Международная охрана авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

На основании вышеизложенного, с учётом заявленной темы основной целью курсового исследования является рассмотрение вопроса охраны авторского права на международном уровне.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Дать понятие и классифицировать на виды авторские права.
2. Определить субъекты и объекты авторского права.
3. Проанализировать способы и формы защиты авторских прав.
4. Изучить международно-правовые акты в области защиты авторских прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика института авторского права…………………5
1.1 Понятие и виды авторских прав……………………………………………..5
1.2 Субъекты и объекты авторского права…………………………………….9
Глава 2. Система охраны авторских прав на международном уровне…….…12
2.1 Способы защиты и формы охраны авторских прав……………………….12
2.2 Международно-правовые акты в области защиты авторских прав………16
2.3 Анализ участия России в международных соглашениях
об охране авторских прав……………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

международное частное право.docx

— 43.84 Кб (Скачать файл)

Кроме наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произведений. Последние приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Согласно ст. 1255 ГК РФ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

Произведением является совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Авторские права распространяются только на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме -- письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.).

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо других формальностей. Авторское право возникает на основании самого факта создания произведения.

«После присоединения СССР в 1973 году к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех советских и российских печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов:

- латинской буквы «С» в окружности -- ©;

- имени обладателя исключительных  авторских прав;

- года первого опубликования  произведения». Переходов Р.О. Динамика  развития права интеллектуальной  собственности // Наука, № 1, 2011.

Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, которая представляет собой результат творческой деятельности и может быть использована самостоятельно.

К объектам авторского права также относятся:

- производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки  и другие переработки произведений  наук, литературы и искусства);

- сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные  произведения, представляющие собой  по подбору или расположению  материалов результат творческого  труда.

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Безусловно, что это не полный список объектов авторского права. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что законодатель не ограничил формы объективного выражения произведений. Так, например, в число объектов авторского права входят «письма».

Между тем, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Как подчеркивается в ст.2 Договора ВОИС по Авторскому праву, авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Спорным как в теории, так и на практике является вопрос о включении в число объектов авторского права «формул».

Произведения, не являющиеся объектами авторского права): Мерзликина Р.А. Право интеллектуальной собственности. Учебник. Изд.: Финансы и статистика, 2010. С. - 139.

- официальные документы (законы, судебные  решения, иные тексты законодательного, административного и судебного  характера), а также их официальные  переводы;

- государственные символы и  знаки (флаги, гербы, ордена, денежные  знаки и иные государственные  символы и знаки);

- произведения народного творчества;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

 

Глава 2. Система охраны авторских прав на международном уровне

2.1 Способы защиты и формы  охраны авторских прав

Установленные законом авторские права довольно часто нарушаются и нуждаются в защите. Актуальность вопроса защиты авторских прав в России сомнений не вызывает.

Охрана интеллектуальной собственности является ключевым моментом инновационной деятельности. С ростом коммерческого использования Интернета резко возросло число дел, связанных с нарушением авторских прав. В Европейском Союзе организована Распределительная патентная служба Интернета (DIPS), ориентированная, прежде всего, на нужды малого и среднего предпринимательства и индивидуальных изобретателей.

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право) регулируются законодательно. Эти отношения регулировались Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года, до вступления в силу Федерального закона № 231-ФЗ от 18.12.2006 «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При Федеральной службе по интеллектуальной собственности создан консультативный совет. Основная его цель - поиск эффективных путей защиты собственности, выработка предложений по совершенствованию законодательства, создание среды для здоровой конкуренции и благоприятного инвестиционного климата.

Кроме всем известных патента и лицензии в большинстве стран формами защиты интеллектуальной собственности являются:

- «копирайт (право на воспроизведение) - правовая норма, регулирующая отношения, связанные с воспроизведением  произведений литературы, искусства, аудио- или видеопроизведений. Латинская буква -С- в кружке, наносимая на произведение, указывает на то, что данное произведение охраняется авторским правом» Авторское право// Интернет ресурс. Официальный сайт свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org., об этом мы упоминали в параграфе 1.2 настоящей работы;

- товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации  товаров, выполняемых работ или  оказываемых услуг юридических  или физических лиц (правовая  охрана в РФ предоставляется  на основании их государственной  регистрации);

- фирменное наименование - после  регистрации является бессрочным  и прекращается только в случае  ликвидации фирмы, не подлежит  продаже.

Итак, под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Новое авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр способов защиты, ряд из которых предусмотрен законодательством впервые.

Универсальным средством защиты, применимым ко всем объектам исключительных прав, является возмещение убытков и выплата компенсации. При этом следует учитывать, что в отношении объектов исключительных прав доказывание причинённых убытков связано с серьёзными сложностями. Как правило, использование объектов исключительных прав не приносит физического ущерба самому объекту, а зачастую выражается в создании конкуренции для экономической деятельности правообладателя. Доказывать убытки в такой ситуации довольно сложно, так как на выбор потребителями товаров конкурента могут влиять и многие другие факторы. Обладатели авторского права вправе требовать компенсации за каждый случай неправомерного использования результатов интеллектуальной деятельности, либо за допущенные правонарушения в целом.

По общему правилу, убытки взыскиваются в денежной форме. Вместе с тем следует иметь в виду, что «новое авторское законодательство допускает передачу обладателю авторских или смежных прав по его требованию контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, за счет которых могут полностью или частично покрываться причиненные убытки». Переходов Р.О. Динамика развития права интеллектуальной собственности // Наука, № 1, 2011.

Наряду с возмещением убытков, взысканием незаконно полученного дохода или компенсации обладатели нарушенных авторских или смежных прав вправе требовать от виновного нарушителя компенсации причиненного им морального вреда.

Правовым основанием для этого служит в настоящее время статья 151 ГК РФ, которая имеет общий характер, а значит, применяется и в рассматриваемой сфере. Форма и размер компенсации морального вреда определяются судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Принуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое еще реальным исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой заменой.

«В соответствии с российским гражданским законодательством автор вправе настаивать на том, чтобы его контрагент фактически совершил действие, являющееся предметом соответствующего обязательства, например, реально передал вещь, выполнил работу, оказал услугу и т.д. Лишь в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможно либо нежелательно для потерпевшего, данный способ защиты должен быть заменен иным средством защиты по выбору потерпевшего». Иванова Д. В., Федорова Ю. А. Основы управления интеллектуальной собственностью. Изд.: «Издательство Гревцова», 2011. С. - 142.

Требование реального исполнения может быть заявлено по отношению к большинству гражданско-правовых обязательств. Но в рассматриваемой области оно практического значения не имеет. Ни автор, ни заказчик не могут принудить друг друга к реальному исполнению основных обязанностей по договору - созданию произведения или его использованию.

Поэтому сфера реализации указанного способа в области защиты авторских прав ограничивается достаточно узкими рамками. В частности, автор может потребовать от заказчика реального исполнения обязанности по выдаче причитающихся ему бесплатных экземпляров произведения; собственник произведения изобразительного искусства, препятствующий осуществлению авторских прав создателя произведения, может быть принужден к предоставлению автору реальной возможности для их реализации и т. п.

Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты права, находит достаточно широкое применение. Так, например, «в целом ряде случаев авторский договор может быть прекращен досрочно по требованию автора или заказчика в связи с нарушением условий договора другой стороной; конкретные авторские договоры могут предусматривать случаи, когда условия договора подлежат изменению по требованию одного из контрагентов и т. п.» Чаусская О.А Гражданское право. Конспект лекций. Изд.: Дашков и К, 2012. С. - 85.

Чаще всего указанный способ защиты реализуется в юрисдикционном порядке, так как связан с принудительным прекращением или изменением правоотношения, но в принципе не исключается и его самостоятельное применение потерпевшим. Важно, однако, чтобы возможность прекращения или изменения правоотношений была прямо предусмотрена законом или договором.

Защита авторских прав может осуществляться путем признания недействительным не соответствующего законодательству административного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти. Это означает, что гражданин или юридическое лицо, авторские права которых нарушены изданием указанного административного акта, имеют право на его обжалование в арбитражный суд. Важны лишь два обстоятельства: во-первых, нарушенное право должно носить гражданский характер, и, во-вторых, административный акт, имеющий подзаконный характер, должен быть противоправен с точки зрения его соответствия действующему законодательству, в частности может быть принят не уполномоченным на то органом.

Например, если местным органом власти наложен не основанный на законе запрет на воспроизведение иди распространение произведения, он может быть обжалован в суд как нарушающий авторские права.

Таким образом, законодательство предоставляет авторам и исполнителям достаточно широкие возможности для защиты своих нарушенных прав.

Однако наряду с указанными способами большое значение имеет также авторский договор. Если он составлен правильно и не нарушает прав договорившихся сторон, то такой договор имеет юридическую силу и является реальной гарантией соблюдения авторских и смежных прав или их судебной защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Международно-правовые акты в  области защиты авторских прав

Российская Федерация 16 ноября 2011 года была официально принята во Всемирную торговую организацию.

Во время подготовки к вступлению в ВТО (Всемирную Торговую Организацию) проведена работа по унификации российского законодательства в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994г.).

Включение сферы интеллектуальной собственности в систему ВТО оправдано по ряду экономических причин:

- права на интеллектуальную  собственность являются непосредственным  предметом международной торговли;

- значительная часть услуг и  промышленных товаров, которые задействованы  в международной торговле, включают  в себя элементы интеллектуальной  собственности;

Информация о работе Международная охрана авторских прав