Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Субъектом большинства прав и обязанностей, в том числе и гражданских, является человек. Но в гражданском законодательстве Республики Беларусь чтобы обозначить человека как субъекта гражданских правоотношений используется термин – «гражданин». Этот термин характеризует человека не как «часть семьи», но как «часть общества», как лицо, определенным образом связанное с государством. Соответственно гражданство налагает на гражданина тесную связь с государством, которая выражается в правах и обязанностях. Отсюда следует, что гражданское законодательство под понятием «граждане» имеет в виду граждан данного государства – в частности Республики Беларусь.
Иностранцы
и лица без гражданства имеют
право на защиту своих прав и законных
интересов и обжалование
Однако указанные сроки столь незначительны, что за предусмотренный промежуток времени иностранец и лицо без гражданства лишены реальных возможностей предоставить все необходимые документы (например, справки о состоянии здоровья, справки о составе семьи, другие документы) [49].
В связи с
чем предусмотренные сроки
Вывод: требуется теоретическое осмысление новых реалий, детальный анализ и объективная оценка правового статуса иностранцев и лиц без гражданства. Огромное количество нормативных актов хоть и охватывают большинство проблем правового характера, связанных с регулированием гражданско-правового положения иностранных лиц и лиц без гражданства, но создают некоторое неудобство и путаницу, а порой и противоречие. В связи с этим возникает необходимость классифицировать нормативные правовые акты, касающиеся гражданско-правового положения иностранцев и лиц без гражданства и объединить их в отдельный кодекс. Это необходимо учесть при разработке, совершенствовании и систематизации законодательства, регламентирующего правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практически каждое государство разделяет для себя всех физических лиц на три категории: граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Во всех государствах объем правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства меньше, нежели у граждан.
Под термином "иностранное лицо" обычно понимается гражданин иного государства, охраняемый, прежде всего, законами страны своего гражданства.
Лицо без гражданства не принадлежит ни одной стране и часто не может рассчитывать на получение от государства даже образования и документов, позволяющих путешествовать. Лицами без гражданства становятся люди, которые вынуждены были покинуть свою родину и которых никакая другая страна не принимает и даже не предоставляет им прав, на которые могут претендовать беженцы - люди, ищущие убежища в силу обоснованных опасений стать жертвами преследований. Другие люди никогда не уезжают из своих домов, но тоже становятся лицами без гражданства из-за изменения границ. Классический пример лиц без гражданства - жители Эстонии (главным образом русские), которые имели гражданство Советского Союза, до сих пор живут в Эстонии, но эстонского гражданства не получили, так как для этого требуется выдержать "языковой тест" [50].
Понятие и содержание определений, характеризующих различные категории неграждан, играет важную роль, поскольку позволяет определить круг лиц, на которых распространяются нормы, определяющие их правовой статус. В соответствии с доктринальными подходами и законодательной практикой для определения лиц, не являющихся гражданами страны пребывания, используются термины "иностранец", "иностранный гражданин", "лицо без гражданства".
Не затрагивая
теоретических рассуждений
Таким образом, термин "иностранец" может использоваться в качестве обобщающего для двух указанных категорий лиц, поскольку отражает схожесть правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, основанную на наличии общего правового признака - отсутствия гражданства страны пребывания.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь регулируется ст. 11 Конституции Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь", иными актами законодательства, международными договорами.
На основе анализа норм Закона N 105-З можно выделить три категории иностранцев в зависимости от режима их пребывания в Республике Беларусь:
1) временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец - лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в календарном году со дня въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание, если иное не предусмотрено законом и международным договором;
2) временно проживающий
в Республике Беларусь
3) постоянно
проживающий в Республике
В основе правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства лежит принцип национального режима, закрепленный в ст. 11 Конституции Республики Беларусь: иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. [Конституция] В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан (подданных) этого государства (принцип взаимных ограничений). Такие ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, или дополнительной защиты, или убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которым предоставлены статус беженца, или дополнительная либо временная защита, или убежище в Республике Беларусь [5].
Выделение трех
категорий иностранцев
Права и обязанности иностранцев в Республике Беларусь достаточно широки. Иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Таким образом, можно говорить о равенстве граждан и неграждан и о равенстве иностранцев вне зависимости от их статусной дифференциации, но с определенными оговорками. Осуществление иностранными гражданами в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц. Вместе с тем Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и иными актами законодательства допускается ограничение прав и свобод иностранцев в случае, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. Закреплен принцип взаимности: в случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства, причем данные ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, которые признаны беженцами.
Иностранцы в Республике Беларусь имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Вопросы трудоустройства и осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам с нанимателями Республики Беларусь иностранцами, не имеющими разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, регламентированы Законом Республики Беларуси от 30.12.2010 N 225-З "О внешней трудовой миграции", который вступил в силу с 12.07.2011. Вместе с тем иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. Более того, иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Если же права иностранных лиц и лиц без гражданства были нарушены, то иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются всеми средствами правовой защиты прав и свобод личности, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.
На основании
проведенного анализа правовых актов,
доктрин, посвященных гражданско-
Однако, с другой стороны, если отразить лично нашу точку зрения, то такое большое количество правовых актов, посвященных регулированию гражданско-правового положения иностранных лиц и лиц без гражданства в Республике Беларусь позволяет охватить очень обширный спектр вопросов, касающихся участия иностранных лиц и лиц без гражданства в гражданско-правовых отношениях, полностью реализовать свои права и успешно защитить свои интересы в случае нарушения этих прав. Таким образом, мы можем полагать, что белорусское законодательство по вопросам гражданско-правового положения иностранцев направлено на создание оптимальных условий пребывания, медицинского обслуживания, занятия трудовой и предпринимательской деятельностью, осуществления иных прав для иностранных граждан и лиц без гражданства с учетом их статусной дифференциации.
Список использованных источников