Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:18, контрольная работа
Международное право — это самостоятельная, специфическая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм по регулированию сотрудничества между государствами и международными организациями как субъектами международного права. (Международным частным правом регулируются отношения с участием физических и юридических лиц.)
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:
по способу образования норм. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Нормы же международного права создаются самими его субъектами, и прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воли государств или других субъектов международного права;
Привилегии и иммунитеты
сотрудников консульских представительств
следующие:
1) консульское представительство может
беспрепятственно сноситься со своим
правительством, дипломатическим представительством
и другими консульскими представительствами;
2) помещения консульского представительства
и находящееся в них имущество, а также
средства передвижения представительства
пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции,
ареста и исполнительных действий;
3) представительство освобождается от
всех государственных, районных и муниципальных
налогов, сборов и пошлин, кроме сборов
за конкретные виды обслуживания. Сборы,
взимаемые представительством при выполнении
своих обязанностей (например, за выдачу
виз), освобождаются от всех налогов, сборов
и пошлин страны пребывания;
4) архивы и документы консульского представительства
неприкосновенны в любое время и независимо
от их местонахождения;
5) официальная корреспонденция представительства
неприкосновенна. Почта представительства
не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
В отличие от сотрудников дипломатических
представительств, сотрудники консульских
представительств пользуются несколько
меньшими привилегиями и иммунитетами:
1) по общему правилу консульские должностные
лица пользуются личной неприкосновенностью
и не могут быть подвергнуты задержанию
или аресту, иначе как в случае преследования
за совершение ими тяжкого преступления
или исполнения вступившего в законную
силу приговора суда. При этом понятиетяжкое преступлениеопределяется
по законодательству страны пребывания.
Однако в отдельных соглашениях в качестве
тяжких преступлений определены такие,
за которые может быть назначено наказание
свыше пяти лет лишения свободы;
2) консульские сотрудники не могут отказываться
от дачи свидетельских показаний, кроме
показаний по вопросам, связанным с выполнением
ими служебных обязанностей. В случае
отказа консульских должностных лиц от
дачи показаний к ним не могут применяться
меры принуждения;
3) частная резиденция консульского агента
пользуется той же неприкосновенностью
и защитой, что и помещение представительства;
4) консульский агент пользуется иммунитетом
от гражданской и административной юрисдикции
государства пребывания, кроме случаев:
а) исков о возмещении вреда, причиненного
дорожно-транспортным происшествием;
б) вещных исков, относящихся к частному
недвижимому имуществу на территории
страны пребывания, если только он не владеет
этим имуществом для целей представительства;
в) исков, касающихся наследования, в отношении
которых он выступает в качестве исполнителя
завещания, попечителя, наследника или
отказопо-лучателя наследства;
г) исков, относящихся к любой профессиональной
или коммерческой деятельности консульского
агента за пределами его официальных функций.
Следует учитывать также, что некоторые
двусторонние соглашения, заключенные
нашим государством, приравнивают консульские
представительства по привилегиям и иммунитетам
к дипломатическим.
Международные проливы — это естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над которыми регулируются нормами международного права. По правовому режиму навигации выделяются следующие виды международных проливов: 1) проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода; 2) проливы, в которых устанавливается транзитный проход.
Проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода, делятся на две разновидности: а) проливы, образованные континентальной частью государства и принадлежащим тому же государству островом (например, Мессинский пролив в Италии); б) проливы, ведущие из открытого моря в территориальные воды неприбрежных к этим проливам государств (например, Тиранский пролив, соединяющий Красное море с Акабским заливом).
Проливы, в которых устанавливается транзитный проход, также делятся на две разновидности: а) проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский, межостровные проливы в Эгейском море и др.); б) проливы, имеющие полосу вод открытого моря (например, пролив Па-де-Кале). Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства в целях непрерывного и быстрого транзита (ст. 38).
Осуществляя транзитный проход, суда и военные корабли обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения, соблюдать общепринятые правила морского судоходства. Государства, граничащие с проливом, имеют широкие права по регулированию транзитного и мирного прохода: они могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства, принимать законы и правила, относящиеся к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива и др. Такие законы и правила не должны носить дискриминационный характер.
Особую важность имеют Черноморские проливы, при определении правового режима которых Российская Федерация основывается на трех принципах: во-первых, обеспечение национальной безопасности Турции; во-вторых, закрытие проливов для всех военных кораблей в мирное и военное время; в-третьих, полная свобода торгового мореплавания. В настоящее время правовой режим Черноморских проливов регулируется Конвенцией о режиме проливов, принятой 20 июля 1936 г. Цель Конвенции — упорядочить проход и судоходство в проливах «в рамках, отвечающих безопасности Турции и безопасности в Черном море прибрежных государств». Из этого видно, что Конвенция исходит из особого положения черноморских государств, учитывает их особые права и интересы, Конвенция провозгласила свободу прохода и мореплавания
в проливах в качестве принципа международного права. Конвенция определяет режим плавания торговых судов, военных кораблей и пролета воздушных судов в мирное и в военное время, когда Турция не участвует в войне или же когда она в ней участвует и при непосредственной угрозе Турции.
В мирное время торговые суда всех стран пользуются свободой судоходства и транзита в проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей при условии соблюдения положений об обязательном санитарном осмотре. Для покрытия расходов, связанных с мореплаванием торговых судов, Турция имеет право взимать установленный сбор (ст. 2).
Порядок прохода через проливы военных кораблей и пролета военных самолетов регулируется ст. 8 — 22 Конвенции, в которых предусмотрены четкие разграничения прохода судов черноморских и нечерноморских государств. Нечерноморские государства могут проводить через проливы только легкие надводные корабли водоизмещением не более 10 тыс. т, имеющие артиллерию калибра не свыше 203 мм. Из этого вытекает, что нечерноморские государства не вправе проводить в Черное море линейные корабли, авианосцы и подводныелодки. Иностранные военные корабли освобождаются от уплаты каких-либо сборов.
Конвенция ограничивает число, общее водоизмещение и время пребывания военных кораблей нечерноморских государств в проливах: они могут находиться в них не более 21 дня, а их общее водоизмещение не должно превышать 45 тыс. т (ст. 18).
Черноморские державы в мирное время могут проводить военные корабли практически любого водоизмещения и с любым вооружением. Они имеют право проводить свои подводные лодки через проливы, но только в надводном положении, днем и в одиночку (ст. 12).
Для прохода иностранных военных кораблей не требуется специального разрешения Турции: ей лишь посылается предварительное уведомление нечерноморскими державами за 15 дней, черноморскими — за 8 дней.
Конвенция подробно регулирует вопросы прохождении через проливы иностранных военных кораблей во время войны. Если Турция не участвует в ней, то корабли нейтральных государств могут проходить через проливы на тех же условиях, что и в мирное время. Военные корабли воюющих государств не имеют права пользоваться проливами.
В случае угрозы войны, а также во время войны, когда Турция вляется воюющей стороной, проход военных кораблей зависит исключительно от турецкого правительства (ст. 20).
Контроль за выполнением положений Конвенции возлагается на турецкое правительство. Черноморские державы обязаны ежегодно сообщать Турции общее водоизмещение кораблей своего флота. Цель такого сообщения — регулировать разрешенный Конвенцией общий тоннаж флотов нечерноморских держав, которые могут одновременно находиться в Черном море.
Международные каналы — это искусственные водные пути, проходящие по территории одного государства, находящиеся под его суверенитетом и используемые для международного судоходства. В основе регулирования правового положения таких каналов лежат следующие принципы: уважение суверенитета государства, по территории которого проходит канал; неприменение силы или угрозы силой при решении всех вопросов, касающихся канала, свобода судоходства невоенных судов и военных кораблей без всякой дискриминации; недопустимость использования канала во вред международной безопасности.
Режим Суэцкого канала определяется Константинопольской конвенцией 1888 г. и законодательными актами Египта, согласно которым канал открыт как в мирное, так и в военное время для невоенных судов и военных кораблей всех стран. Уведомление о прохождении военных кораблей направляется в МИД Египта не менее чем за 10 дней до даты их прибытия. Во время войны не допускаются никакие враждебные действия ни в пределах канала, ни в пределах трех миль от его входных портов; воюющим запрещается высаживать и принимать на военные корабли войска, боеприпасы и другие военные материалы. Военные корабли воюющих сторон должны проходить через канал без промедления и не задерживаться в портах Суэц и Порт-Саид более чем на 24 часа. К каналу нельзя применять право блокады.
Режим Панамского канала. По Договору между США и Панамой (1903 г.) США получили право владения каналом и зоной Панамского канала, которую они превратили в «государство в государстве». 7 сентября 1977 г. между США и Панамой были подписаны новые договоры о Панамском канале: Договор о Панамском канале и дополнительные соглашения, детализирующие некоторые его положения, и Договор о постоянном нейтралитете Панамского канала и его управлении, а также Протокол к этому договору, несколько приложений.
В соответствии с этими соглашениями ликвидируется право США на владение зоной Панамского канала; упраздняются американские органы, ведавшие эксплуатацией канала; Панама возвращает себе 70% сухопутных и водных районов, которыми ранее владели США; после 31 декабря 1999 г. канал полностью перешел под суверенитет Панамы и она взяла на себя осуществление полицейских, судебных, таможенных и иных функций, причем на зону канала распространилось уголовное и гражданское законодательство Панамы.
Однако США сохранили за собой право «нести главную ответственность» за оборону канала до 2000 г. Договор о нейтралитете канала предоставляет право пользования каналом кораблям всех стран как в мирное, так и в военное время на равной основе (ст. III), однако США добились включения в этот Договор права для ВМС США «быстрого и ничем не обусловленного прохождения американских военных кораблей через канал» (ст. IV). Нейтралитет канала гарантируется Панамой и США, что значительно снижает действенность режима нейтралитета (например, если США станут воюющей стороной).
Управление каналом до 2000 г. осуществлялось Панамской комиссией, состоящей из 5 американских и 4 панамских граждан. Начиная с 2000 г. Панама приняла на себя полную ответственность за управление эксплуатацией и обслуживанием Панамского канала.
Безусловное уважение прав каждого
народа свободно выбирать пути и формы
своего развития является одной из принципиальных
основ международных отношений. Это право
отражено в принципе самоопределения
народов.
Принцип самоопределениянародов
в качестве обязательной нормы получил
свое развитие после принятия Устава ООН.
Одна из важнейших целей ООН – «развивать
дружественные отношения между нациями
на основе уважения принципа равноправия
и самоопределения народов» (п. 2 ст. 1 Устава).
В Декларации принципов Заключительного
акта СБСЕ подчеркнуто право народов распоряжаться
своей судьбой. После развала колониальных
империй вопрос о самоопределении народов
в смысле образования самостоятельных
национальных государств в основном решен.
Современное нормативное содержание самоопределения
включает в себя как права народов, так
и соответствующие им обязанности государств.
Праву народов свободно, без какого бы
то ни было вмешательства извне определять
свой политический статус и осуществлять
экономическое, социальное и культурное
развитие соответствует обязанность государств
не только уважать это право, но и содействовать
ему путем совместных и индивидуальных
действий.
Без уважения и строгого соблюдения принципа
самоопределения народов невозможно выполнить
многие жизненно важные задачи, стоящие
перед ООН, (например, задачу содействовать
всеобщему уважению и соблюдению прав
человека и основных свобод для всех, без
различия расы, пола, языка и религии).
Без строгого соблюдения указанного принципа
невозможно также поддержание отношений
мирного сосуществования между государствами.
Каждое государство в соответствии с Декларацией
1970 г. обязано воздерживаться от любых
насильственных действий, которые могли
бы помешать народам осуществлять их право
на самоопределение. Важным элементом
принципа является право народов испрашивать
и получать поддержку в соответствии с
целями и принципами Устава ООН в случае,
если их лишают права на самоопределение
насильственным путем.
Принцип самоопределения
народов– это право народов, но не
обязанность, и осуществление этого права
может быть многовариантным. Самоопределение
не должно осуществляться с сепаратистских
позиций в ущерб территориальной целостности
и политическому единству суверенных
государств. Если же народ создает орган,
который его официально представляет
и выполняет публично-правовые функции,
то всякие насильственные действия, препятствующие
извне процессу самоопределения, могут
рассматриваться как нарушающие принципы
невмешательства и суверенного равенства
государств.
Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"