезно урезаны, в конечном счете  сыграли роковую роль в судьбе Веймарской республики. Они создали  легальные возможности для прихода  к власти фашистов, что привело  к ее гибели.

Германия в современных  границах существует с 3 октября 1990 г., даты вступления бывшей Германской Демократической  Республики — ГДР (государства тоталитарного  социализма) — в состав ФРГ в  условиях крушения в мире системы  тоталитарного социализма. Пять бывших земель ГДР стали землями (субъектами федерации) ФРГ на основе ст. 20 конституции  ФРГ 1949 г., хотя до акта вступления ГДР  в ФРГ, еще 31 августа 1990 г., был заключен договор об объединении ФРГ и  ГДР. В связи с воссоединением Германии конституция 1949 г. подверглась  изменениям, но продолжает действовать.

 

 

 

  1. Основной Закон Германии 1949 г.: общая характеристика.

Основной закон принимался как временная конституция, а  потому не был назван "Конституция". В Преамбуле было указано, что  он действует вплоть до объединения  страны, после чего будет разработана  конституция объединенной Германии. Однако 40-летний опыт конституционного строительства доказал, что Основной закон был одним из самых удачных  конституционных документов в истории  Германии. Он обеспечил создание и  функционирование жизнеспособной демократии на немецкой земле. Поэтому после  объединения страны положение о  временном характере Основного  закона было удалено из Преамбулы. Тем  не менее вопрос о разработке новой  конституции окончательно не снят с  повестки дня, он лишь отложен на неопределенное время.

Основной закон — это  новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность  с предшествующим конституционным  развитием. В ст. 140 Основного закона сказано, что ст. 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции являются составными частями  Основного закона. Эти статьи регулируют взаимоотношения государства и  церкви. Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов, причем три  раздела (IV, Vll, X) были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону. Преамбула Основного закона содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением служить всеобщему миру. Далее в Преамбуле констатируется, что немцы в землях (дается полный список немецких земель) на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии. Раздел первый Основного закона носит наименование "Основные права". Это подчеркивает основополагающий характер данного института. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти. Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ.

Второй раздел "Федерация  и земли" содержит закрепление  основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная  характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений  федерации и земель, закрепляется право на местное самоуправление, а также конституционные основы германской внешней политики и участие  ФРГ в развитии Европейского Союза. Разделы III—VI посвящены организации  и деятельности федеральных органов  (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава IV регламентирует статус Совместного комитета. В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разд. VII, VIII, VIII). Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ. Важное значение имеет разд. X, который в ФРГ именуется "финансовой конституцией". Здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел Ха содержит регламентацию мер на случай состояния обороны. Наконец, последний, XI раздел "Переходные и заключительные положения" устанавливает положения, касающиеся возможности обладания гражданством ФРГ, некоторые вопросы изменения территориального деления страны, действия правовых норм, принятых до вступления в силу Основного закона, и некоторые другие. 1

Основной закон базируется на традициях германского конституционализма. И по форме, и по содержанию он отражает германскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Вместе с тем в конституции  ощущается влияние конституционного законодательства западных стран, особенно США. Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет  прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм  и др.

По форме правления  ФРГ является парламентарной республикой. Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что "конституционный  строй в землях должен соответствовать  принципам республиканского, демократического и социального правового государства". В Основном законе содержится характеристика ФРГ как демократического и социального  правового федеративного государства. Следует вкратце раскрыть содержание этих понятий. Характеризуя ФРГ как  демократическое государство, конституционный  законодатель исходит из представления  о том, что народ является носителем  государственной власти и ее единственным обладателем. "Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосования, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия", — гласит конституция (ч. 2 ст. 20). Таким образом, Основной закон не только признает народ единственным источником власти, но и указывает формы реализации власти народа через институты прямой (референдум, народный опрос, народная инициатива) и представительной демократии. Однозначное предпочтение при этом конституционный законодатель отдает представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации (ст. 29), что резко сужает возможности их практического применения. В качестве примера можно привести референдум в землях Берлин и Бранденбург в 2006 г. по поводу их слияния. Население Берлина высказалось за объединение, однако жители Бранденбурга проголосовали против. В результате все осталось без изменений.

Основной закон характеризует  ФРГ как правовое государство. Германская правовая доктрина считает государство  правовым, если оно обеспечивает приоритет  права в своей организации  и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом. Черты правовой государственности  нашли свое закрепление в следующих  конституционных принципах:

• обязательность закрепленных в конституции основных прав для  законодательной власти, исполнительной власти и правосудия. Основные права  являются непосредственно действующим  правом (ч. 3 ст. 1);

• верховенство конституции  и верховенство закона (ч. 3 ст. 20);

• учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение создания чрезвычайных судов (ч. 1 ст. 101);

• запрет придания закону обратной силы (ч. 3 ст. 103);

• приоритет общепризнанных норм международного права, которые  являются составной частью федерального права и непосредственно порождают  права и обязанности для проживающих  на территории Федерации лиц (ст. 25). Г Основной закон именует ФРГ  социальным государством (ч. 1 ст. 20). Суть этого понятия в конституции  не раскрывается. Его нормативное  содержание может быть понято только на практике. Констатация социального характера германского государства является одновременно задачей, целью и правовой нормой. Правовая доктрина считает социальным то государство, которое помогает слабому, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство должно гарантировать каждому гражданину прожиточный минимум. При этом германский конституционный законодатель исходит из приоритета личной ответственности каждого за его собственное благополучие. Требование личной ответственности, предъявляемое каждому человеку в обычных условиях, может быть ограничено, если удовлетворение определенных потребностей превышает силы индивида и его семьи. Именно поэтому ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому таких жизненно важных благ, как продовольствие, жилье, помощь в случае болезни, образование и т. п.

Основной закон говорит  о ФРГ как о федеративном государстве (ч. 1 ст. 20). Принцип федерализма относится  к основополагающим принципам конституции. Нерушимость федеративного устройства государства гарантирована ч. 3 ст. 79, согласно которой не допускается  изменение положений Основного  закона, затрагивающих деление Федерации  на земли и сотрудничество земель. Это, однако, не означает, что не могут  меняться формы федеративной организации  государства. Неизменным должен быть принцип  деления Федерации на земли, но не само современное деление; непременным  должно быть участие земель в федеральном  законодательном процессе, но объем  их прав в этой области может меняться.

Основной закон регулирует очень важные аспекты во внешнеполитической сфере. Он устанавливает запрет на действия, способные нарушить мирное сосуществование  народов и предпринимаемые с  этой целью, в частности для подготовки к ведению агрессивной войны. Они должны быть уголовно наказуемы (ч. 1 ст. 26). Часть 2 этой же статьи содержит важное дополнение: "Оружие, предназначенное  для ведения войны, может изготовляться, ввозиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства".

Новая редакция ст. 23 касается участия ФРГ в объединенной Европе. Подчеркивается, что участие ФРГ  в объединенной Европе базируется на общности принципов демократии, правовой и социальной государственности. Германское государство может путем издания федерального закона, требующего одобрения Бундесрата, передавать Европейскому Союзу свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Европейского Союза Федеральное правительство должно незамедлительно информировать Бундестаг и Бундесрат. Федеральное правительство до начала своего участия в принятии правовых актов Европейского Союза обязано предоставить Бундестагу возможность дать по ним заключение. На ведущихся переговорах Федеральное правительство должно учитывать заключение Бундестага. Если затрагиваются интересы земель или вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель, учитывается заключение Бундесрата. Последний может назначить своего представителя.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционные основы организации и деятельности Бундестага.

Порядок формирования:

Депутаты в Бундестаг  избираются на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при  тайном голосовании сроком на 4 года. ОЗ ФРГ не предусматривает избирательных  положений. Существует Закон «Об  избирательной системе» (Wahlgesetz) от 1956 года в редакции 1975 года. Право избирать предоставлено гражданам ФРГ  старше 18 лет, проживающим на территории земли не менее 3 месяцев. Избираться же может лицо, старше 18 лет, состоящее  в гражданстве ФРГ не менее 1 года, не лишенное активного избирательного права.

Число депутатов в Бундестаге определено - 656. Однако фактически их всегда больше (сейчас их - 672). Депутатский  мандат свободный, депутаты обладают иммунитетом  и индемнитетом.

Существует т.н. “персонализированная пропорциональная” система голосования, которая схожа с российской:

половина депутатов (т.е. 328) избирается в избирательных округах  по 1 депутату от каждого округа;

другая половина - по земельным  спискам партий (а у нас по общефедеральному списку).

Каждый избиратель имеет 2 голоса. Один отдается персонально  за лицо, другой - за земельный список кандидатов. Оба голоса подаются независимо друг от друга.

Система выборов смешанная. В избирательных округах избранным  считается тот кандидат, который  получил больше голосов, чем другие (мажоритарная система относительного большинства).

В многомандатных округах - пропорциональная система. С 1985 года применяется  система Хэйра-Нимейера (до 1985 года применялась система Донта). Все  “вторые” голоса, поданные за список партии, умножаются на количество мест, подлежащих распределению в парламенте,  и делятся на общее количество голосов, поданных за все партийные  списки. Полученное целое число - количество мест в парламенте. Остальные места  распределяются по принципу наибольшего  остатка, а при равенстве остатков - по жребию.

Информация о работе Высшие органы государственной власти Германии