Конституционное право Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Обзор нормативной базы, научных работ, исследовательских работ, показывает, что в целом она позволяет вести анализ проблемы конституционных прав Индии. Среди важнейших источников, можно выделить Конституцию Индийской демократической республики, международные правовые акты. Также важны поправки, которые были введены в процессе развития Конституции Индии в основной закон Индии. Значительно важными являются поправки и изменения, которые вносились в данные законы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Раздел 1.Конституция Индии.
Определение Конституции и Индии по Конституции……….7
Раздел 2. Правовой статус гражданина Индии………………14
Раздел 3. Органы власти…………………………………………..19
3.1. Конституционные основы законодательной власти.……..19
3.2. Конституционные основы исполнительной власти..……..22
3.3. Конституционные основы судебной власти……………….26
Раздел 4. Индийский федерализм………………………….......29
Заключение………………………………………………………......36
Библиография……………………….......................................39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 77.79 Кб (Скачать файл)

Лок сабха избирается сроком на 5 лет, однако, если в стране было объявлено чрезвычайное положение, её полномочия могут быть продлены ещё на год. Президент Индии вправе распустить палату раньше срока в случае, если ни одна из партий не сможет сформировать большинство или создать коалицию. Для избрания в члены Лок сабхи кандидату необходимо иметь гражданство Индии и возраст не менее 25 лет, психически здоровый, не являющийся банкротом и не состоящий под уголовным преследованием.

Четырнадцатая Лок сабха была сформирована по итогам выборов в апреле-мае 2004 года и включает 545 членов (530 от штатов , 13 от союзных территорий и 2 представителя англо-индийцев. Несколько мест зарезервировано для представителей официально опекаемых государством низших каст и коренных народов (термин Scheduled Castes and Scheduled Tribes).

Представители штатов и союзных территорий избираются гражданами Индии на основе всеобщего  избирательного права. Каждый гражданин, достигший 18 лет, независимо от пола, расы, принадлежности к той или иной касте, религиозных убеждений, и  не лишённый прав иным образом, имеет  право голоса на выборах.

Срок полномочий Народной палаты – 5 лет. Однако в связи с тем,  что данная палата может быть досрочно распущена, реальный  срок  ее  полномочий гораздо короче – 1, 2, 3 года.

      Народная палата может вынести  вотум недоверия  правительству.  В  этом случае либо правительство  уходит  в  отставку,  либо  президент  распускает Народную палату (чаще происходит второе).

      Руководящим органом нижней палаты  является спикер, который должен быть беспристрастным,  для  чего  выходит  из  состава   партии.   Ему   помогает заместитель.  Спикер  обладает  широкими  полномочиями:  толкует   регламент палаты,  имеет  решающее  слово   при  формировании постоянных комиссий, обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов и др.Как и в других  странах, в палате создаются партийные  фракции, образуются отраслевые постоянные комиссии, создается секретариат  палаты,  ведущий  в основном техническую  работу.  Каждая  партийная фракция имеет своего лидера11. Постоянные комиссии также избирают свое руководство (при этом сказывается значительное влияние спикера).

    

Верхней палатой  парламента является Раджья сабха (Совет штатов). Его члены избираются косвенным путём членами законодательных органов субъектов федерации — штатов и союзных территорий Индии.

Раджья сабха включает всего 250 членов. Палата не может быть распущена, а избрание её членов осуществляется по заранее определённому ротационному графику. Каждый член палаты выбирается на шестилетний срок, новые выборы проводятся для одной трети состава палаты каждые 2 года.

Структура формирования палаты установлена ст. 80 Конституции  Индии:

12 членов назначаются  Президентом из числа людей,  имеющих специальные знания или  опыт в литературе, науке, искусстве  или социальной работе.

Представители штатов избираются членами законодательных  собраний штатов в соответствии с  пропорциональным представительством посредством системы единственного  передаваемого голоса.

Представители союзных  территорий избираются косвенным путём  членами коллегии выборщиков данной территории также по пропорциональной системе.

Раджья сабха была задумана для сохранения федеративной системы страны. Число членов палаты от каждого штата зависит от численности населения (к примеру, 31 от штата Уттар-Прадеш и 1 от Нагаленда).12

Минимальный возраст  претендентов на место в верхней  палате установлен в 30 лет.

 

         Главная функция парламента – законодательная. Законопроекты могут быть внесены депутатами (частные билли), но на  практике  подавляющая  часть законопроектов  вносится  правительством   (публичные   билли).   Если   его принимают обе палаты в одинаковом тексте, он  направляется на подпись президенту. Если в какой-либо палате законопроект подвергается изменениям, он возвращается в палату, принявшую его первой. Совет штатов имеет  право  в течение четырех месяцев выразить  несогласие с законопроектом, принятым нижней палатой (право вето). В этом случае  обе  палаты  пытаются  прийти  к соглашению путем  переговоров,  а  при  их  неудаче  по  решению  президента созывается совместное  заседание  обеих  палат  и  спорный  вопрос  решается большинством голосов. Если же в течение 6 месяцев Совет штатов не  принимает никакого  решения   по  законопроекту,  принятому  народной  палатой,  закон считается принятым  в  ее  редакции.  «Денежный»  законопроект  должен  быть рассмотрен Советом штатов в  14-дневный  срок.  Его рекомендации  не  носят обязательного характера. Если решение Совета штатов является  отрицательным, народная палата преодолевает это вето  вторичным принятием закона в  обычном порядке – простым большинством.

      Наряду с законодательсвованием, парламент выполняет и другие  функции.

Народная палата формирует правительство  и  осуществляет  контроль за его деятельностью.

 

3.2. Конституционные основы исполнительной власти.

 

Высшим органом  исполнительной власти в  Индии  является  правительство (Совет министров).

      Правительство  Индии  состоит   из  50-60  человек (министров и иных должностных лиц). Наиболее сложные вопросы решает Кабинет министров –  более узкая коллегия («президиум») Совета министров. 

Возглавляет  правительство премьер-министр, которым становится лидер партии, победивший  на выборах в Народную палату. Он же формирует состав  правительства,  в  которое  входят, как правило,  высшие функционеры победившей партии, но с учетом того,  чтобы в правительстве было как можно больше членов от различных штатов, национальностей, религиозных, языковых и иных групп. Поэтому  по-своему составу правительство обычно очень  пестрое. По указанию  премьер-министра президент назначает министров. Правительство представляется  парламенту  и просит о доверии, которое выражается путем  голосования.  Министры в Индии должны быть членами одной из палат парламента или стать ими в течение шести месяцев с момента назначения.  Увольняет  министров премьер-министр с одобрения президента. Правительство и премьер-министр фактически возглавляют исполнительную власть в стране.

      Премьер-министр играет исключительную  роль в жизни страны. В 50-е, 60-е, 70-е годы XX столетия в Индии наблюдался  феномен  концентрации  огромной власти  лично  в  руках  премьер-министра  (несмотря  на  то,  что  Индия  - парламентарная республика с демократически избираемыми   институтами государственной власти).

  Индию нередко называли «супер - премьерминистериальной»   республикой.

Премьер-министр  занимал свой пост долгие годы,  совмещал  несколько постов, единовластно  руководил  страной,  обладал  почти диктаторской харизмой и передавал власть по наследству. Такими премьер-министрами были:

     -Джавахарлал Неру – первый премьер-министр (1947-1964 гг.) индии и сын основателя партии Индийский  национальный  конгресс  Мотилала Неру;

     - Индира Ганди (1966 – 1977гг., 1980-1984 гг.) – дочь Д. Неру;

     - Раджив Ганди (1984-1989гг.) – сын И. Ганди, внук Д. Неру и правнук М. Неру.

      В последние годы наметился  отход  от  данной  тенденции  и  уменьшение личной  роли  премьер-министра.  Во  многом  это  связано  с  периодическими убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом  этого  клана  от руководства страной.

      Президент Индии является главой государства и формально - главой исполнительной власти в стране. Президент Индии избирается на 5-летний срок особой коллегией по выборам президента, в которую входят:

      - Все члены обеих палат парламента (Народной палаты и Совета штатов);

      - Представители штатов, избранные легислатурами штатов в  количестве, равном общему числу выборных членов парламента (чтобы  уравновесить парламент и штаты).

      Каждый член коллегии получает  не один, а гораздо  больше голосов. Их число определяется с  помощью  довольно  сложных  расчетов:  учитывается, с одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и  населения страны в целом, а с другой – соотношение численности выборщиков  от  каждого штата и его населения.  В  итоге  число  голосов  выборщиков  от  парламента должно быть равно числу голосов  выборщиков  штата.  Такой  порядок  призван уравнять влияние центра и мест, т. к. президент в  равной  степени  является представителем, как всей страны, так и населения различных штатов.

        Президентом может быть избран любой гражданин,  достигший 350летнего возраста и удовлетворяющий условиям, необходимым  для  избрания  в  народную палату. Кандидат в президенты  не  может  занимать  какую-либо  должность  в органах  федерального  правительства  или  правительства  штата,  в  местных органах, находящихся под контролем этих правительств (исключение  составляют должности губернатора штата и  министра  федерации  или  штата). Он должен заблаговременно подать в отставку с «запрещенных» должностей. Одно и  то  же лицо может быть  переизбрано  президентом  неоднократно  и  подряд.  «Выборы Президента  проводятся   в  соответствии  с системой   пропорционального представительства  на основе «единственного  передаваемого                   голоса»  (single transferable vote); голосование на таких выборах является тайным».13

      Президент Индии обладает значительными  полномочиями:

      - Является составной частью парламента;

      - Формально назначает премьер-министра и министров;

      - Назначает губернаторов штатов;

      - Распускает Народную палату;

      - Имеет право издавать указы, имеющие силу закона;

      - Обладает правом объявления чрезвычайного положения;

      - Введения прямого президентского правления в штатах;

      - Объявление чрезвычайного положения  в области финансов;

     -   Играет   значительную    роль    в    законодательном    процессе (законодательная инициатива, вето).

      Президент несет ответственность  в форме импичмента. Любая палата может возбудить этот процесс резолюцией, принятой не менее 1/ 4 части ее членов  и подписанной  ими.  На  основе  этой  резолюции  палата  либо  сама  проводит расследование,  либо отдает  об  этом  распоряжение  другим  органам. После этого палата большинством голосов формулирует  обвинение.  Оно  передается другой  палате  для  решения  вопроса  об  импичменте   путем   голосования.

Отстранение президента от должности осуществляется резолюцией любой палаты, которой представлено  сформулированное обвинение,  большинством  в 2/3 общего числа ее членов.14

      Другая  коллегия, состоящая только из депутатов обеих палат парламента, избирает вице-президента. Вице-президент замещает  президента и по должности является председателем Совета штатов.

 

3.3. Конституционные основы судебной власти.

      Судебную систему Индии  составляют:

- Суды панчаятов  в деревнях (рассматривают незначительные  гражданские и уголовные дела). В городах (городских районах,  кварталах)  также есть  суды  по  незначительным  делам, в  том числе в связи с автотранспортными  происшествиями. Они называются  народными  судами15;

- Высшие суды  штатов – первая инстанция  при рассмотрении сложных дел  и вторая инстанция для дел,  рассмотренных судами панчаятов.  К  ним относятся:

          А) суды мунсифов (мунсиф – судья-индус), они рассматривают только гражданские дела (с ценой иска от 1000 до 5000 рупий).

          В)  выше  стоят  дополнительные   суды   (судьи,   рассматривающие  гражданские дела  с  неограниченной  ценой  иска  и  апелляции   на решения  мунсифов).

          С)   окружной   судья   рассматривает   апелляции    на    решения дополнительных  судей и располагает неограниченной  юрисдикцией  как судья первой  инстанции по гражданским и  уголовным делам.

  Судьи назначаются  президентом Индии (по его поручению   –  губернатором штатов) после  консультаций  с  главным   судьей  Индии,  а  также   с  другими должностными лицами.

- Верховный суд  – высшая судебная инстанция;

Верховный суд  состоит из главного судьи (обычно  старейшего по возрасту) и 17 судей.

      Члены Верховного суда   назначаются   президентом  из  числа  виднейших  юристов страны по консультации  с главным судьей и министрами  Кабинета16. По достижении 65-летнего возраста они обязаны уходить в отставку,  а также могут быть уволены за  недостойное поведение или смещены приказом президента по причине профессиональной непригодности.   
Приказ президента о смещении члена верховного суда  должен быть поддержан решением 2/3 присутствующих членов обеих палат Парламента17.

Наряду с толкованием  Конституции Верховный суд  Индии, возглавляющий судебную систему  страны, рассматривает в  качестве  первой  инстанции  споры между  федерацией и штатами,  а  также  между  штатами.  Он  является  высшей апелляционной инстанцией  по  гражданским  и  уголовным  делам,  по  просьбе президента  дает  заключения  по  вопросам  факта  и  права,   с   одобрения  президента республики издает в пределах действующих  законов  предписания  и правила, касающиеся вопросов судопроизводства18.

 Верховный  суд Индии и высшие суды  штатов помимо прочего  осуществляют  конституционный контроль.

      При рассмотрении любого дела Верховный  суд  может  давать толкования конституционных положений19, а формулируемое им право обязательно для всех судов страны20. Верховный суд может объявить неконституционным любой закон, противоречащий основному закону  Индии. Чаще всего это касается законодательных актов,  нарушающих   основные права граждан.

Информация о работе Конституционное право Индии