Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 04:32, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение организации и анализ деятельности Европейского суда по правам человека.
Объект исследования: Европейский суд по правам человека
Предмет исследования: процесс, обеспечивающий эффективность европейского суда по защите прав и свобод человека.
ВВЕДЕНИЕ
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Общая характеристика деятельности Европейского суда по правам человека…………………………………………………….6
Состав и порядок деятельности Европейского суда по правам человека …………………………………………………………… 8
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Условия и правила обращения в Европейский суд по правам человека…………………………………………………………… 11
Составление и подача жалобы ………………………………….. 14
Основные стадии судопроизводства …………………………… 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...…….. 29
Европейский Суд по правам человека предполагает судопроизводство, из четырех стадий:
I. признание приемлемости жалобы;
II. урегулирование ее на уровне государства-заявителя;
III. рассмотрение;
IV. исполнение решения, принятого Судом.
Перед тем, как рассмотреть жалобу на предмет приемлемости Европейский Суд направляет ее Представителю Российской Федерации в Европейском Суде, который представляет в Суд свои возражения, касаемые самого предполагаемого нарушения прав, а также вопросов приемлемости. Основная цель Представителя РФ на данном этапе, не допустить чтобы жалоба была рассмотрена по вопросу приемлемости в Европейском Суде, и не получила огласки. В такой момент правоохранительные органы РФ по собственной инициативе занимаются пересмотром гражданских и уголовных дел и принимают противоположные решения».
Если будет доказано, что права человека действительно были нарушены, то приговор может быть пересмотрен и преступление будет переквалифицировано с более тяжкого на менее тяжкое, а также заявитель может быть освобожден из мест лишения свободы.
Европейский суд по правам человека, уважительно относиться к таким действиям государства, но если государство стремится уйти от ответственности, чем восстановить нарушенные права, Европейский Суд может вынести решение не в пользу государства. Возражения Представителя РФ Европейский Суд направляет заявителю для представления своих возражений на позицию Представителя РФ. Это очень сложный ответственный этап для заявителя, потому что, государство показывает свою позицию защиты и заявитель обязан выступить против возражений Представителя РФ или, доказать их недоброкачественность». К примеру, когда обращение в Европейский Суд по правам человека касается применения пыток, то заявитель может утверждать, о том, что правоохранительные органы не провели надлежащего расследования по заявлению о применении пыток. В этом случае аргумент Представителя РФ, что через три года после применения пыток правоохранительные органы все таки возбудили уголовное дело по факту причинения телесных увечий, не является убедительным для Европейского суда.
Европейский суд по правам человека может вынести решение на предмет приемлемости жалобы только после того как будет рассмотрена позиция Представителя РФ и заявителя. Часто, рассмотрение жалобы на предмет ее приемлемости происходит без участия заявителя и представителя государства.
Условия приемлемости жалобы перечислены в статье 34, 35 Конвенции. Порог приемлемости достаточно высокий в среднем 11% зарегистрированных жалоб считаются приемлемыми, и рассматриваются по существу. В отношении России, на январь 2008 года было подано более 8500 жалоб, из которых 1800 дел были зарегистрированы и ожидают рассмотрения Судом, более 3500 жалоб признаны неприемлемыми.
Вопрос о приемлемости жалобы рассматривает судья-докладчик, который изучает все обстоятельства жалобы, устанавливает контакт со сторонами, составляет досье и делает заключение о рассмотрении жалобы Судом. Затем оно передается в Комитет, состоящих из трех судей. Судьи единогласно могут отклонить жалобу, которая отвечает всем требованиям. Решение Комитета окончательно и не подлежит обжалованию (содержит ссылку на тот критерий приемлемости, который не был соблюден).
В случае если Комитет одобряет приемлемость жалобы, то направляет ее для изучения в Палату из семи судей, которая либо признает жалобу приемлемой, либо неприемлемой.
Следует отметить, что с 1 января 2010 года вводится упрощенная процедура рассмотрения дел на предмет их приемлемости. После того, как жалоба приходит в Суд – она попадает к юристу той страны, на которую пришла жалоба, заявителю сообщаю его права, посылаются инструкции, анкета, текст Конвенции. После ответа заявителя регистрируется дело, ему присваивается регистрационный номер и ожидает рассмотрения на предмет приемлемости. Главную роль здесь играет юрист, который готовит проект решения (если он видит, что дело неприемлемое, то посылает письмо заявителю в котором предупреждает его о дефектах жалобы и о причинах, по которым она может быть неприемлема).
На любой стадии после признания дела приемлемым может быть заключено мирное урегулирование при поддержке и содействии Суда. В случае дружественного урегулирования, суд исключает дело из списка. Также он может вычеркнуть дело из списка в случаях когда заявитель не проявляет интереса к продолжению разбирательства дела. В постановлении Суда лишь кратко излагаются факты принятого решения.
Если мирное урегулирование не достигнуто и дело не вычеркнуто из списка, начинается рассмотрение дела по существу.
Рассмотрение дел проводится открыто для публики в виде слушаний по делу, либо в письменной форме. При этом, общественности доступны формуляр жалобы, пояснения сторон и другие материалы, представленные сторонами в Секретариат Суда.
традициям, которыми руководит Председатель Палаты и определяет порядок, в котором заслушиваются представители, адвокаты советники сторон. Время выступления сторон в Европейском Суде жестко регламентировано и не превышает тридцати минут. Палата имеет право вызвать на слушание свидетелей, экспертов и иных лиц, которые могут повлиять на справедливое вынесение решения. Неявка на слушанье без уважительной причины не служит основанием для его отмены. Европейский Суд может оплатить расходы на приезд в Страсбург лиц, вызываемых на слушания, из своего бюджета.
После того, как все стороны заслушаны, свидетели и эксперты опрошены, Палата принимает постановление, являющееся официальным документом Суда и имеющее четко оформленный вид, в котором указаны:
- Председатель, судьи, Секретарь или заместитель Секретаря Палаты которые входят в состав соответствующей Палаты;
- время вынесения и объявления постановления;
- все данные о сторонах в деле;
- представители, адвокаты, советники сторон;
- факты по делу;
- доводы сторон;
- правовая документация и
- резолютивные положения;
- решение относительно покрытия судебных издержек;
- число судей, составивших большинство (в случае если решение не было принято единогласно).
Суд в своем решении может только прийти к выводу о том, имело ли место в отношении заявителя нарушение статей Конвенции и протоколов к ней, или нет. Если Суд выявит, что права были нарушены, то вправе присудить заявителю выплату компенсации за это нарушение (компенсация обычно взыскивается Европейским Судом в размере до сорока тысяч долларов США). Компенсация определяется в зависимости от характера нарушения, последствий для гражданина и состоит из трех моментов:
- компенсации материального
- возмещения судебных издержек;
- компенсации морального вреда.
В ходе определения компенсации Суд может ориентироваться на ранее вынесенные решения. Постановление подписывается Председателем и Секретарем Палаты.
В редких случаях дело передается для дальнейшего рассмотрения в Большую Палату из семнадцати судей, в состав которых входит Президент Европейского суда по правам человека, а также судья от той страны, против которой рассматривается дело. Компетенция Большой Палаты имеет строгие рамки определения:
Во-первых, Большая Палата осуществляет апелляционные пономочия, если стороны не согласятся с решением Палаты и заявят об этом в течение трех месяцев.
Во-вторых, Большая палата рассматривает те обращения, при разрешении которых вынесены решения, противоречащие уже существующим.
В третьих, Большая Палата рассматривает межгосударственные жалобы, но за всю историю Европейского Суда по правам человека была рассмотрена по существу только одна жалоба «Ирландия против Соединенного Королевства».
Решения выносятся как на английском, так и на французском языке.
Решение Европейского Суда не оглашаются сразу после слушания, его подготовка может занять несколько месяцев. Когда решение вынесено, оно направляется Генеральному Секретарю Совета Европы и другим заинтересованным сторонам. Контроль за исполнением решения возглавляет Комитет Министров Совета Европы, который также призван следить за своевременной выплатой денежной компенсации и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права, со стандартами Совета Европы. Комитет министров может требовать широкого спектра мер, направленных на исправление и предотвращения повторения подобных нарушений путем принятия соответствующих резолюций и оказания постоянного политического давления на государства (отмены примененного акта, пересмотра судебных решений и других действий). К примеру, в результате ряда дел против Турции, в которых были признаны факты применения пыток и жесткого и бесчеловечного обращения с задержанными, Турция была вынуждена провести реформу законодательства, обеспечить более широкий доступ неправительственных организаций в места лишения свободы, провести обучающие и другие программы с сотрудниками полиции и правоохранительных органов.
Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства- ответчика по делу, иногда значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.
За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами-членами Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и привести к исключению государства из состава Совета Европы. Если государство подтверждает, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотрения Европейским Судом ситуация может повториться, оно осуществляет необходимы новации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Европейский Суд по правам человека является уникальным, исключительным институтом, чья компетенция и мировой охват беспрецедентны в истории международного права. Почти 800 миллионов человек в 43 странах имеют сегодня возможность лично обратиться к этому судебному органу с жалобами на нарушение важнейших прав и свобод. Европейский Суд вырабатывает стандарты защиты прав человека, которые воздействуют на правовые системы фактически всех государств Европы и оказывает значительное влияние на национальное законодательство и практику в саамы различных областях – таких, как уголовный процесс, гражданское и административное право, семейное право, положение иностранцев, права прессы и др.
Работа Суда построена на принципе субсидиарности, в соответствии с этим главная роль защиты прав человека, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, лежит на национальных властях государств-участников, первым делом на их судебных органах. Национальные суды могут и обязаны применять положения Конвенции в своей практике и предоставлять эффективную защиту нарушений.
Однако, когда такая национальная защита по разным причинам оказывается неэффективной, частные лица могут подать жалобы в Страсбургский Суд. Словами Председателя Европейского Суда по правам человека господина Вильдхабера «Право индивидуальных обращений всегда находилось в центе системы, выстроенного Конвенцией». Благодаря его заслугам, механизм Конвенции превратился в ту эффективнейшую систему защиты прав человека, которой она является сегодня. Количество межгосударственных дел всегда было огромным, ко всему тому же они оказались неприспособленными к хрупкой системе взаимодействия между национальными интересами, частными жалобами и международной дипломатией. «Общие стандарты Конвенции были утверждены и развиты в полновесный свод правил и прецедентов именно за счет бесчисленных частных лиц, которые жаловались на государства в Суд в Страсбурге.
Как бы то ни было, положительный эффект не исчерпывается возможностью для граждан защищать свои права на общеевропейском уровне. Государства-участники с помощью такого внешнего контроля могут обнаружить и укрепить слабые места в своих правовых системах. Довольно часто решения Суда приводили к значительным изменениям в законодательстве и практике европейских государств.
Однако нужно не забывать, что Европейский Суд по правам человека вовсе не панацея от всех бед. Из тысячи запросов и жалоб, которые ежегодно поступают в этот орган от граждан различных стран, лишь некоторые (10-15%) принимаются к рассмотрению и только единицы находят свое удовлетворение. Более того в среднем рассмотрение жалоб длится от полутора до трех лет, а иногда достигает пяти-шести лет. Следовательно Суд в Страсбурге следует рассматривать в качестве чрезвычайной инстанции, когда действительно исчерпаны все обычные средства защиты прав, по разным причинам невозможно добиться справедливого решения на национальном уровне. Истинная роль указанного института – служить «дисциплинирующим» средством для национальных правительств и означать конечное торжество правосудия. Сегодня вся работа по защите прав и свобод личности остается за национальными судами.
Россия приняла действие Конвенции 5 мая 1998 года. С этого времени россияне могут обращаться в Европейский Суд с жалобами на нарушение прав, гарантированных Конвенцией. Это право российские граждане используют достаточно активно – на сентябрь 2010г. около 10000 индивидуальных жалоб подано против России. Из них более 1900 дел зарегистрированы и ожидают рассмотрения Судом, более 3500 жалоб признаны неприемлемыми. Помимо этого, более 3500 временных досье ожидают решения о регистрации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Приор, 2011. – 32с.
2. Армашова, А.В. Исполнение решений Европейского Суда по правам человека в России: современные проблемы теории и практики / А.В. Армашова // Образование и право .- 2010. №2. – С. 7-42
3. Бендерская, Е.Г. Позиции Европейского суда по правам человека по вопросу заочного разбирательства уголовных дел / Е.Г. Бендерская // Законодательство. – 2009. №6. – С. 22-64
4. Бессарабов, В.Г. Европейский Суд по правам человека / В.Г. Бессарабов. – М.:Юрлитинформ, 2003. – 467с.
5. Бернхард, Р.З. Европейский Суд по правам человека в Страсбурге / Р.З. Бернхарт // Государство и право. – 2008. - №7. – С.7-13
6. Бирюков, П.Н. Международное право / П.Н. Бирюков. – М.:Юристъ, 2003. -363с.
7. Блатова, Н.Т. Международное право в документах / Н.Т. Блатова, Г.Н. Мелков. – М.:ЮРИСТ, 2004.-550с.
8.
Бондарь, Н.С. Конвенция о защите
прав человека и основных