Лекции по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:09, курс лекций

Краткое описание

Международное право, история становления, его особенности. Соотношение международного права и внутригосударственного права. Соотношение международного публичного права и международного частного права.

МП-особая правовая система, регулир международн отношения его субъектов посредством юридич норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглаш между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определены в международных соглашениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Mezhdunarodnoe_prav1.doc

— 892.00 Кб (Скачать файл)

 

20) Гражданство: понятие способы приобретения изменения, утраты

 

Понятие гражданства. Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство — устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается.  В законодательстве некоторых государств существуют различные термины для обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах с республиканской формой правления обычно употребляется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления все еще встречается термин «подданство». В американском, британском, а также в законодательстве некоторых других государств существует множественность терминов, обозначающих принадлежность лица к государству.

Например, наряду с терминами «citizen» (гражданин) и «subject» (подданный) в англо-американской Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательством государства. Возможно отсутствие закона о гражданстве в каком-либо государстве. Но дело не в формальном законодательном регулировании гражданства. Гражданство — понятие, неразрывно связанное с государственностью. Условия приобретения и утраты гражданства устанавливаются внутренним законодательством государства. При нынешнем состоянии норм международного права о гражданстве, которое главным образом состоит из обычных правил, вопросы приобретения гражданства являются в принципе суверенной областью государства. При этом международно-правовые стандарты в области гражданства должны сосуществовать с принципом невмешательства во внутренние дела государства. Однако такие вопросы, как гражданство, могут составлять предмет обязательств, взятых государством по отношению к другим государствам, и таким образом, перестают быть исключительным делом государства. В этих случаях вопрос о том, имеет ли государство право действовать определенным образом, приобретает международный характер.

Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства.

Так, к способам приобретения гражданства относят:

  • " приобретение гражданства по рождению (происхождению);
  • " приобретение гражданства путем натурализации;
  • " приобретение гражданства в результате реинтеграции (восстановления), которая может иметь место в случае отмены решения о незаконном лишении гражданства;
  • " приобретение гражданства в результате пожалования, как случая предоставления гражданства за особые заслуги перед государством.

Основным способом приобретения гражданства является получение его в силу рождения (филиация), что вполне объяснимо: основная масса людей, получив гражданство при рождении, не меняет его на протяжении всей своей жизни.Для признания у родившегося лица права на гражданство важно, на какой территории он родился либо гражданами какого государства являются его родители. Эти обстоятельства, которые законодательство государств кладет в основу при решении вопросов о приобретении и утрате гражданства, относят к принципам "права крови" (jus sangiunis) и "права почвы" (jus soli).  Согласно принципу "права крови" гражданами государства являются все лица, рожденные от граждан данного государства, то есть гражданство ребенка определяется гражданством его родителей и не зависит от места рождения. Этому принципу следуют многие страны Европы, в том числе и Россия.

Согласно принципу "права почвы" (территориальный принцип), гражданство определяется по месту рождения ребенка и не зависит от гражданства его родителей. "Право почвы", согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и Факультативному протоколу об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, не распространяется на детей иностранных дипломатов и консулов [Международное право в документах. М., 1982].

Другим способом приобретения гражданства является так называемое укоренение, или приобретение гражданства в порядке натурализации. Международному праву известны индивидуальная натурализация, производимая по заявлению индивида, а также натурализация в силу правопреемства государств.

Приобретение гражданства в порядке натурализации является добровольным актом волеизъявления со стороны натурализуемого лица. Это выражается как в подаче заявления о натурализации, так и в молчаливом согласии при территориальном изменении государства.

Очевидно, что натурализация без согласия государства невозможна. Также недопустимы односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданину другого государства или лицу без гражданства, как противоправные с точки зрения норм международного права. Такая натурализация считается принудительной и является ничтожной с самого начала.

Во многих государствах в качестве условия натурализации законодательно предусматривается принесение присяги в верности государству. В то же время индивидуальная натурализация в практике некоторых государств ограничивается в законодательном порядке различными оговорками дискриминационного характера в отношении отдельных категорий лиц по национальным, религиозным и политическим признакам. Это выражается в предпочтении или облегчении натурализации лиц определенной национальности или происхождения. Например, в израильском Законе о репатриантах 1950 года установлено, что каждое лицо еврейской национальности, прибывшее на постоянное жительство в Государство Израиль, автоматически и незамедлительно приобретает его гражданство.

В законодательстве и практике многих государств утвердилось положение о том, что "жена следует гражданству мужа". В то же время в большинстве правовых систем закреплен принцип, согласно которому вступление в брак с иностранцем не влияет на гражданство женщины. Данный принцип существовал в законодательных актах СССР, а в настоящее время нашел отражение в статье 8 Федерального закона "О гражданстве РФ", где указано, что заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданство РФ, не влечет за собой изменение гражданства.

Конвенцией о гражданстве замужней женщины 1957 года (ст. 3) и Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ст. 9) установлено, что женщина, вступая в брак с иностранцем, имеет право сохранить свое гражданство или в порядке добровольной натурализации принять гражданство мужа.

Если натурализация основана на законе, то она не зависит от личного выбора лица. Натурализация по указанному основанию имеет место в случае усыновления, установления опеки, признания отцовства, поступления на военную или государственную службу. Так, в ряде латиноамериканских государств и в США предусмотрен принцип "лояльности лица в отношении своего государства", согласно которому гражданин теряет первичное гражданство в случае поступления на государственную службу для ведения подрывной деятельности.

Натурализация в силу правопреемства государств имеет место при заключении мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам:

  • " в связи с образованием новых государств в результате объединения двух или нескольких государств в одно государство;
  • " в связи с разделением одного государства и образованием нескольких государств.
  • Исходя из этого, натурализация в силу правопреемства может иметь место в результате появления нового субъекта международного права.
  • Приобретение гражданства в силу правопреемства также может иметь место:
  • " при заключении соглашений о репатриации;
  • " при переходе части территории от одного государства к другому, а также при обмене отдельных участков территории между сопредельными государствами;
  • " при добровольном выборе гражданства - оптации;
  • " при автоматическом изменении гражданства - трансферте, встречавшемся крайне редко, население территории, переходящей от одного государства к другому, соответственно переходило из одного гражданства в другое, независимо от его согласия.

Под оптацией следует понимать предоставляемый международным договором свободный выбор отдельным лицом гражданства одного из договаривающихся государств. Различают позитивную оптацию, то есть отказ в пользу какого-то государства, и негативную - отказ от одного из своих гражданств.

Значительное число международных договоров об оптации было заключено Советским Союзом после войны 1941 - 1945 гг., что было связано с некоторыми территориальными изменениями.

К таким договорам относятся договор между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине от 29 июня 1945 года, содержащий положение об оптации гражданства одной из договаривающихся сторон, но в каждом случае лишь с разрешения того государства, гражданство которого оптировалось. Срок оптации был установлен 12 месяцев [Вилков Г. Е. Законодательство СССР и международные соглашения по вопросам гражданства. М.: "Международные отношения". 1964 г. С. 61].

Согласно данному соглашению право самостоятельной оптации предоставлялось с 18-тилетнего возраста, причем оптация осуществлялась как с согласия той договаривающейся стороны, чье гражданство оптировалось, так и с согласия той стороны, гражданство которой утрачивалось в результате оптации. Оптанты имели право при переселении брать с собой членов своих семей. Упущение сроков оптации влекло закрепление за лицом гражданства того государства, на территории которого он проживал постоянно.

В современном международном праве вопросы лишения гражданства разработаны сравнительно слабо. В статье 8 Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года содержится обязанность государства не прибегать к лишению лиц гражданства, если это решение делает их апатридами. Вместе с тем эта норма не является общепризнанной.

Утрата гражданства возможна в результате добровольного выхода из гражданства - экспатриации, которая бывает свободной и разрешительной.  В настоящее время во многих государствах мира свободная экспатриация не запрещена, так как право лица на свободный выход из гражданства закреплено в статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.

Разрешительная система выхода из гражданства заключается в прекращении гражданства на основе принятого решения компетентного государственного органа по заявлению заинтересованного лица, причем в некоторых государствах требуется подтверждение того, что лицо приобретает новое гражданство.

Утрата гражданства возможна и при денатурализации, то есть принудительном лишении гражданства натурализованных лиц государством, которая в большинстве государств производится в соответствии со специальными внутригосударственными правовыми актами, в основе которых лежит принцип утраты связи натурализованного лица с государством, предоставившим ему гражданство.

Принудительное лишение гражданства в силу закона может осуществляться автоматически без всякого производства по делу, в частности, по причине неопределенно долгого пребывания за границей, особенно в государстве прежнего гражданства. Причиной денатурализации могут послужить сообщение заведомо ложных сведений при натурализации, грубое нарушение прав гражданина и другие причины.

21) Государственная территория: понятие, составные части, правовые основания и способы изменения. Государственные границы: порядок установления, изменения и охраны

В состав гос территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются гос границей. Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие в правовых решениях этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей. К внутренним водам, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, относятся: 1) морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря; 2) воды портов; 3) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы. Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой, согласно Конвенции 1982 года, не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государств. В современном международном праве территориальное верховенство в основном сводится к следующему:

  • власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории;
  • государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны;
  • в пределах государственной территории исключается публичная власть любого другого государства;
  • высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах;
  • юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами);
  • земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без ясно выраженного согласия территориального суверена.

Информация о работе Лекции по "Международное право"