Документирование аудита- как российский стандарт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 13:52, реферат

Краткое описание

Одним из неотъемлемых элементов профессиональной аудиторской деятельности является аудиторская документация. В Российской Федерации требования к ее составлению установлены федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита". Данное правило было разработано на основе Международного стандарта аудита (МСА) 230 "Документирование".

Содержание

Введение……………………………………………………………….1
Правило (стандарт) N 2…………………………………..……..2
Цель и задачи документирования аудита……………………..7
Понятие «рабочие документы» аудитора и требования, предъявляемые к ним ………………………………………….10
Форма, содержание и объем аудиторской документации …………………………………………………………………..18
Классификация аудиторской документации………………….23
Сравнительный анализ Правила (стандарта) №2 «Документирование аудита» и Международного стандарта аудита 230 «Документирование»………………………………………….26
Заключение ………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по МСА.docx

— 55.09 Кб (Скачать файл)

Фамилия, имя, отчество ответственного лица указываются в конце рабочей  документации, там же должна быть поставлена его подпись.

Выдача рабочей документации, отражающей проводимый и проведенный  аудит, работникам аудиторской организации, не занятым аудитом данного экономического субъекта, не допускается. Свободный  доступ к рабочей документации могут  иметь лишь руководство аудиторской  организации, аудиторы, ответственные  за данный аудит, а также работники  внутрифирменного аудита и "мозгового центра". В случае пропажи или гибели рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование. Результаты служебного расследования оформляются соответствующим актом.

Рабочая документация должна храниться в архиве аудиторской  организации не менее пяти лет. В  случаях повторных проверок клиента  срок хранения продлевается дополнительно  на пять лет с даты подписания аудиторского заключения.

При изъятии из архива рабочей  документации для переноса ее в состав свидетельств по новому аудиту в графе "Примечание" формуляра для отражения документирования по предыдущему аудиту ведущий аудитор должен отметить напротив названия изъятого рабочего документа дату и причину его изъятия, закрепив это своей подписью.

Каждый рабочий документ должен иметь идентификационные  параметры (имя клиента, охватываемый аудитом период, описание содержания, фамилия и инициалы подготовившего документ лица, дата подготовки документа  и код индекса).

В рабочих документах следует  проставлять индексы и перекрестные ссылки, чтобы облегчить их организацию  в файлы.

Готовые рабочие документы  должны четко и ясно характеризовать  работу, проделанную в рамках аудита: с помощью отчета, составленного  письменно и имеющего форму меморандума; с помощью пометки процедур аудита в программе аудита; с помощью  отметок непосредственно в записях, имеющихся в рабочих документах. Отметки в рабочих документах делаются галочками, наносимыми рядом с отдельными элементами записей.

 

  1. Форма, содержание и объем аудиторской документации

В разделе "Форма и содержание рабочих документов" подчеркивается, что аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. Указано, что рабочие документы должны содержать информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В то же время нецелесообразно документировать каждый вопрос, рассматриваемый аудитором, а при решении вопроса об объеме рабочих документов, необходимых для подготовки и хранения, нужно продумать, что может потребоваться другому аудитору, ранее не занимавшемуся данным аудитом. Соответственно в МСА 230 предлагается составлять рабочую документацию так, чтобы из нее можно было получить представление о проделанной работе, причинах принятия принципиальных решений, но не о деталях аудита.

К основным факторам, влияющим на форму и содержание рабочих  документов согласно данному стандарту, отнесены: характер аудиторского задания; форма аудиторского заключения; характер и сложность бизнеса; характер и  состояние систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля субъекта; необходимость надзора за работой  ассистентов; конкретные методы и приемы, применяемые в процессе аудита.

МСА 230 содержит рекомендации по повышению эффективности подготовки и проверки рабочих документов путем  использования стандартизированных  рабочих документов, графиков, аналитической  и иной документации, подготовленной клиентом.

Рабочие бумаги облегчают  аудитору процесс планирования, проведения и наблюдения за работой. В рабочих  документах документируется следующая  информация:

  1. Представление, составленное аудитором о бизнесе, которым занимается фирма - клиент.
  2. Оценка неизбежного риска.
  3. Представление о структуре внутреннего контроля.
  4. Основа для выдачи заключения об эффективности мероприятий и процедур контроля.
  5. Решения, принятые в отношении стратегии проведения аудита.
  6. Результаты проведенных проверок средств контроля.
  7. Информация об осуществлении контроля и анализа деятельности привлеченных специалистов.
  8. Выводы по исключениям и необычным моментам.
  9. Рекомендации по совершенствованию мероприятий и процедур структуры контроля, составленные в процессе аудиторской проверки.
  10. Факты, говорящие в пользу вывода, сделанного аудитором в отношении финансовых документов.

Помимо этого в рабочих  бумагах отражается информация, необходимая  для составления отчетов для  правительственных учреждений, определения  суммы налогов. Она также может  быть использована в качестве источника  информации при проведении последующих  аудиторских проверок.

Так же рабочие документы  содержат:

- выдержки или копии  необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;

- информацию, отражающую  процесс планирования, включая программу  аудита и любые изменения к  ним;

- доказательства понимания  аудитором систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля;

- доказательства, подтверждающие  оценку неотъемлемого риска, уровня  риска применения средств контроля  и любые корректировки этих  оценок;

- доказательства, подтверждающие  факт анализа аудитором работы  экономического субъекта по внутреннему  аудиту и сделанные аудитором  выводы;

- анализ финансово-хозяйственных  операций и остатков по счетам  бухгалтерского учета;

- анализ наиболее важных  экономических показателей и  тенденций их изменения;

- сведения о характере,  временных рамках, объеме аудиторских  процедур и результатах их  выполнения;

- доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками  аудитора, осуществлялась под контролем  квалифицированных специалистов  и была проверена;

- сведения о том, кто  выполнял аудиторские процедуры,  с указанием времени их выполнения;

- подробную информацию  о процедурах, примененных в отношении  финансовой (бухгалтерской) отчетности  подразделений и (или) дочерних  предприятий, проверявшихся другим  аудитором;

- копии сообщений, направленных  другим аудиторам, экспертам и  третьим лицам и полученных  от них;

- копии писем и телеграмм  по вопросам аудита, доведенным  до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита и выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;

- письменные заявления,  полученные от аудируемого лица;

- выводы, сделанные аудитором  по наиболее важным вопросам  аудита, включая ошибки и необычные  обстоятельства, которые были выявлены  аудитором в ходе выполнения  процедур аудита, и сведения о  действиях, предпринятых в связи  с этим аудитором;

- копии финансовой (бухгалтерской)  отчетности и аудиторского заключения.

Рабочие документы аудитора могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. Эти документы используются при планировании и проведении аудита; при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы; для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.

Количественный и качественный состав рабочей документации должен быть сформирован таким образом, чтобы при необходимости аудитор  смог продемонстрировать контролирующим организациям и в суде, что его  аудит был хорошо спланирован  и соответствующим образом контролировался, что собранные свидетельства  достоверны, достаточны и своевременны и что аудиторское заключение соответствует результатам проверки.

Свидетельства, содержащиеся в рабочих документах, являются важнейшими источниками информации, позволяющими аудитору принять решение о подходящем типе аудиторского заключения при данных обстоятельствах. Они могут также  послужить основой для подготовки налоговых деклараций и для других целей, способствующих улучшению работы клиентов аудиторской организации.

Рабочие документы следует  формировать своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. Они могут быть созданы аудиторами либо получены от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц. Независимо от стадии документирования рабочие бумаги должны быть сгруппированы в соответствующие файлы: "Текущее досье", "Постоянное досье", "Специальное досье".

К категории постоянных относятся аудиторские файлы, обновляемые по мере поступления новой информации, но остающиеся по-прежнему значимыми. Это очень удобный источник информации, не утрачивающий ценности из года в год. В состав таких файлов можно включить уточненную программу аудита. По мере аудирования каждый аудитор отмечает в программе выполненные процедуры и указывает дату их завершения. Включение в рабочие документы хорошо спланированной уточненной программы аудита, выполненной добросовестно, свидетельствует о том, что аудит проведен на высоком качественном уровне.

Текущие файлы включают в  себя рабочие документы, имеющие  отношение к тому году, за который  проводится аудит.

В состав файлов "Специальное досье" должны быть включены документы инструктивно-нормативного характера: законодательно-нормативные акты, инструкции, методические указания, данные статистических учреждений, информация периодических изданий (статьи) и другие вспомогательные материалы, способствующие успешному проведению аудита.

Рабочая документация должна содержать записи о планировании аудита; записи о характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур; выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений.

Состав, количество и содержание рабочих документов, входящих в рабочую  документацию аудита, определяются исходя из характера аудиторского задания; формы аудиторского заключения; характера  и сложности деятельности экономического субъекта; состояния бухгалтерского учета экономического субъекта; надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта; необходимого уровня руководства  и контроля за работой персонала  аудиторской организации при  выполнении отдельных процедур; конкретных методов и приемов, применяемых в процессе аудита.

 

 

 

 

 

  1. Классификация аудиторской документации

Классификация рабочих документов является действенным механизмом, который  позволяет повысить качество проведенного аудита и способствует более полному  удовлетворению потребностей заказчика  в обоснованной аудиторской информации.

Приведем классификацию  аудиторских документов:

1) по времени использования:

- долгосрочные (более года)

- краткосрочные;

2) по способу и источником  получения:

- от третьих лиц;

- от предприятия-клиента;

- составлены аудитором;

3) по характеру информации :

- правового характера;

- о руководстве и персонале  предприятия;

- о структуре и организации  предприятия;

- об экономических основах  деятельности предприятия;

- о системе внутреннего  контроля;

- о системе бухгалтерского  учета;

- аудиторские организационно - функциональные документы;

- документы по оценки  аудиторского риска;

- аудиторские документы  по проверке отдельных статей  и показателей годовой отчетности;

- корреспонденция аудитора;

- итоговый вывод;

- предложения и рекомендации;

4) по назначению:

- осмотру

- информативные;

- проверочные;

- подтверждающие;

- расчетные;

- сравнительные;

- аналитические;

5) по степени стандартизации:

- стандартизированные;

- произвольной формы;

6) по форме представления :

- графические;

- табличные;

- текстовые;

- комбинированные

7) по технике складывания:

- ручные;

- на машинных носителях.

Так же рабочие документы  можно разделить на три категории:

1) Непрерывно ведущиеся  документы. В них содержится  информация по вопросам, которые  интересовали аудиторов в течение  многих лет проверки одного  и того же клиента. Эти документы  можно использовать из года  в год, сохраняя ежегодно необходимую  аудиторскую информацию. Документами,  которые можно использовать ежегодно  являются: копии или выдержки  из устава, копии текущих контрактов, заметки об истории компании  и другие.

Информация о работе Документирование аудита- как российский стандарт