Двойное гражданство и безгражданство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:06, реферат

Краткое описание

Цель исследования: исследование актуальных аспектов теории и практики правового регулирования вопросов гражданства в международном праве. Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
– изучить и обобщить имеющиеся материалы о конституционно-правовом развитии и регулировании гражданства;
– на основе анализа изучить принципы и порядок приема в гражданство;
– проанализировать порядок приобретения гражданства;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть порядок прекращения гражданства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие гражданства. Способы приобретения и утраты………….5
1.1. Приобретение гражданства ………………………………………..8
1.2. Утрата гражданства………………………………………………..12
Глава 2. Двойное гражданство и безгражданство……………………………14
2.1. Двойное гражданство………………………………………………..14
2.2. Безгражданство………………………………………………………17
Глава 3.. Правовое положение иностранцев…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Международное.docx

— 49.57 Кб (Скачать файл)

Многие годы в законодательстве значительного числа государств содержалось положение о том, что «жена следует гражданству  своего мужа». С принятием Конвенции  о гражданстве замужней женщины 1957 г. возобладала практика выбора гражданства: выходя замуж за иностранца и въезжая  в его страну, женщина может  или сохранить свое прежнее гражданство  или приобрести гражданство мужа в упрощенном порядке.

Восстановление в гражданстве (реинтеграция) практикуется государствами в случаях, когда лица имели гражданство государства, затем его утратили, после чего снова захотели его приобрести. Согласно ст. 15 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.11

Пожалование гражданства  предоставляется гражданам, имеющим  большие заслуги перед данным государством. Эта практика началась в конце XVIII века, когда Франция  предоставила гражданство выдающимся иностранцам, отличившимся в защите завоеваний Великой французской  революции. В Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" институт почетного гражданства не предусмотрен.

Приобретение гражданства  на основе международных договоров  может иметь место: 1) при объединении  двух и более государств в одно; 2) при распаде крупного или федеративного  государства; 3) при заключении мирных договоров, соглашений по репатриации, соглашений по территориальным вопросам (в случаях цессии - перехода части  территории одного государства другому, обмена участками территории, продаже части территории).12

Оптация - выбор гражданства  населением территории, которая переходит  от одного государства к другому  по соглашению между последними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство.

В соответствии с Федеральным  законом «О гражданстве Российской Федерации» при изменении ее Государственной  границы в соответствии с международным  договором Российской Федерации  лица, проживающие на территории, государственная  принадлежность которой изменена, имеют  право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации (ст. 17).

При территориальных преобразованиях  в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы  Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным  преобразованиям, вправе сохранить  или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора (ст. 21 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).13

При трансферте (переходе территории от одного государства к другому) население не спрашивают, хочет ли оно выбрать гражданство. Население  просто передают другому государству  вместе с территорией. Например, в 1990 году при объединении ФРГ и  ГДР фактически был осуществлен  трансферт населения ГДР, поскольку  это государство перестало существовать как реальность.

 

1.2.Утрата гражданства

 

Утрата гражданства регулируется, прежде всего, национальным законодательством. К способам утраты граждане им относятся:

1) экспатриация - выход из  гражданства по собственному  заявлению;

2) денатурализация - выход  из гражданства при натурализации  лица в другом государстве;

3) в силу положений  международного договора;

4) денационализация - лишение  гражданства.14

Международное право прямо  не разрешает, но и не запрещает лишение  гражданства. Во Всеобщей декларации прав человека содержится следующая формулировка: «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства».15 Аналогичное положение включено в Европейскую конвенцию о гражданство 1997 года. В современной России Конституция 1993 года однозначно провозглашает, что «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».16

Выход из гражданства РФ по действующему российскому законодательству осуществляется на основании добровольного  волеизъявления лица, причем если оно  проживает на территории Российской Федерации, то в общем порядке, если за границей - в упрощенном порядке. Выход из российского гражданства не допускается, если гражданин РФ: 1) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; 2) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; 3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.17

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Двойное гражданство и безгражданство

 

2.1. Двойное гражданство

Двойное гражданство (бипатризм) - это правовое положение лица, свидетельствующее о том, что оно является гражданином двух или более государств в соответствии с их законами. Иными словами, приобретение двойного гражданства осуществляется только в силу норм национального законодательства различных государств.18

Двойное гражданство возникает: 1) при территориальных изменениях; 2) при миграции населения; 3) в случае коллизии при применении законов  о приобретении гражданства; 4) в  результате смешанных браков и при  усыновлении; 5) при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство  другой страны, не теряет своего прежнего гражданства и так далее.19

В силу определенных социально-экономических, политических, идеологических и других причин институт двугражданства признается в ряде государств мира, например в Англии, Армении, Бангладеш, Белоруссии, Германии, Израиле, России, Франции, некоторых странах Латинской Америки. Двугражданство, с одной стороны, создает для государства определенные социально-экономические и политические преимущества, а с другой - нарушает оптимальный режим регулирования правового статуса индивида и может негативно отражаться на отношениях других лиц в обществе с бипатридами. Бипатрид имеет возможность пользоваться правами по законам государств, гражданство которых он имеет. Одновременно он имеет и двойную обязанность. В рамках таких правоотношений могут возникать коллизии. Это приводит к межгосударственным проблемам правового, политического, социально-экономического характера, В частности, бипатрид не может обеспечить равное выполнение своих обязанностей по отношению к государствам, наделившим eго своим гражданством. Тем самым он дискриминирует то государство, для которого он выполняет меньше обязанностей. В свою очередь, одно из этих государств может дискриминировать самого бипатрида. Законодательство большинства государств о гражданстве, как и международно-правовые нормы, регулирующие эти отношения, направлено на ограничение и сокращение числа лиц с двойным гражданством. В то же время не исключается возможность иного решения вопроса в интересах личности при соблюдении соответствующих интересов того или иного государства. В международной практике можно выделить по крайней мере три различных подхода к двойному гражданству: признание двойного гражданства; запрещение двойного гражданства; допущение двойного гражданства. В соответствии с этим в международной практике различают три вида договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.

Первый - договоры, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства, примером которого может  служить Соглашение 1993 года между  Российской Федерацией и Туркменистаном по данному вопросу.

Второй - договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства  как такового. Значительное число  договоров о предотвращении возникновения  случаев двойного гражданства в  свое время заключил Советский Союз с социалистическими странами. В  основу было положено правило, согласно которому лицо с двойным гражданством могло выбрать в течение определенного  срока одно из гражданств. Если в  течение этого срока выбор  не был сделан, такое лицо сохраняло  гражданство государства, на территории которого постоянно проживало.

Третий - договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием  дипломатической защиты или военной  службы). Они включают ряд положений  многосторонней Гаагской конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года, Европейской конвенции о сокращении случаев множественности гражданства 1963 года и ряд двусторонних договоров, соглашений и конвенций.

Основным международно-правовым средством устранения двугражданства является заключение международных договоров на двусторонней, региональной или многосторонней основе.

Международное сообщество при  помощи и на основе международно-правовых актов способно решить и решает вопросы устранения двугражданства с использованием следующих правовых механизмов: утраты первичного гражданства в случае приобретения нового гражданства; нотации; добровольного отказа от одного из гражданств, имеющихся у индивида. Национальные правовые нормы, не исключая значения международно-правовых средств, также предусматривают некоторые способов устранения бипатризма. К таковым следует отнести: оптацию; передачу гражданства родителей детям мигрантов, утратившим реальную связь с родиной по «праву крови»; получение гражданства отца при смешанном браке и матери при раздельном проживании, при разводе и так далее16. В законодательстве многих государств не без оснований закреплен так называемый принцип непризнания двойного гражданства. Конечно, он означает лишь непризнание его правовых последствий, а между тем этот принцип прямо вытекает из ст. 3 Гаагской конвенции 1930 года: "В соответствии с положениями настоящей Конвенции лицо, обладающее гражданством двух и более государств, может рассматриваться каждым из государств, гражданством которого оно обладает, в качестве своего гражданина."20 В то же время не существует общепризнанной международно-правовой нормы, запрещающей или хотя бы ограничивающей применение государством принципа непризнания двойного гражданства.

 

2.2. Безгражданство

 

Коллизии национального  законодательства различных государств по вопросам гражданства ведут к  случаям, когда лицо не может подтвердить  принадлежность к гражданству какого-либо государства. Безгражданство - это положение лица, которое не состоит в гражданстве ни одного из государств. Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого оно проживают, но они обладают меньшим объемом прав и свобод, чем граждане государства проживания. Они ограничены в пользовании гражданскими и политическими правами, лишены возможности обратиться к дипломатической защите.21

Безгражданство может возникнуть: 1) в случае, когда одно государство лишает лицо своего гражданства и не предоставляет ему возможность сразу приобрести гражданство другого государства; 2) при утрате гражданства, если данное лицо добровольно вышло из гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве; 3) при изменении гражданства женщины по причине вступления в брак, когда в соответствии с законодательством страны ее гражданства она при вступлении в брак с иностранцем автоматически теряет прежнее гражданство; г) в определенных случаях вследствие территориальных изменений.

Правовой статус лиц без  гражданства определен Конвенцией о статусе апатридов 1954 года. Она  гласит, что «личный статус апатрида определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания». У каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в частности, он должен подчиняться законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.

Конвенция 1954 года обязывает  государства-участники предоставлять  апатридам такое же правовое положение, каким пользуются иностранные граждане на их территории, в том числе  в отношении: 1) движимого и недвижимого  имущества; 2) права на ассоциацию; 3) работы по найму, работы на собственном  предприятии, занятия свободными профессиями; 4) свободы передвижения.

В вопросах авторских и  промышленных прав, обращения и суд, начального образования, правовой помощи апатридам должны быть предоставлены  права, какими пользуются собственные  граждане государств.

Россия не участвует ни в Конвенции 1954 года, ни в Конвенции  о сокращении безгражданства 1961 года. Однако, в российском законодательстве воплощена тенденция сокращения статуса безгражданства: согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» поощряется приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории России.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Правовое положение иностранцев

 

Иностранцы - лица, которые  находятся на территории иностранного государства, не являясь его гражданами. Каждое государство самостоятельно решает вопросы относительно въезда иностранцев на территорию своего государства и условий пребывания на ней. В международной практике существует визовый институт, суть которого сводится к специальному разрешению для въезда, транзита и выезда с территории принимающего государства. Ряд государств - участников Европейского союза в конце XX в. заключили между собой Шенгенские соглашения, согласно которым граждане этих государств могут практически свободно, без виз, лишь на основе своих внутренних личных документов въезжать, передвигаться и выезжать с территории государств - участников Соглашения.22

Нормы международного права, касающиеся иностранцев, включены в  Декларацию о правах человека в отношении  лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году.

Они сводятся к следующему: 1) любое государство имеет право  устанавливать правовой режим иностранных  граждан, учитывая при этом свои международные  обязательства в области прав человека; 2) иностранцы обязаны соблюдать законы государства, в котором они находятся, а за их нарушение несут ответственность наравне с гражданами этого государства; 3) в соответствии с национальным законодательством и с учетом обязательств государства по международному праву иностранцы пользуются соответствующим объемом прав и свобод; 4) недопустимы массовые высылки иностранцев, законно находящихся на территории данной страны; 5) индивидуальная высылка возможна только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом; 6) иностранец имеет право на защиту государства своего гражданства; 7) запрещается дискриминация иностранцев по признакам расы, пола, языка, вероисповедания и прочее.23

Информация о работе Двойное гражданство и безгражданство