Документирование аудита- как российский стандарт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 13:52, реферат

Краткое описание

Одним из неотъемлемых элементов профессиональной аудиторской деятельности является аудиторская документация. В Российской Федерации требования к ее составлению установлены федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита". Данное правило было разработано на основе Международного стандарта аудита (МСА) 230 "Документирование".

Содержание

Введение……………………………………………………………….1
Правило (стандарт) N 2…………………………………..……..2
Цель и задачи документирования аудита……………………..7
Понятие «рабочие документы» аудитора и требования, предъявляемые к ним ………………………………………….10
Форма, содержание и объем аудиторской документации …………………………………………………………………..18
Классификация аудиторской документации………………….23
Сравнительный анализ Правила (стандарта) №2 «Документирование аудита» и Международного стандарта аудита 230 «Документирование»………………………………………….26
Заключение ………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по МСА.docx

— 55.09 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Московский институт предпринимательства и  права»

 

 

Реферат

 

По дисциплине

«Международные стандарты  аудита» 

Тема

 «Документирование аудита- как российский стандарт»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 6 курса

заочного отделения( гр.вых.дня)

зачетная книжка №27/1098,

Курилюк О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….1

  1. Правило (стандарт) N 2…………………………………..……..2
  2. Цель и задачи документирования аудита……………………..7
  3. Понятие «рабочие документы» аудитора и требования, предъявляемые к ним ………………………………………….10
  4. Форма, содержание и объем аудиторской документации …………………………………………………………………..18
  5. Классификация аудиторской документации………………….23
  6. Сравнительный анализ Правила (стандарта) №2 «Документирование аудита» и Международного стандарта аудита 230 «Документирование»………………………………………….26

Заключение ………………………………………………………….28

Список использованной литературы………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из неотъемлемых элементов  профессиональной аудиторской деятельности является аудиторская документация. В Российской Федерации требования к ее составлению установлены  федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита". Данное правило было разработано на основе Международного стандарта аудита (МСА) 230 "Документирование".

Документирование аудита позволяет анализировать действия аудиторов и, следовательно, организовать как внутрифирменный, так и внешний  контроль качества их работы. Кроме  того, на основе рабочей документации, аудиторская организация может отстаивать свои интересы в суде в случае претензий клиентов по поводу низкого качества проведенного аудита.

К вопросу документирования аудита нельзя относиться формально. Рабочие  файлы оформляются в первую очередь  для самого аудитора. Они дают возможность более четко спланировать аудит и учесть на стадии планирования все его обязательные моменты, наглядно изложить рассуждения и убедиться в их непротиворечивости, четко поставить задачи и подготовить весомые аргументы, если возникнет спор с представителями аудируемого лица, а также, при необходимости, восстановить в памяти особенности прошлогоднего аудита у данного заказчика.

В стране за последние годы проведена значительная работа по созданию системы аудита, регламентации деятельности и профессиональных обязанностей аудиторов  в соответствии с законодательными актами, в том числе правилами (стандартами) аудита.

Вместе с тем проблемы организации, методологии и совершенствования  методики аудита отдельных объектов контроля, в том числе документирования аудита остаются недостаточно разработанными.

 

  1. Правило (стандарт) N 2.

Документирование  аудита

(утв. Постановлением  Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, с изменениями от 7 октября  2004 г.)

Введение

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

3. Под термином "документация" понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

4. Рабочие документы используются:

  • при планировании и проведении аудита;
  • при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
  • для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

Форма и содержание рабочих документов

5. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.

6. Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

7. Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

8. Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:

  • характер аудиторского задания;
  • требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
  • характер и сложность деятельности аудируемого лица;
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
  • необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
  • конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

9. Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.). Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.

10. Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.

11. Рабочие документы обычно  содержат:

  • информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
  • выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
  • информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
  • информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
  • доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;
  • доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
  • анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
  • сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
  • доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
  • сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
  • подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
  • копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
  • копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;
  • письменные заявления, полученные от аудируемого лица;
  • выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
  • копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

12. В случае проведения аудиторских проверок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой информации, но остающихся по-прежнему значимыми, в отличие от текущих аудиторских файлов (папок), которые содержат информацию, относящуюся в основном к аудиту отдельного периода.

Конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих  документов и право собственности  на них

13. Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.

14. Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

 

  1. Цель и задачи документирования аудита

Каждой аудиторской организации  следует разработать собственный  внутрифирменный стандарт аудиторской  деятельности "Документирование аудита" (далее - Стандарт). Внутрифирменный документ должен быть составлен на основе Международного стандарта аудиторской деятельности (далее - МСА) 230 "Документирование" и Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 2 "Документирование аудита", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2006 N 696, в которых содержится требование о необходимости оформления аудитором сведений, являющихся важными с точки зрения формирования доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудит проводился в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Целью Стандарта должно стать установление единых требований и составление рекомендаций по ведению документации в процессе аудита финансовой отчетности.

Термин "документация" трактуется в МСА 230 как материалы (рабочие документы), составляемые аудиторами и для аудитора или получаемые и хранимые аудиторами в связи с проведением аудита. В стандарте определено назначение рабочих документов аудитора: это материалы, помогающие при планировании и проведении аудита, осуществлении надзора за аудиторской работой, а также содержащие аудиторские доказательства.

В MCA (ISA) 230 "Документирование", так определены задачи документирования:

"Аудитор должен подготовить аудиторскую документацию на своевременной основе, с тем, чтобы обеспечить:

а) достаточные и надлежащие доказательства, подтверждающие аудиторское  мнение;

б) доказательства того, что  аудит был проведен в соответствии с МСА и соответствующими законодательными и нормативными требованиями".

Выполнение требований МСА 230 наряду с требованиями к подготовке документации других соответствующих  МСА является, как правило, достаточным  для подготовки надлежащей аудиторской  документации.

Состав и количество аудиторских  документов определяется аудитором  в каждом конкретном случае, при  этом решающее значение имеет цель составления рабочих документов, а именно:

- планирование аудиторской  проверки;

- документальное подтверждение  выполненных аудитором процедур, работ;

- сбор материалов по  проверке финансовой отчетности  с последующим их обобщением;

- составление аудиторского  отчета и подготовка заключения  о финансовой отчетности;

- осуществление текущего  контроля самим аудитором, за  ходом выполнения аудита в  соответствии с планом и программой;

- обеспечение юридической  обоснованности в проведении аудита и его законности;

- контроль рабочего времени  аудитора и обоснованность оплаты  его труда;

- контроль качества проведенной  проверки;

- документарное оформление  установленного или определенного  самим аудитором аудиторского  риска с указанием его величины  и др.

Аудиторская документация также  используется для следующих целей:

а) помощь аудиторской группе в планировании и проведении аудита;

б) помощь членам аудиторской  группы, ответственным за текущий  контроль, в осуществлении руководства  и надзора за аудиторской работой,

в) для выполнения функций  по обзорной проверке, в соответствии с требованиями МСА 220 "Контроль качества отчетной финансовой информации";

г) предоставление возможности  аудиторской группе нести ответственность  за свою работу;

д) документирование вопросов, имеющих значение для последующих  аудиторских проверок;

ж) предоставление возможности  проведения обзорной проверки и инспектирования  в целях контроля качества опытным  аудитором, в соответствии с требованиями MCKK (ISQC) 1 "Контроль качества в организациях, осуществляющих аудит, обзорные проверки отчетной финансовой информации и другие задания по обеспечению уверенности и оказывающих сопутствующие аудиту услуги";

Информация о работе Документирование аудита- как российский стандарт