Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:18, контрольная работа
Международное право — это самостоятельная, специфическая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм по регулированию сотрудничества между государствами и международными организациями как субъектами международного права. (Международным частным правом регулируются отношения с участием физических и юридических лиц.)
Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:
по способу образования норм. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Нормы же международного права создаются самими его субъектами, и прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воли государств или других субъектов международного права;
Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…». Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН — в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта ОБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой.
Каждое государство в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Анализируя характеристики самоопределения в социально-политической жизни общества и человека, автор показывает, что самоопределение представляет собой процесс и результат выбора социальной общностью собственной программы культурного, социально-экономического или политического самоосуществления. Политико-правовая феноменология самоопределения предполагает обязательность свободного волеизъявления по поводу данного выбора, что акцентирует роль референдума и иных форм плебисцита по любому вопросу самоопределения.
52 Вопрос
Гражданство– это устойчивая
правовая связь физического лица с определенным
государством, выраженная в обладании
взаимными правами и обязанностями. Каждое
государство в силу своего суверенитета
самостоятельно регулирует вопросы приобретения
и утраты гражданства.
Гражданство может быть приобретено следующими
способами:
1) по рождению (филиация) – в силу общих
принципов и норм международного права
каждый ребенок имеет право на гражданство.
Филиация может иметь место на основе
двух принципов:
а) национальный принцип, или «право крови»
(jus sanguinis), определяет гражданство ребенка
гражданством его родителей независимо
от места рождения;
б) принцип «права почвы» (территориальный
принцип – jus soli) – определяет гражданство
по месту рождения независимо от гражданства
родителей;
2) в порядке натурализации (укоренение) –
это добровольный акт волеизъявления
натурализуемого лица, который выражается
как в подаче заявления о натурализации
по собственной воле, так и в молчаливом
согласии при территориальных изменениях.
Однако без согласия государства натурализация
невозможна. Односторонние действия государства,
направленные на навязывание своего гражданства
гражданину другого государства или апатриду,
с точки зрения международного права считаются
противоправными. Принудительная натурализация
является ничтожной;
3) натурализация на основании закона, которая
не основана на личном выборе лица, имеет
место как правовое следствие усыновления,
установления опеки, признания отцовства,
поступления на военную или государственную
службу; 4)приобретение гражданства на
основании международного договора имеет
место при заключении мирных договоров,
специальных соглашений по территориальным
вопросам: в связи с образованием новых
государств в результате объединения
двух или нескольких государств в одно
(объединение ГДР и ФРГ) или разделения
одного государства и образования нескольких
(распад СССР). Приобретение гражданства
может иметь место также:
1) при заключении соглашений о репатриации;
2) при переходе части территории от одного
государства к другому (цессия);
3) при обмене отдельных участков территории
между сопредельными государствами;
4) при добровольном выборе гражданства
(оптация) – население в индивидуальном
порядке может выбрать гражданство, при
этом оптант обязуется проживать на территории
того государства, гражданство которого
он избрал;
5) при автоматическом изменении (трансферт) –
население территории, переходящей от
одного государства к другому, соответственно,
переходит из одного гражданства в другое
независимо от согласия;
6) при территориальных изменениях.
Утрата гражданства возможна в случаях:
1) экспатриации – в результате добровольного
выхода;
2) денатурализации – принудительное лишение
гражданства натурализованных лиц государством;
3) на основании положений международного
договора;
4) при перемене гражданства в случае натурализации,
в связи со вступлением в брак, усыновлением
и т. п.
Гражданство Европейского союза было введено Маастрихтским договором, подписанном в 1992 году. Оно существует наряду с национальным гражданством, и предоставляет дополнительные права для граждан государств-членов Европейского союза. предоставляет гражданину Союза обширное право свободного передвижения и пребывания в пределах государственной территории государств — членов ЕС.
Основания
приобретения гражданства ЕС
Необходимо отметить, что гражданину
каждого государства - члена Европейского
союза не нужно обращаться в какие-либо
органы для приобретения гражданства
Союза - он одновременно является гражданином
Европы.
Даже что касается документов, удостоверяющих
гражданство - национальные общегражданские
и заграничные паспорта граждан государств-членов
имеют общую форму и содержание и носят
отметку о вхождении государства в Европейский
Союз. Вопрос же о наличии или отсутствии
у лица гражданства государства-члена,
основания его приобретения и прекращения,
находятся исключительно в компетенции
государств-членов. Правила, связаные
с гражданством Эстонии, определены Законом
о гражданстве ЭР.
Основные
права граждан Европы
Граждане ЕС, кроме экономических и социальных
прав, имеют и четкие политические права.
Амстердамский договор определяет основные
права граждан Союза в статьях 17-21. Ст.
17 дает определение европейского гражданства.
Ст. 18 устанавливает право граждан Союза
на свободное передвижение и постоянное
проживание на территории государств-членов.
Ст. 19 позволяет избирать и быть избранным
в Европейский парламент и в местные органы
власти в том государстве, где они постоянно
проживают. Ст. 20 предоставляет право пользоваться
на территории третьих стран дипломатической
защитой со стороны посольства или консульского
представительства любого из государств-членов.
Ст. 21 Договора о ЕС провозглашает право
граждан Европейского Союза на обращение
с петициями в Европейский парламент или
к Омбудсману Сообществ. Согласно редакции
ст. 21, внесённой Амстердамским договором,
такое обращение с петицией возможно на
любом из официальных языков Союза.
Необходимо ещё раз отметить, что это
только основные права граждан Союза.
Остальные права закрепляются вторичным
правом ЕС.
Право Европейского Союза не содержит
«стандартного» перечня основных прав
и свобод человека и гражданина, который
как правило отражается в конституциях
государств-членов. Договор о Европейском
Союзе 1992 г. преодолевает данное несовершенство,
устанавливая в ст. 6, что Союз уважает
основные права личности:
• гарантированные Европейской конвенцией
о защите прав человека и основных свобод
1950 г.;
• вытекающие из общих конституционных
традиций государств-членов, «в качестве
общих принципов права Сообществ».
Несомненно, гражданство Союза предоставляет новые права гражданам государств-членов, связанные с расширением их пространственных возможностей. Важно и другое - положения о гражданстве устанавливают непосредственную связь между Союзом и гражданами. Институт гражданства Европейского Союза - воплощение идеи создать союз не только государств, но и народов, объединения людей. Поэтому можно смело говорить, что гражданство Европейского Союза имеет идеологическое значение.
53 ВОПРОС
Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой.
54 Вопрос
Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН. В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…» В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединённых Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55». Содержание данного принципа наиболее точно конкретизировано во Всеобщей декларации прав человека и основных свобод 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации.
Становление принципа
всеобщего уважения прав человека и основных
свободдля всех в качестве одного из
основных международно-правовых принципов
относится к послевоенному времени и связано
непосредственно с принятием Устава ООН,
хотя само понятие прав человека появилось
в политико-правовой терминологии с конца
XVIII в. и связано с эпохой буржуазных революций.
В преамбуле Устава члены ООН подтвердили
«веру в основные права человека... в равноправие
мужчин и женщин». В ст. 1 Устава в качестве
цели членов Организации предусматривается
сотрудничество между государствами «в
поощрении и развитии уважения к правам
человека и основным свободам для всех,
без различия расы, пола, языка и религии».
Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава,
согласно которой «Организация Объединенных
Наций содействует:
1) повышению уровня жизни, полной занятости
населения и условиям экономического
и социального прогресса и развития;
2) всеобщему уважению и соблюдению прав
человека и основных свобод для всех».
В ст. 6 предусматривается, что «все Члены
Организации обязуются предпринимать
совместные и самостоятельные действия
в сотрудничестве с Организацией для достижения
уставных целей».
С наибольшей полнотой и универсальностью
конкретизация нормативного содержания
принципа всеобщего уважения прав человека
отражена во Всеобщей декларации прав
человека 1948 г. и двух пактах, принятых
в 1966 г.: Международном пакте о гражданских
и политических правах и Международном
пакте об экономических, социальных и
культурных правах.
Анализ многочисленных международных
документов по правам человека показывает,
что в современном международном праве
имеется универсальная норма, в соответствии
с которой государства обязаны уважать
и соблюдать права человека и основные
свободы для всех, без различия расы, пола,
языка и религии.
Отмеченная обязанность носит всеобщий
характер, т. е. права и свободы человека
подлежат соблюдению во всех государствах
и действуют в отношении всех лиц без какой-либо
дискриминации. При этом целью международного
сотрудничества в этой области является
не унификация национальных законодательств,
а разработка стандартов (моделей), которые
служат для государств отправной точкой
для выработки собственного национального
законодательства.
Непосредственная регламентация и защита
прав и свобод человека остаются внутренним
делом каждого государства. Международные
нормы в области прав человека в подавляющем
большинстве не могут применяться непосредственно
на территории государства и требуют от
него определенных шагов по своей имп-лементации.
Международные документы не определяют,
каким образом государство будет выполнять
принятые на себя обязательства. Стандарты
поведения, содержащиеся в международных
документах, в определенной мере связывают
свободу поведения государства в сфере
национального законодательства. Анализ
развития нормативного содержания принципа
всеобщего уважения прав человека показывает,
что индивид постепенно становится непосредственным
субъектом международного права.
Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"