Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 06:59, реферат
В международном праве неуклонно возрастает число норм, ориентированных на человека. Оно включает: согласование между государствами общечеловеческих стандартов прав и свобод личности; предоставление человеку юридической возможности реализовывать и защищать свои права и свободы; принятие государствами обязательных мер по гарантированной реализации прав и свобод человека и гражданина, их охране. В основе прав и свобод человека и гражданина лежит ценность человеческой личности, что нашло свое подтверждение в международных договорах универсального и регионального характера
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие права вооруженных конфликтов ………………...………………...….5
2. Источники права вооруженных конфликтов…………………………………..12
3. Начало и окончание применения права вооруженных конфликтов………….26
4. Защита жертв вооруженных конфликтов……………………………………....37
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………...………………………….
- пятый - нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов немеждународного (внутригосударственного) характера.
Существует руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море (Сан-Ремо, 12 июня 1994 г.). Оно определяет, что «международное гуманитарное право» означает установленные договорами или обычаем международные нормы, ограничивающие право сторон в конфликте использовать методы или средства ведения войны по своему выбору. А также средства, защищающие государства, не являющиеся сторонами в конфликте, или лиц либо объекты, которые затронуты или могут быть затронуты конфликтом.
Таким образом, международное гуманитарное право представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий.
Нормы международного гуманитарного права вступают в действие с началом вооруженного конфликта. Они применяются в равной степени ко всем сторонам, участвующим в конфликте. Применение норм международного гуманитарного права прекращается с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории - по окончании оккупации. Лица и объекты, окончательное решение участи которых будет принято позднее, остаются под защитой международного гуманитарного права.
2. Источники права вооруженных конфликтов
Международно-правовая доктрина исходит из того, что к основным источникам права вооруженных конфликтов относятся международный договор и международный обычай. Основная дискуссия касается вопроса их соотношения. Так, английский юрист-международник Л. Оппенгейм, рассматривая источники права, применимого к отношениям воюющих сторон, на первое место ставил договорные нормы. 10По мнению австрийского юриста А. Фердросса, источниками права войны являются: а) международное обычное право, а также ряд соглашений, которые получили признание в качестве норм обычного права; б) договорные нормы.11 Очевидно, при оценке роли международного договора и международного обычая в качестве источников права вооруженных конфликтов постановка вопроса об их иерархии по отношению друг к другу выглядит не совсем корректной. Следует согласиться с И.Н. Арцибасовым и С.А. Егоровым, которые заметили, что, как правило, договорные нормы, в частности области законов и обычаев войны, основываются на международных обычаях, являясь их кодификацией.12 На современном этапе роль международного договора как источника правовой защиты жертв вооруженных конфликтов возрастает.
Генезис развития МГП начался с 1864 г., когда в Женеве была подписана Конвенция об улучшении участи раненых на поле боя. Конвенция, состоящая из 10 статей, предусматривала, что специально подготовленным персоналом раненым на поле боя будет оказываться помощь и доставка в госпиталь. Конвенция не проводит деления раненых на военнослужащих и гражданских лиц, а закрепляет принцип оказания помощи всем нуждающимся. Персонал, оказывающий помощь раненым, нейтрален, неприкосновенен, не может быть взят в плен. Для его опознания был утвержден отличительный знак - Красный Крест на белом поле (обратные цвета государственного флага Швейцарии). В 1868 г. по инициативе России в Санкт-Петербурге была подписана Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Максимальный ограничительный вес пуль определен в 400 граммов. Женевская конвенция несколько раз подвергалась пересмотру, так как закон необходимо было адаптировать к новым условиям. Первый пересмотр состоялся в 1906 г. Конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны 1864 г. была дополнена новыми статьями. В ст. 26 закреплено, что «правительства, подписавшие Конвенцию, должны принять меры, необходимые для инструктирования своих войск, в частности персонала, который защищается положениями данной Конвенции, и распространять ее среди населения».13
Переломным моментом
в формировании норм международного
гуманитарного права стало прин
Гаагские конференции 1899 и 1907 гг. подтвердили Женевскую конвенцию 1864 г. и Брюссельскую декларацию 1874 г. Статья 22 закрепила важный для всего мирового сообщества принцип: «Воюющие не пользуются неограниченным правом выбора средств нанесения вреда неприятелю». Более того, Конвенция детализирует данный принцип, закрепляя в качестве недопустимого: употребление яда; предательское убийство или нанесение увечья населению и военнослужащим; объявление, что никому не будет пощады. Конвенция регулирует вопросы собственности, закрепляя, что оккупирующая держава не является собственником, а обладает лишь правом управления и пользования по отношению к государственному имуществу и обязана его сохранять. Положения этой Конвенции получили дальнейшее закрепление в многочисленных международно-правовых документах. В 1899 г. в Гааге была подписана Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль (пуль «дум-дум»). Все дело в том, что Великобритания начала применять пули, изготовленные в индийском арсенале Дум-Дум (близ Калькутты), у которых твердая оболочка не вполне прикрывала сердечник и которые вследствие этого легко разворачивались или сплющивались в теле человека. Участники Декларации приняли на себя обязательства воздерживаться от употребления таких пуль.
В 1907 г. состоялась вторая
Гаагская конференция мира. Итогом
работы конференции стало принятие
18 октября 1907 г. важнейших международно-
- Конвенция (I) о мирном
решении международных столкнов
- Конвенция (II) об ограничении
в применении силы при
- Конвенция (III) об открытии военных действий;
- Конвенция (IV) о законах и обычаях сухопутной войны с прилагаемым к ней Положением (Гаагское положение) о законах и обычаях сухопутной войны;
- Конвенция (V) о правах
и обязанностях нейтральных
- Конвенция (VI) о статусе
судов торгового флота
- Конвенция (VII) о преобразовании судов торгового флота в военные корабли;
- Конвенция (VIII) о постановке
подводных, автоматически
- Конвенция (IX) о бомбардировании
морскими силами во время
- Конвенция (X) о применении начал Женевской конвенции 1864 г. к морской войне;
- Конвенция (XI) о некоторых
ограничениях в пользовании
- Конвенция (XIII) о правах
и обязанностях нейтральных
Активно конференция разрабатывала нормы права, связанные с морской войной.
IV Гаагская конвенция
устанавливает гарантии
В 1909 г. в Лондоне прошла Военно-морская конференция, на которой была принята Декларация о законах морской войны. Но Декларация и Конвенция об учреждении Международной призовой палаты не были ратифицированы государствами и Международная призовая палата не была создана.
До принятия в 1899 г. Декларации об обязательстве не употреблять снаряды, распространяющие удушливые и вредоносные газы, предпринимались неоднократные попытки для дальнейшего нормативного закрепления недопустимости употребления отравляющих газов в период войны. И только после Первой мировой войны в ст. 171 Версальского договора стороны условились, что употребление на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов, жидкостей, веществ и способов запрещено, и постановили, что производство и ввоз их в Германию строго воспрещается. Аналогичные положения были включены в другие мирные договоры 1919 г. и в Берлинский договор между США и Германией от 25 августа 1921 г., а 17 июня 1925 г. был подписан Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. СССР присоединился к протоколу 2 декабря 1927 г. Государства-участники стремились пропагандировать знания о международном гуманитарном праве. В 1921 г. на 10-й Международной конференции в Женеве был официально одобрен термин «распространение знаний о международном гуманитарном праве». Вторично Женевская конвенция 1864 г. была пересмотрена в 1929 г. При этом был исключен пункт, согласно которому Конвенция могла вступить в силу, только если обе воюющие стороны ее ратифицировали.
Развитие правового регулирования ведения морской войны было продолжено в Лондонских правилах (от 6 ноября 1936 г.), которые относились к действиям подводных лодок относительно торговых судов в военное время. Правила устанавливают, что военное надводное или подводное судно может потопить торговое судно или лишить его возможности плавать в том случае, если оно предварительно доставит пассажиров, экипаж и судовые бумаги в безопасное место. В этой связи судовые шлюпки рассматриваются как безопасное место при соответствующем состоянии моря, погоды, близости земли или присутствия другого судна, на котором может быть обеспечена безопасность пассажиров. Исключение из этого требования составляют два варианта: упорный отказ от остановки или действительное сопротивление осмотру или обыску.
По вопросу о формировании источников международного гуманитарного права в период вооруженного конфликта необходимо отметить, что развитие и исследование источников пошло по пути выделения в отдельную группу Женевских конвенций, отличных от Гаагских конвенций. Длительное время Гаагские конвенции именовались правом Гааги, а Женевские конвенции - правом Женевы.14 Но постепенно гуманитарное право выделялось в самостоятельную отрасль международного права. Важную роль в этом становлении сыграли две Женевские конвенции 1929 г.: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и о режиме военнопленных. Конвенции устанавливали, что раненые и больные противника после выздоровления получали статус военнопленных. Участники Конвенций заявили о необходимости принимать различные меры, связанные с ответственностью своих граждан за нарушения норм гуманитарного права.
После Второй Мировой
войны и победы над фашизмом, которая
была достигнута в основном благодаря
самоотверженности народов
Женевская конвенция I об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях закрепила и структурировала нормы, регулирующие правовое положение раненых и больных, санитарных формирований и учреждений: санитаров, обеспечивающих розыск и подбирание, транспортировку раненых и больных; санитарного транспорта, а также использование отличительной эмблемы. Конвенция I подтверждает норму Гаагского права о том, что постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования не могут быть подвергнуты нападению ни при каких условиях. Личный состав санитарного формирования в целях защиты раненых и больных может быть вооружен. Охрана санитарного учреждения может осуществляться пикетом, часовыми или конвоем. Главным представляется требование о недопустимости нападения на санитарное подразделение при оказании помощи раненым и больным из числа гражданских лиц. Воюющие стороны должны принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскать мертвых и установить их личность, стороны проследят, чтобы умершие были погребены с честью, с соблюдением обрядов религии, а могилы отмечались таким образом, чтобы их всегда можно было разыскать. Гарантией безопасности служит распространение на личный состав санитарных служб, занимающихся розыском, подбиранием, транспортировкой и лечением раненых и больных, личный состав национальных обществ Красного Креста и других официально признанных и зарегистрированных добровольных обществ помощи, в случае их пленения другой воюющей стороной, режима военного плена. Однако время нахождения в плену должно соответствовать необходимости исполнения ими санитарных обязанностей. Среди положений Конвенции, регулирующих защиту санитарных транспортных средств, особого внимания заслуживают нормы, определяющие безопасность санитарных летательных аппаратов. Они должны использоваться «исключительно для эвакуации раненых и больных, для перевозки санитарного и личного состава и имущества». Кроме того, все основные условия полета (высота, время и маршрут) устанавливаются специальными соглашениями между заинтересованными сторонами. Любые несанкционированные полеты над территорией, где находится противник, запрещаются. Экипаж летательного санитарного аппарата подчиняется любому требованию о спуске на землю и не препятствует проведению осмотра. Санитарное воздушное транспортное средство должно иметь видимые отличительные знаки, сигнализацию.