Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 15:05, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что интеграция государств-членов Европейского Союза представляет собой сложный и многогранный процесс, отягощенный фактором расширения и включения в состав интеграционного объединения государств Восточной Европы, явно уступающих лидирующей группе государств-членов как в сфере экономического и социального развития, так и в сфере политического и культурного развития. Планы беспрецедентного расширения Европейского Союза в 2004-2007 гг. потребовали разработки и принятия мер с целью недопущения замедления темпов интеграции ведущих государств-членов и тем более стагнации ввиду объективной невозможности новых государств-членов гладко и беспроблемно влиться в ряды благополучной и процветающей Старой Европы.
Введение4
ГЛАВА 1 ПРОДВИНУТОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В
ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ 7
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДВИНУТОГО СОТРУДНИЧЕСТВА12
ГЛАВА 3 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРОДВИНУТОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА20
заключение27
список использованных источников29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Юридический факультет
Кафедра международного права
ГРУШЕВСКИЙ МАРТИН ИГОРЕВИЧ
«Концепция продвинутого сотрудничества в Европейском союзе»
Курсовая работа
студента 3 курса специальности
1-24 01 01 «Международное право»
дневной формы получения образования
Научный руководитель
Горячёва Анастасия Тимофеевна,
Преподаватель
Гродно, 2015
РЕЗЮМЕ
Тема курсовой работы
«Концепция продвинутого сотрудничества в Европейском союзе»
Работа содержит: 29 страниц, 3 главы, 15 использованных источника литературы.
Ключевые слова: Европейский союз, международное право, интеграция , международно-правовое регулирование, продвинутое сотрудничество.
Цель курсовой работы – состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, всесторонне и объективно раскрыть тему данной работы.
Предмет исследования настоящей работы – совокупность правовых норм о продвинутом сотрудничестве, содержащаяся в учредительных договорах и иных документах Европейского Сообщества и Европейского Союза и внутригосударственном законодательстве ряда европейских стран, практика продвинутого сотрудничества.
Объектом являются – отношения между государствами-членами Европейского Союза по углублению интеграции в различных сферах сотрудничества, а также отношения продвинутого сотрудничества в рамках европейских государств.
В работе были использованы следующие методы: анализ, синтез, группировка, сравнение и т. д.
Оглавление
Введение4
ГЛАВА 1 ПРОДВИНУТОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В
ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ 7
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДВИНУТОГО СОТРУДНИЧЕСТВА12
ГЛАВА 3 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРОДВИНУТОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА20
заключение27
список использованных источников29
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы курсовой работы «Концепция продвинутого сотрудничества в Европейском союзе» был обусловлен рядом факторов.
Актуальность темы состоит в том, что интеграция государств-членов Европейского Союза представляет собой сложный и многогранный процесс, отягощенный фактором расширения и включения в состав интеграционного объединения государств Восточной Европы, явно уступающих лидирующей группе государств-членов как в сфере экономического и социального развития, так и в сфере политического и культурного развития. Планы беспрецедентного расширения Европейского Союза в 2004-2007 гг. потребовали разработки и принятия мер с целью недопущения замедления темпов интеграции ведущих государств-членов и тем более стагнации ввиду объективной невозможности новых государств-членов гладко и беспроблемно влиться в ряды благополучной и процветающей Старой Европы.
Такой мерой и явилось введение в право Европейского Союза института продвинутого сотрудничества государств-членов.
В то же время не все государства-члены Европейского Союза одинаково поддерживают идею дальнейшей интеграции в различных сферах сотрудничества. В случаях, когда такая интеграция может повлиять на реализацию ими государственного суверенитета, некоторые государства-члены Европейского Союза избегают участия в ней путем формулирования для себя соответствующих изъятий и исключений. В этой связи продвинутое сотрудничество и есть тот механизм, который позволяет государствам-членам Европейского Союза дифференцированно подходить к участию во внутрисоюзном сотрудничестве.
Продвинутое сотрудничество было воспринято Европейским Союзом из конституционной теории и практики европейских государств (Германии, Швейцарии, Бельгии, Франции, Испании и других). Оно получило правовое закрепление в форме институтов «тесного» и «продвинутого» сотрудничества соответственно в Амстердамском 1997 года и Ниццском 2001 года договорах. Договор, учреждающий Конституцию для Европы, 2004 года использует терминологию Ниццского договора и говорит о продвинутом сотрудничестве.
В основе продвинутого сотрудничества государств-членов Европейского Союза лежит принцип гибкости. Под принципом гибкости понимается возможность для определенного числа государств-членов Европейского Союза углублять интеграцию в какой-либо сфере посредством использования институтов, процедур и механизмов Союза. При этом государства-члены, не вошедшие по каким-либо причинам в лидирующую группу государств, могут присоединиться к продвинутому сотрудничеству позднее при наступлении необходимых для этого условий и соблюдении необходимых процедур.
Настоящая работа призвана обосновать, что практическое применение механизма продвинутого сотрудничества вызвано к жизни объективными обстоятельствами процесса интеграции в рамках Европейского Союза и его изучение поможет уяснить тенденции и перспективы интеграции, вскрыть коренные причины существования неодинаковых моделей интеграции для различных государств-членов Европейского Союза. В этой связи исследование вопроса о продвинутом сотрудничестве представляется актуальным и своевременным.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Предмет исследования – совокупность правовых норм о продвинутом сотрудничестве, содержащаяся в учредительных договорах и иных документах Европейского Сообщества.
Объектом являются – отношения между государствами-членами Европейского Союза по углублению интеграции в различных сферах сотрудничества, а также отношения продвинутого сотрудничества в рамках европейских государств.
Научно-теоретическую основу исследования составляют труды правоведов: С.С. Алексеева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, С.В. Полениной, В.С. Нерсесянца, Ю.А. Баскина, В.В. Безбаха, К.А. Бекяшева, М.М. Бирюкова, П.Н. Бирюкова и др.
В работе были использованы следующие методы: анализ, синтез, группировка, сравнение и т. д.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1
ПРОДВИНУТОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Продвинутое сотрудничество является закономерным результатом европейской интеграции и его движущей силой. Одновременно с идеей европейской интеграции, Черчиллевской идеей создания «Соединенных Штатов Европы», рождается понимание того, что единство европейского многообразия может быть осуществлено только на основе свободы такого многообразия. Поэтому можно сказать, что идея гибкого подхода к объединению европейских государств, предполагающая предоставление свободы выбора государствам-участникам такого объединения, возникает одновременно с самой идеей интеграции европейских государств.
Первоначально предполагалось осуществление так называемой «линейной интеграции» государств Европейских сообществ, суть которой состояла в том, что все государства движутся в одном темпе без всяких исключений и переходных периодов. Она была применима к Европейским сообществам, объединявшим шесть государств, консенсус между которыми был легко достижим. Однако даже в тот момент, несмотря на линейную интеграцию, определенная степень гибкости предусматривалась в статье 233 Римского договора. Она признавала «существование и завершение создания региональных союзов между Бельгией и Люксембургом, а равно между Бельгией, Люксембургом и Нидерландами в той степени, в какой цели этих региональных союзов не затрагиваются применением настоящего Договора». По мере присоединения к Европейским сообществам новых государств эта система становилась все более нереалистичной.
Первые упоминания о принципе гибкости в рамках Европейских сообществ относятся к концу 50-х годов XX века. В 1957 году понятие дифференциации официально признал Европейский парламент. Заметное влияние на формирование данного принципа оказали канцлер Федеративной Республики Германии Вилли Брандт, премьер-министр Бельгии Лео Тиндерманс, представители Германии Карл Ламерс и Вольфганг Шаубль, министр по европейским делам Испании Карлос Вестендорп и другие.
Лео Тиндерманс утверждал, что государства, способные к прогрессу, должны продвигаться вперед в сотрудничестве в новых областях. Предполагалось, что государства-члены Европейского Союза, не присоединившиеся к «продвинутой группе», не делают этого лишь временно (по причинам, прежде всего, экономического характера). Таким образом, имелась в виду временная форма гибкости, которая предполагала, что все государства-члены Европейского Сообщества в конечном счете присоединятся к группе государств-членов, проводящих передовую политику. Важным моментом концепции Тиндерманса является то, что государства-члены, не способные к прогрессу, имеют право на помощь с тем, чтобы как можно скорее догнать других.
Согласно докладу Вестендорпа, принцип гибкости означал, что в рамках Европейского Сообщества определенное число государств-членов могут проводить совместную политику в определенной сфере интеграции, которой только они сами следуют и подчиняются. Следовательно, данный принцип позволяет ряду государств проводить дифференцированную модель интеграции, отличную от той, которую проводит Сообщество в целом.
Концепция разноскоростного движения (или двухскоростного, или нескольких скоростей, или многоскоростная) предполагает, что определенная группа государств-членов Европейского Союза, желающих и могущих это делать, следует по пути более углубленной интеграции, а остальные государства-члены, хотя и поддерживают цели углубленного сотрудничества, не могут по каким-либо причинам присоединиться к лидирующей группе. Предполагается, что последние будут присоединяться к лидирующей группе по мере наступления благоприятной ситуации и, в конце концов, все государства-члены Европейского Союза окажутся в лидирующей группе. Главный момент, характеризующий данную концепцию, заключается в том, что все государства-члены имеют единые общие цели и желают их достичь. Элемент гибкости касается лишь периода времени, в течение которого все государства-члены Европейского Союза достигнут совместно утвержденных целей. Углубленная интеграция может происходить одновременно в различных областях сотрудничества, причем соответствующие «подгруппы сотрудничества» могут объединять различные государства-члены.
Примерами воплощения концепции различных скоростей являются, по мнению автора, Шенгенское соглашение, адаптационные положения договоров о присоединении новых государств-членов к Европейскому Союзу и некоторые другие.
Концепция европейского авангарда зачастую рассматривается в качестве одной из разновидностей модели «разноскоростной Европы». Авангард представляет собой группу передовых, наиболее развитых государств-членов Европейского Союза, сгруппировавшихся в целях дальнейшего ускоренного продвижения к совместно намеченным целям интеграции в различных областях. Причем эта группа стран более устойчива по сравнению с передовой группой стран, движущихся с наибольшей скоростью согласно концепции разноскоростной Европы.
Есть еще один вариант концепции авангарда, идея которого заключается в том, что в рамках авангарда определенное число государств хотели бы идти еще дальше по пути европейской интеграции и проводят соответствующую политику в рамках продвинутого сотрудничества. Этот вариант концепции авангарда именуется концепцией «ядра Европы», или «европейского ядра». Он представляет собой одну из крайностей концепции европейского авангарда, членство в котором весьма ограничено. Традиционно в качестве лидеров потенциального «ядра» рассматриваются Франция и Германия.
Концепция различной геометрии основывается на факторе пространства и предполагает деление Европейского Союза на географические части, одна из которых является более развитой, а вторая менее развитой. Эта форма дифференциации предполагает различие как в скорости интеграции, так и в конечных целях интеграции. Основополагающий момент данной концепции заключается в признании наличия существенных различий между способностью и желанием к интеграции среди двадцати семи государств-членов Европейского Союза. Согласно концепции различной геометрии, в Европейском Союзе могут существовать области интеграции, членство в которых будет различным (кроме единого европейского рынка). Ни одно государство-член Союза не исключается из какой-либо области интеграции, но в то же время некоторые государства-члены могут никогда не поступиться частью своего суверенитета. Концепция различной геометрии предоставляет им такую возможность, не ущемляя прав тех, кто придерживается иной точки зрения.
Можно привести ряд примеров «различной геометрии» в современном Европейском Союзе. Это Европейская Социальная Хартия и отношение к ней Великобритании, экономический и валютный союз в части участия Великобритании и Дании в его третьей стадии, различные проекты реформ второй и третьей опор Маастрихтского Договора, представленные на межправительственную конференцию, созванную с целью внесения изменений и дополнений в Договор о Европейском Союзе.
Концепция a la carte, известная под названием «предпочти и выбери», подчеркивает абсолютную свободу государств в выборе сфер интеграции. Согласно концепции a la carte, государство-член Европейского Союза может выбирать, как из меню, те направления интеграции, в которых оно желало бы и могло участвовать. Такая гибкость предусматривает исключения или свободу выбора в интересах определенных государств, которые могут либо участвовать полностью или частично, либо исключаться полностью или частично из-под действия определенных правил или институтов. Когда по каким-либо причинам государству предоставляется право не участвовать в определенной сфере интеграции и оно может сделать это, не помешав другим государствам, в отношении которых определенные договоренности или соглашение вступили в силу, то говорят, что оно «не принимает участия», «устраняется» [от английского to opt out. – Г. Шайхутдинова]. Шенгенское соглашение и соглашение о социальной политике являются классическими примерами интеграции a la carte.
Информация о работе Концепция продвинутого сотрудничества в Европейском союзе