Гарантии и защита прав местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:16, реферат

Краткое описание

Местное самоуправление – это особая сфера жизни общества. Оно представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной организацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти. Местное самоуправление является одним из важнейших институтов развитого демократического общества. С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации стало активно развиваться как федеральное, так и региональное законодательство, затрагивающее различные аспекты построения и функционирования системы местного самоуправления в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Гарантии местного самоуправления………………………5
§1.1. Понятие и сущность гарантий местного самоуправления…..5
§1.2. Виды гарантий самоуправления и их содержание……………6
Глава 2. Защита прав местного самоуправления……………………14
§2.1. Правовые формы защиты прав местного самоуправления….14
Заключение…………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 39.50 Кб (Скачать файл)

        Под  организационными  гарантиями  понимаются  организационные   основы местного самоуправления, принципы определения компетенции  органов  местного самоуправления,  принципы  обеспечения   организационной   самостоятельность местного самоуправления.

       Постовой  Н.  В.:  «Организационные  гарантии  создают   условия   для осуществления  гражданами   права   на   местное   самоуправление   в   виде непосредственной и представительной  форм  демократии».  Доказывая  это,  он говорит о том, что граждане в Конституции РФ, федеральном  законодательстве, получили право на местный референдум, на институт  муниципальных  выборов  и отзыва депутата, правотворческую инициативу и т.д.

       Васильев Р.Ф. отмечает то, что организационные гарантии направлены  на создание и поддержку демократического порядка  формирования  и  деятельности структур   местного   самоуправления,   на   использование   форм    прямого волеизъявления   населения,   подготовку   кадров   для   органов   местного самоуправления и т.д.

       Коваленко, прежде всего, обращает  внимание  на  право  муниципального образования на объединения  и  считает  это  право  прочной  организационной гарантией местного самоуправления.

       В целом можно констатировать слабую разработанность этой темы в  нашей юридической науке.

        Следует сказать, что гарантии измеряются силой принимаемых нормативных правовых актов, обязательностью их выполнения и ответственностью за их невыполнение или ненадлежащее исполнение. Ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, и органами местного самоуправления и гражданами1.

     Одной из правовых гарантий является обязательность рассмотрения органами государственной  власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и  организациями обращений органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления и принятия по ним решений. Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления», законы субъектов  Российской Федерации о местном  самоуправлении наделяют представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. При этом законодательная  инициатива гарантирует решение  задач местного значения путем принятия законов, приближенных к интересам  граждан и жизненной ситуации и учитывающих местные условия  и национальные особенности2.

     Не  менее важной является гарантия судебной защиты местного самоуправления. Согласно ст. 46 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления» граждане, проживающие  на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления вправе предъявить в суд, арбитражный суд  иски о признании недействительными  нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной  власти и государственных должностных  лиц, органов и должностных лиц  местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, также  общественных объединений.

     Деятельность  местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности  людей в обществе и государстве, могут оказывать позитивное и  негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий местного самоуправления можно рассматривать  те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые: служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления; обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления; создают реальные возможности  для более полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов  местного самоуправления.

     Политические  гарантии - это политико-правовой режим  российского государства на современном  этапе развития: система государственной  власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность прав и свобод человека и гражданина3.

     Духовными гарантиями местного самоуправления выступают: система духовных ценностей и  ориентации деятельности человека и  общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др. Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, местных традиций и  обычаев затрудняет реализацию задач  и целей местного самоуправления. При этом необходимо учитывать, что наше общество и государство переживают сложный процесс реформирования, перехода к новому качественному состоянию, и поэтому те основы и принципы политической, экономической и духовной организации общества, которые выступают одновременно предпосылками и основами развития местного самоуправления, нуждаются в поддержке и укреплении. Это возможно лишь на пути формирования демократического, правового государства, в котором в полной мере будут созданы и обеспечены необходимые условия для развития местного самоуправления. В этом направлении пока сделаны первые, но очень важные, определяющие вектор нашего общественного развития, шаги.

     Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые установлены  как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов РФ. Кроме  того, органы местного самоуправления принимают собственные нормативные  акты, которые содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления (положения, уставы и  др.).

     Целевое назначение гарантий состоит в обеспечении  правовыми средствами, организационной  и материально-финансовой самостоятельности  местного самоуправления в решении  вопросов местного значения; защиту прав и создание благоприятных возможностей для их более полной реализации. 
 
 
 

Глава 2. Защита прав местного самоуправления.

§2.1. Правовые формы защиты прав местного самоуправления.

     Конституция РФ, федеральные законодательные  акты, законодательные и иные правовые акты субъектов РФ, гарантируя местное  самоуправление, устанавливают систему  правовых мер, направленных на защиту нарушенных прав местного самоуправления, и на предупреждение подобных нарушений.

     1. Конституционное право местного  самоуправления на судебную защиту  заключается в том, что в  правовом государстве суд выступает  в роли независимого от какого-либо  влияния органа, решающего споры  о нарушенном праве. Судебная  власть в России призвана способствовать  обеспечению законности в государстве,  укреплению правопорядка, защите  конституционного строя, одним  из элементов которого является  местное самоуправление, признаваемое  и гарантируемое государством. В  соответствии со ст. 46 Федерального  закона “Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ” суд или арбитражный  суд рассматривает иски о признании  недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:

а) органов  государственной власти и государственных  должностных лиц;

б) органов  местного самоуправления и их должностных  лиц;

в) предприятий, учреждений и организаций;

г) общественных объединений4.

     С такими исками в суд или арбитражный  суд вправе обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования. Закон также предусматривает судебную форму защиты прав муниципального образования в случае отказа в государственной регистрации устава муниципального образования. А в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, органы местного самоуправления могут обращаться в суд за защитой нарушенных прав граждан - жителей муниципального образования. Так, в соответствии с Федеральным законом “О защите прав потребителей” органы местного самоуправления обращаются в суд в защиту прав потребителей с исками о признании действий продавца противоправными и прекращении этих действий.

     Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является порядок признания недействительными  решений органов и должностных  лиц местного самоуправления, предполагающий соответствующее решение суда по этому вопросу. Кроме того, именно заключение соответствующего суда субъекта РФ может являться основанием для  рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении  полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и т.п.

     2. Гарантией правовой защиты местного  самоуправления является обязательность  решений, принятых путем прямого  волеизъявления граждан, решений  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления. Данные решения  обязательны для исполнения всеми,  расположенными на территории  муниципального образования предприятиями,  учреждениями и организациями  независимо от их организационно-правовых  форм, а также органами местного  самоуправления и гражданами. Ст. 44 Федерального закона “Об общих  принципах организации местного  самоуправления в РФ”, закрепляющая  эту гарантию, устанавливает, что  решения органов и должностных  лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. При этом предусматривается ответственность в соответствии с законодательством, которая наступает за ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления5.

     3. Важным средством правовой защиты  интересов местного самоуправления, его прав являются обращения  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления в органы государственной  власти и к государственным  должностным лицам. Эти обращения,  в которых органы местного  самоуправления и должностные  лица местного самоуправления  поднимают вопросы защиты прав  местного самоуправления, необходимости  учета интересов муниципальных  образований при решении социально-экономических  и иных вопросов, подлежат обязательному  рассмотрению. Органы и должностные  лица местного самоуправления  должны получить мотивированный  ответ на свои обращения. В  целях организации постоянного  взаимодействия федеральных органов  исполнительной власти с органами  местного самоуправления Правительство  РФ приняло постановление “О  некоторых мерах по организации  взаимодействия федеральных органов  исполнительной власти с органами  местного самоуправления”. Такое  взаимодействие служит повышению  качества разрабатываемых нормативных  правовых актов по вопросам  местного самоуправления. Согласно  постановлению, федеральные органы  исполнительной власти должны  образовывать в пределах установленных  штатной численности и фонда  заработной платы структурные  подразделения по вопросам местного  самоуправления либо возложить  эти функции на уже действующие  подразделения6.

     Органы  местного самоуправления обращаются по вопросам своей деятельности также  к предприятиям, учреждениям и  организациям, которые обязаны рассматривать  эти обращения. В целях большего учета интересов муниципальных  образований при законодательном  регулировании субъектами РФ разнообразных  вопросов регионального и местного значения Федеральный закон “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

     4. Правовая защита местного самоуправления  гарантируется деятельностью соответствующих  государственных органов, которые  в пределах своих полномочий  обеспечивают защиту прав местного  самоуправления, учет их интересов  при осуществлении государственной  политики в различных сферах  жизни общества. Надзор за соблюдением  законодательства о местном самоуправлении, права населения на местное  самоуправление осуществляет прокуратура  РФ. Значительная часть правовых  актов по вопросам местного  самоуправления принимается органами  государственной власти субъектов  РФ, в которых могут содержаться  положения, ущемляющие или ограничивающие  права местного самоуправления. Помимо органов прокуратуры, которые  осуществляют надзор за исполнением  законов органами государственной  власти субъектов РФ, важную функцию  в этой сфере выполняет Министерство  юстиции РФ. На Министерство юстиции  РФ возложено проведение юридической  экспертизы правовых актов, принимаемых  органами государственной власти  субъектов РФ (и по вопросам  местного самоуправления). В случае  несоответствия правового акта  Конституции РФ или федеральному  закону Министерство юстиции  РФ представляет мотивированное  заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.

     Муниципальные образования имеют возможность  отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления в Совете по местному самоуправлению при Президенте РФ. Совет является консультативным  органом при Президенте РФ. Его  возглавляет Председатель Правительства  РФ. В состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации  входят руководители органов государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, представители союзов и ассоциаций местного самоуправления. К основным задачам Совета относятся, подготовка для Президента РФ рекомендаций по осуществлению и корректировке  государственной политики в области  местного самоуправления, разработка для Президента РФ предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления в ходе осуществления  реформы местного самоуправления и  т.д7.

Информация о работе Гарантии и защита прав местного самоуправления