Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 13:52, реферат
Одним из неотъемлемых элементов профессиональной аудиторской деятельности является аудиторская документация. В Российской Федерации требования к ее составлению установлены федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита". Данное правило было разработано на основе Международного стандарта аудита (МСА) 230 "Документирование".
Введение……………………………………………………………….1
Правило (стандарт) N 2…………………………………..……..2
Цель и задачи документирования аудита……………………..7
Понятие «рабочие документы» аудитора и требования, предъявляемые к ним ………………………………………….10
Форма, содержание и объем аудиторской документации …………………………………………………………………..18
Классификация аудиторской документации………………….23
Сравнительный анализ Правила (стандарта) №2 «Документирование аудита» и Международного стандарта аудита 230 «Документирование»………………………………………….26
Заключение ………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………30
Фамилия, имя, отчество ответственного лица указываются в конце рабочей документации, там же должна быть поставлена его подпись.
Выдача рабочей документации,
отражающей проводимый и проведенный
аудит, работникам аудиторской организации,
не занятым аудитом данного
Рабочая документация должна храниться в архиве аудиторской организации не менее пяти лет. В случаях повторных проверок клиента срок хранения продлевается дополнительно на пять лет с даты подписания аудиторского заключения.
При изъятии из архива рабочей документации для переноса ее в состав свидетельств по новому аудиту в графе "Примечание" формуляра для отражения документирования по предыдущему аудиту ведущий аудитор должен отметить напротив названия изъятого рабочего документа дату и причину его изъятия, закрепив это своей подписью.
Каждый рабочий документ должен иметь идентификационные параметры (имя клиента, охватываемый аудитом период, описание содержания, фамилия и инициалы подготовившего документ лица, дата подготовки документа и код индекса).
В рабочих документах следует
проставлять индексы и
Готовые рабочие документы
должны четко и ясно характеризовать
работу, проделанную в рамках аудита:
с помощью отчета, составленного
письменно и имеющего форму меморандума;
с помощью пометки процедур аудита
в программе аудита; с помощью
отметок непосредственно в
В разделе "Форма и содержание рабочих документов" подчеркивается, что аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. Указано, что рабочие документы должны содержать информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В то же время нецелесообразно документировать каждый вопрос, рассматриваемый аудитором, а при решении вопроса об объеме рабочих документов, необходимых для подготовки и хранения, нужно продумать, что может потребоваться другому аудитору, ранее не занимавшемуся данным аудитом. Соответственно в МСА 230 предлагается составлять рабочую документацию так, чтобы из нее можно было получить представление о проделанной работе, причинах принятия принципиальных решений, но не о деталях аудита.
К основным факторам, влияющим на форму и содержание рабочих документов согласно данному стандарту, отнесены: характер аудиторского задания; форма аудиторского заключения; характер и сложность бизнеса; характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта; необходимость надзора за работой ассистентов; конкретные методы и приемы, применяемые в процессе аудита.
МСА 230 содержит рекомендации
по повышению эффективности
Рабочие бумаги облегчают аудитору процесс планирования, проведения и наблюдения за работой. В рабочих документах документируется следующая информация:
Помимо этого в рабочих бумагах отражается информация, необходимая для составления отчетов для правительственных учреждений, определения суммы налогов. Она также может быть использована в качестве источника информации при проведении последующих аудиторских проверок.
Так же рабочие документы содержат:
- выдержки или копии
необходимых юридических
- информацию, отражающую процесс планирования, включая программу аудита и любые изменения к ним;
- доказательства понимания
аудитором систем
- доказательства, подтверждающие
оценку неотъемлемого риска,
- доказательства, подтверждающие
факт анализа аудитором работы
экономического субъекта по
- анализ финансово-
- анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
- сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
- доказательства, подтверждающие,
что работа, выполненная работниками
аудитора, осуществлялась под контролем
квалифицированных
- сведения о том, кто
выполнял аудиторские
- подробную информацию
о процедурах, примененных в отношении
финансовой (бухгалтерской) отчетности
подразделений и (или)
- копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
- копии писем и телеграмм
по вопросам аудита, доведенным
до сведения руководителей
- письменные заявления, полученные от аудируемого лица;
- выводы, сделанные аудитором
по наиболее важным вопросам
аудита, включая ошибки и необычные
обстоятельства, которые были выявлены
аудитором в ходе выполнения
процедур аудита, и сведения о
действиях, предпринятых в
- копии финансовой (бухгалтерской)
отчетности и аудиторского
Рабочие документы аудитора могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. Эти документы используются при планировании и проведении аудита; при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы; для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.
Количественный и качественный
состав рабочей документации должен
быть сформирован таким образом,
чтобы при необходимости
Свидетельства, содержащиеся
в рабочих документах, являются важнейшими
источниками информации, позволяющими
аудитору принять решение о подходящем
типе аудиторского заключения при данных
обстоятельствах. Они могут также
послужить основой для
Рабочие документы следует формировать своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. Они могут быть созданы аудиторами либо получены от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц. Независимо от стадии документирования рабочие бумаги должны быть сгруппированы в соответствующие файлы: "Текущее досье", "Постоянное досье", "Специальное досье".
К категории постоянных относятся аудиторские файлы, обновляемые по мере поступления новой информации, но остающиеся по-прежнему значимыми. Это очень удобный источник информации, не утрачивающий ценности из года в год. В состав таких файлов можно включить уточненную программу аудита. По мере аудирования каждый аудитор отмечает в программе выполненные процедуры и указывает дату их завершения. Включение в рабочие документы хорошо спланированной уточненной программы аудита, выполненной добросовестно, свидетельствует о том, что аудит проведен на высоком качественном уровне.
Текущие файлы включают в себя рабочие документы, имеющие отношение к тому году, за который проводится аудит.
В состав файлов "Специальное досье" должны быть включены документы инструктивно-нормативного характера: законодательно-нормативные акты, инструкции, методические указания, данные статистических учреждений, информация периодических изданий (статьи) и другие вспомогательные материалы, способствующие успешному проведению аудита.
Рабочая документация должна содержать записи о планировании аудита; записи о характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур; выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений.
Состав, количество и содержание рабочих документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются исходя из характера аудиторского задания; формы аудиторского заключения; характера и сложности деятельности экономического субъекта; состояния бухгалтерского учета экономического субъекта; надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта; необходимого уровня руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур; конкретных методов и приемов, применяемых в процессе аудита.
Классификация рабочих документов является действенным механизмом, который позволяет повысить качество проведенного аудита и способствует более полному удовлетворению потребностей заказчика в обоснованной аудиторской информации.
Приведем классификацию аудиторских документов:
1) по времени использования:
- долгосрочные (более года)
- краткосрочные;
2) по способу и источником получения:
- от третьих лиц;
- от предприятия-клиента;
- составлены аудитором;
3) по характеру информации :
- правового характера;
- о руководстве и персонале предприятия;
- о структуре и организации предприятия;
- об экономических основах деятельности предприятия;
- о системе внутреннего контроля;
- о системе бухгалтерского учета;
- аудиторские организационно - функциональные документы;
- документы по оценки аудиторского риска;
- аудиторские документы
по проверке отдельных статей
и показателей годовой
- корреспонденция аудитора;
- итоговый вывод;
- предложения и рекомендации;
4) по назначению:
- осмотру
- информативные;
- проверочные;
- подтверждающие;
- расчетные;
- сравнительные;
- аналитические;
5) по степени стандартизации:
- стандартизированные;
- произвольной формы;
6) по форме представления :
- графические;
- табличные;
- текстовые;
- комбинированные
7) по технике складывания:
- ручные;
- на машинных носителях.
Так же рабочие документы можно разделить на три категории:
1) Непрерывно ведущиеся
документы. В них содержится
информация по вопросам, которые
интересовали аудиторов в
Информация о работе Документирование аудита- как российский стандарт