Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 01:19, курс лекций
Реформирование внешнеэкономической деятельности, углубление миграционных процессов вызвали необходимость включения в государственные стандарты подготовки специалистов-юристов в качестве обязательной дисциплины курса международного частного права. Это одна из самых молодых и самых сложных отраслей современного правоведения. Сложность данной учебной дисциплины состоит в том что, во-первых, при изучении ее приходится обращаться к понятиям общей теории права, международного права и, безусловно, к институтам гражданского, семейного, трудового и гражданского процессуального права. Во-вторых, международное частное право обладает просто колоссальной нормативной базой.
В законодательстве многих государств проводится различие между правом собственности на недвижимое имущество и правом собственности на движимое имущество.
В отношении недвижимого
Ст.1119 ГК Республики Беларусь устанавливает: право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Движимое имущество - это права требования, ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи.
В отношении этой категории имущества в различных государствах по-разному решается вопрос о значении принципа закона места нахождения вещи.
В Республике Беларусь он имеет решающее значение, так как согласно ст.1119 ГК он признается основным коллизионным началом. Из этого вытекает:
Право собственности и иные вещные права на транспортные средства и иное имущество, подлежащее внесению в государственные реестры, определяются по праву страны, где эти транспортные средства или имущество зарегистрированы (ст.1121 ГК).
Право собственности и другие вещные права на движимое имущество, находящееся в пути по сделке, определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не установлено соглашением сторон.
2. Правовое регулирование иностранных инвестиций
Правовой режим иностранной собственности определяется внутренним законодательством. Нормы этого законодательства непосредственно регулируют отношения между иностранными частными инвесторами и государством, принимающим инвестиции, т.е. применяется прямой метод регулирования.
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь устанавливает 3 режима для иностранных инвестиций:
Правовое регулирование
Инвестиционные споры
В сентябре 1985 года в Сеуле была подписана Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвесторам. В зависимости от видов некоммерческих рисков, покрываемых Агентством, Конвенция устанавливает четыре вида страхования:
Соглашение стран СНГ <О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности> от 24.12.1993 г. предусматривает обязательства сторон сотрудничать в области разработки и осуществления инвестиционной политики.
В развитие этого Соглашения 28.03.1997 г. принята Конвенция СНГ <О защите прав инвестора>, которая определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы.
Наиболее гибким инструментом регулирования межгосударственных инвестиционных отношений являются Соглашения о взаимном поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений. Эти Соглашения включат в себя:
Почти с 30-ю государствами заключила Республика Беларусь такие соглашения.
Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства способствуют и соглашения об избежании двойного налогообложения, целью которых является установление налогового режима, приемлемого для обоих государств.
В настоящее время Республикой Беларусь заключено почти 60 двухсторонних договоров в этой области.
3. Иностранные инвестиции в свободной экономической зоне
Создание СЭЗ - не новое явление
в международном
Мировая практика свидетельствует, что создание СЭЗ позволяет правительствам многих стран смягчать кризисные явления в национальной экономике.
Их назначение состоит в том, что СЭЗ способствуют:
Процесс создания СЭЗ в Республике Беларусь начался в 1996 году с Указа Президента Республики Беларусь ©114 <О свободных экономических зонах в Республике Беларусь>. На сегодня в республике действуют 6 СЭЗ, принят пакет нормативных актов, регулирующих правовые аспекты организации и осуществления деятельности СЭЗ.
В декабре 1998 года принят Закон Республики Беларусь <О свободных экономических зонах>. Согласно закону, СЭЗ - часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
В СЭЗ действует специальный
правовой режим, который представляет
собой совокупность правовых норм,
устанавливающих особый порядок
и условия налогообложения, валютного,
таможенного и иного
СЭЗ имеют свою администрацию, которая создается СМ Республики Беларусь и является юридическим лицом.
Для осуществления деятельности в СЭЗ нужно быть ее резидентом.
Резидент СЭЗ - зарегистрированное
администрацией СЭЗ юридическое
лицо или физическое лицо в качестве
предпринимателя без образовани
Решение о регистрации резидента
СЭЗ принимается администрацией
СЭЗ. Резидент СЭЗ вправе заниматься
предпринимательской
В СЭЗ не допускается деятельность, запрещенная законодательством Республики Беларусь, а также:
Инициаторами создания СЭЗ выступают местные исполнительные и распорядительные органы, которые вносят в СМ Республики Беларусь предложение о создании СЭЗ. Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь в форме указа.
СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, входящий в состав республиканского бюджета отдельной строкой.
Государственный контроль за СЭЗ осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и республиканским органом государственного управления.
На территории СЭЗ гарантируются закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности, не допускаются дискриминация, принудительные национализация, реквизиция, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.
СЭЗ считается ликвидированной по окончании срока, на который она была создана, если он не будет продлен указом Президента Республики Беларусь.
Общими нормативными актами, регулирующими отдельные аспекты деятельности СЭЗ, являются:
Кроме этого, Советом Министров Республики Беларусь утверждается положение о каждой СЭЗ и о ее Администрации.
Рекомендуемая литература
Информация о работе Лекции по "Международному частному праву"