Гражданство. Приобретение и утрата гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 05:36, контрольная работа

Краткое описание

Проблема международной правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Одни авторы отрицают правосубъектонсть индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
1.Гражданство. Приобретение и утрата гражданства………………………..…4
1.1. Гражданство…………………………………………………………………..4
1.2. Приобретение гражданства………………………………………………….5
1.3. Утрата гражданства…………………………………………………………..8
2. Безгражданство. Двойное гражданство……………………………………...10
2.1. Безгражданство……………………………………………...………………10
2.2. Двойное гражданство……………………………………………………….13
3. Правовое положение иностранцев…….……………………………………..16
4. Право убежища. Беженцы и перемещенные лица…………………………..21
4.1 Право убежища …………...…………………………………………….. ….21
4.2. Беженцы и перемещенные лица…..………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Моя КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

 Виды безгражданства:

1. Абсолютное безгражданство - с момента рождения;

2. Относительное безгражданство - в результате утраты гражданства.

Состояние безгражданства может возникнуть по разным причинам, например, при:

а) утрате гражданства, если данное лицо вышло добровольно или  лишилось гражданства своего государства  и не приобрело гражданства в  другом государстве;

б) выходе из гражданства с целью получения гражданства другого государства, которое предоставляется через пять-десять лет;

в) вступлении женщины в  брак с иностранцем, государство  которого не предоставляет женщине  автоматически гражданства мужа (США, Франция), а сама женщина имеет  гражданство страны, законодательство которой руководствуется принципом  «жена следует гражданству мужа» (Испания) Например, когда женщина, имеющая либерийское гражданство выходит замуж за шведского гражданина, она становится апатридом, так как автоматически теряет прежнее гражданство. Но автоматически не получает нового. В связи с тем, что в ст. 20 Закона о гражданстве Лихтенштейна от 14 ноября 1933 г. установлено, что женщина перестает быть гражданкой Лихтенштейна, если она выходит замуж за иностранца;

г) в результате рождения от родителей, утративших гражданство;

д) с момента рождения лица. Например, если у граждан государства, где действует принцип «права почвы» (Аргентина), рождается на территории другого государства, где действует принцип «права крови» (Швеция), то он становится лицом без гражданства;

е) лишении гражданства и т.д.

Апатриды, как правило, ограничиваются в политических правах, не могут  притязать на защиту каким-либо государством. В ряде стран на лиц без гражданства  не распространяется законодательство о труде и социальном обеспечении.

Правовое положение апатридов  нашло отражение в Конвенции  о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г., РФ не участвует), относящей к апатридам  лицо, которое не рассматривается  каким-либо государством в качестве гражданина в силу закона данного  государства. Участники Конвенции  обязались применять ее положения  к апатридам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения. С другой стороны, у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны, где он находится, что предполагает подчинение ее законам, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка. В отношении таких прав, как право на движимое и недвижимое имущество, авторские и промышленные права, право ассоциаций, работа по найму, решение жилищных вопросов и ряда других, апатридам, законно проживающим на территории договаривающегося государства, предоставляется возможно более благоприятное положение, во всяком случае не меньшее, чем то, которое обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах. Апатриды имеют право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах территории государства при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам. В то же время апатриды приравниваются к гражданам страны их обычного местожительства в отношении права свободного обращения в суды, начального образования, правительственной помощи, вознаграждения за труд, социального обеспечения. Таким образом, Конвенция закрепляет принцип, согласно которому апатриды пользуются определенным комплексом прав на территории того государства, где они имеют постоянное место жительства. Участники Конвенции взяли обязательство не высылать законно проживающих на их территории апатридов по соображениям государственной безопасности или общественного порядка. Высылка таких апатридов возможна только во исполнение решений, вынесенных судом. Наконец, Конвенция вменяет в обязанность государств по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию апатридов, что направлено на сокращение числа лиц, не имеющих гражданства.

Регулирование сокращения и  недопущения безгражданства является целью ряда международных соглашений. В первую очередь, это относится к Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. (вступила в силу с 13 декабря 1975 г., бывший СССР не участвовал). Конвенция устанавливает положение о том, что договаривающееся государство не лишает лицо гражданства, если такое лишение гражданства делает его апатридом. Оно предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Следовательно, Конвенция устанавливает приобретение гражданства детьми апатридов по принципу «права почвы» - они получают гражданство по месту рождения. Утрата гражданства женщиной, вышедшей замуж за иностранца, обусловливается приобретением нового гражданства. Никто не должен стать апатридом в результате передачи территории одним государством другому. Договор, оформляющий такую передачу, должен содержать гарантии недопущения безгражданства для лиц, проживающих на передаваемой территории. Что касается рождения на судне или на воздушном корабле, то оно считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства, где этот воздушный корабль зарегистрирован.

В соответствии с Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г., недопустимо лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (как и отказ в приобретении). Конвенция 1961 г. закрепляет общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства.

Вместе с тем, в Конвенции  указаны основания возможного прекращения  гражданства:

- длительное (не менее  7 последовательных лет) проживание  за границей;

- если, игнорируя прямое  запрещение государства, лицо  оказывает услуги другому государству,  либо получает от него вознаграждение;

- если поведение лица  наносит существенный ущерб жизненным  интересам государства;

- если лицо сделало  заявление о верности другому  государству.

В целом, нормы международного права ориентируют государства  на сокращение числа лиц, не имеющих  гражданства.

 

2.2. Двойное гражданство.

Гражданин может иметь  гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

Двойное гражданство (бипатризм) - пребывание лица одновременно в гражданстве двух и более государств.

Это состояние возникает  в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства. Например, ребенок, родившийся на территории государства, применяющего принцип «права почвы», от родителей, являющихся гражданами государства, применяющего принцип «права крови», получает с момента рождения двойное гражданство.

Двойное гражданство возникает  также в случае брака женщины, являющейся гражданкой страны, законодательство которой не лишает женщину своего гражданства при вступлении ее в  брак с иностранцем (например, Франция, США, Швеция), либо гражданином такой  страны, которая автоматически предоставляет  гражданство женщине-иностранке, вышедшей замуж за ее гражданина (например, Бразилия).

Натурализация - прием в  гражданство данного государства  по просьбе заинтересованного в  том лица - также может породить ситуацию двойного гражданства, если такая  просьба удовлетворяется в отношении  лица, признаваемого гражданином  другого государства.

Возможны и другие ситуации, порождающие двойное гражданство, в частности, на основе международного договора.

Лицо, имеющее двойное  гражданство, находясь на территории одного из государств, в гражданстве которого оно состоит, как правило, не может  ссылаться на свои обязательства  по отношению к другому государству. Каждое государство, в гражданстве  которого состоит бипатрид, имеет  право считать его своим гражданином  и требовать от него выполнения соответствующих  обязанностей.

Для разрешения многих проблем, связанных с двойным гражданством, используется принцип определения  эффективного гражданства. Эффективное  гражданство связано с необходимостью определения фактического или преимущественного  гражданства бипатрида для разрешения проблем, определяющих личный статус физического лица. В этом случае исходят из места постоянного проживания лица, его работы, места нахождения его имущества, прежде всего недвижимого, проживания его семьи и т.п. Это, например, весьма актуально в современной Европе, где существуют «прозрачные» межгосударственные границы, которые, по сути, упразднены, наблюдается ординарная миграция населения в пределах Европейского Союза.

В настоящее время институт двойного гражданства является одним  из средств защиты прав русского населения  в государствах нового зарубежья. Соответствующие  международные конвенции подписаны  с некоторыми республиками бывшего  Союза ССР. Так, на основании Соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. договаривающиеся стороны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой стороны  и урегулировали конкретные вопросы  приобретения второго гражданства.

Граждане, имеющие двойное  гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах. По общему правилу, лицо, состоящее в  гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает.

Ситуации двойного гражданства  или безгражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что они могут порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между государствами. На уровне общего международного права их невозможно разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются. Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства, состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и имеет место на практике.

 

3. Правовое положение  иностранцев.

Иностранцы - лица, которые, проживая на территории определенного государства, не являются его гражданами и имеют гражданство другого государства либо не имеют такового вообще. Некоторые государства считают иностранцами лишь лиц имеющих гражданство другого государства.

Иностранцы условно делятся  на две группы: сотрудники дипломатических  и консульских представительств, специальных миссий и все остальные  иностранцы. Первые обладают специальным  статусом в соответствии с рядом  международных конвенций.

Что касается иностранцев, не подпадающих под действие этих конвенций, их статус определяется на основе универсальных  международных документов о правах человека: общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства лица, права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (статуса) иностранного гражданина в стране пребывания. Индивидуальный статус иностранца – статус отдельного лица, совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах закрепляет следующее:

каждому, кто законно находится  на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное перемещение  и свобода выбора места жительства;

каждый человек имеет  право покидать любую страну, включая  свою собственную;

упомянутые права не могут  быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены  законом, необходимы для охраны государственной  безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения  или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными  правами. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.

Правовое положение иностранцев  характеризуется:

· временным характером правовой связи иностранца с государством своего пребывания и возможностью по желанию расторгнуть эту связь  путем оставления пределов этого  государства;

· отсутствием обязанности  военной службы;

· отсутствием избирательного права;

· некоторыми незначительными  ограничениями в гражданских  правах в целях охраны государственной  безопасности страны пребывания.”6

Каждое государство устанавливает  свой правовой режим пребывания иностранцев. Однако современное международное  право крайне негативно относится  к любым формам дискриминации  иностранцев, и государства немедленно предпринимают ответные меры к тем, кто ущемляет права их граждан. Дипломатическая защита является важным институтом в обеспечении прав и законных интересов иностранных граждан государством их гражданства. Под дипломатической защитой понимается обычно заявление протеста соответствующему государству, требования восстановить нарушенные права данных иностранцев и компенсировать нанесенный им материальный и иной ущерб. При этом следует помнить, что дипломатическая защита должна осуществляться в пределах норм законодательства государства пребывания и его международных обязательств. В случаях нарушения гражданином законодательства государства пребывания, дипломатическая защита сводится к выяснению истинных фактов правонарушения и оказанию ему необходимой правовой помощи (подбор адвокатов, представление его интересов в суде и т.д.). Обращение государства к дипломатической защите возможно лишь при условии исчерпания ими внутренних возможностей, предусмотренных законодательством государства, на территории которого они находятся, т.е. после безуспешного обращения к компетентным органам государства пребывания.

Государство пребывания устанавливает  правовой режим иностранцев, который  не должен противоречить общепризнанным принципам и нормам. Правовой режим иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства.

Национальный режим предполагает наличие такого объема прав и обязанностей у иностранцев, который практически ничем не отличается от объема прав и обязанностей, предоставляемых государством для собственных граждан. Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам такого объема прав и обязанностей, который ничем не отличается от объема прав и обязанностей, предоставляемого государством пребывания гражданам любого третьего государства. Он используется для исключения дискриминации среди иностранцев.

Информация о работе Гражданство. Приобретение и утрата гражданства