Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 05:36, контрольная работа
Проблема международной правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Одни авторы отрицают правосубъектонсть индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права.
Введение……………………………………………………………...……………3
1.Гражданство. Приобретение и утрата гражданства………………………..…4
1.1. Гражданство…………………………………………………………………..4
1.2. Приобретение гражданства………………………………………………….5
1.3. Утрата гражданства…………………………………………………………..8
2. Безгражданство. Двойное гражданство……………………………………...10
2.1. Безгражданство……………………………………………...………………10
2.2. Двойное гражданство……………………………………………………….13
3. Правовое положение иностранцев…….……………………………………..16
4. Право убежища. Беженцы и перемещенные лица…………………………..21
4.1 Право убежища …………...…………………………………………….. ….21
4.2. Беженцы и перемещенные лица…..………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...27
Виды безгражданства:
1. Абсолютное безгражданство - с момента рождения;
2. Относительное безгражданство - в результате утраты гражданства.
Состояние безгражданства может возникнуть по разным причинам, например, при:
а) утрате гражданства, если данное лицо вышло добровольно или лишилось гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве;
б) выходе из гражданства с целью получения гражданства другого государства, которое предоставляется через пять-десять лет;
в) вступлении женщины в
брак с иностранцем, государство
которого не предоставляет женщине
автоматически гражданства мужа
(США, Франция), а сама женщина имеет
гражданство страны, законодательство
которой руководствуется
г) в результате рождения от родителей, утративших гражданство;
д) с момента рождения лица. Например, если у граждан государства, где действует принцип «права почвы» (Аргентина), рождается на территории другого государства, где действует принцип «права крови» (Швеция), то он становится лицом без гражданства;
е) лишении гражданства и т.д.
Апатриды, как правило, ограничиваются в политических правах, не могут притязать на защиту каким-либо государством. В ряде стран на лиц без гражданства не распространяется законодательство о труде и социальном обеспечении.
Правовое положение апатридов нашло отражение в Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г., РФ не участвует), относящей к апатридам лицо, которое не рассматривается каким-либо государством в качестве гражданина в силу закона данного государства. Участники Конвенции обязались применять ее положения к апатридам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения. С другой стороны, у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны, где он находится, что предполагает подчинение ее законам, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка. В отношении таких прав, как право на движимое и недвижимое имущество, авторские и промышленные права, право ассоциаций, работа по найму, решение жилищных вопросов и ряда других, апатридам, законно проживающим на территории договаривающегося государства, предоставляется возможно более благоприятное положение, во всяком случае не меньшее, чем то, которое обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах. Апатриды имеют право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах территории государства при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам. В то же время апатриды приравниваются к гражданам страны их обычного местожительства в отношении права свободного обращения в суды, начального образования, правительственной помощи, вознаграждения за труд, социального обеспечения. Таким образом, Конвенция закрепляет принцип, согласно которому апатриды пользуются определенным комплексом прав на территории того государства, где они имеют постоянное место жительства. Участники Конвенции взяли обязательство не высылать законно проживающих на их территории апатридов по соображениям государственной безопасности или общественного порядка. Высылка таких апатридов возможна только во исполнение решений, вынесенных судом. Наконец, Конвенция вменяет в обязанность государств по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию апатридов, что направлено на сокращение числа лиц, не имеющих гражданства.
Регулирование сокращения и недопущения безгражданства является целью ряда международных соглашений. В первую очередь, это относится к Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. (вступила в силу с 13 декабря 1975 г., бывший СССР не участвовал). Конвенция устанавливает положение о том, что договаривающееся государство не лишает лицо гражданства, если такое лишение гражданства делает его апатридом. Оно предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Следовательно, Конвенция устанавливает приобретение гражданства детьми апатридов по принципу «права почвы» - они получают гражданство по месту рождения. Утрата гражданства женщиной, вышедшей замуж за иностранца, обусловливается приобретением нового гражданства. Никто не должен стать апатридом в результате передачи территории одним государством другому. Договор, оформляющий такую передачу, должен содержать гарантии недопущения безгражданства для лиц, проживающих на передаваемой территории. Что касается рождения на судне или на воздушном корабле, то оно считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства, где этот воздушный корабль зарегистрирован.
В соответствии с Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г., недопустимо лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (как и отказ в приобретении). Конвенция 1961 г. закрепляет общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства.
Вместе с тем, в Конвенции указаны основания возможного прекращения гражданства:
- длительное (не менее
7 последовательных лет)
- если, игнорируя прямое
запрещение государства, лицо
оказывает услуги другому
- если поведение лица
наносит существенный ущерб
- если лицо сделало заявление о верности другому государству.
В целом, нормы международного права ориентируют государства на сокращение числа лиц, не имеющих гражданства.
2.2. Двойное гражданство.
Гражданин может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).
Двойное гражданство (бипатризм) - пребывание лица одновременно в гражданстве двух и более государств.
Это состояние возникает в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства. Например, ребенок, родившийся на территории государства, применяющего принцип «права почвы», от родителей, являющихся гражданами государства, применяющего принцип «права крови», получает с момента рождения двойное гражданство.
Двойное гражданство возникает
также в случае брака женщины,
являющейся гражданкой страны, законодательство
которой не лишает женщину своего
гражданства при вступлении ее в
брак с иностранцем (например, Франция,
США, Швеция), либо гражданином такой
страны, которая автоматически
Натурализация - прием в
гражданство данного
Возможны и другие ситуации,
порождающие двойное
Лицо, имеющее двойное
гражданство, находясь на территории одного
из государств, в гражданстве которого
оно состоит, как правило, не может
ссылаться на свои обязательства
по отношению к другому
Для разрешения многих проблем,
связанных с двойным
В настоящее время институт
двойного гражданства является одним
из средств защиты прав русского населения
в государствах нового зарубежья. Соответствующие
международные конвенции
Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах. По общему правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает.
Ситуации двойного гражданства или безгражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что они могут порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между государствами. На уровне общего международного права их невозможно разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются. Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства, состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и имеет место на практике.
3. Правовое положение иностранцев.
Иностранцы - лица, которые, проживая на территории определенного государства, не являются его гражданами и имеют гражданство другого государства либо не имеют такового вообще. Некоторые государства считают иностранцами лишь лиц имеющих гражданство другого государства.
Иностранцы условно делятся
на две группы: сотрудники дипломатических
и консульских
Что касается иностранцев, не подпадающих под действие этих конвенций, их статус определяется на основе универсальных международных документов о правах человека: общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства лица, права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (статуса) иностранного гражданина в стране пребывания. Индивидуальный статус иностранца – статус отдельного лица, совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах закрепляет следующее:
каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное перемещение и свобода выбора места жительства;
каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную;
упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.
Правовое положение
· временным характером правовой связи иностранца с государством своего пребывания и возможностью по желанию расторгнуть эту связь путем оставления пределов этого государства;
· отсутствием обязанности военной службы;
· отсутствием избирательного права;
· некоторыми незначительными ограничениями в гражданских правах в целях охраны государственной безопасности страны пребывания.”6
Каждое государство
Государство пребывания устанавливает правовой режим иностранцев, который не должен противоречить общепризнанным принципам и нормам. Правовой режим иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства.
Национальный режим
Информация о работе Гражданство. Приобретение и утрата гражданства