Международное морское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:14, реферат

Краткое описание

Жизнь человека, развитие общества с древнейших времен были связаны с морем. Первоначально эти связи ограничивались добычей в прибрежных водах продуктов питания. С развитием науки, техники чело­веческая деятельность все дальше и дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств передвижения вело к тому, что на смену древ­нему изречению "моря разъединяют народы", пришло новое — "моря соединяют народы".

Содержание

1. Понятие и кодификация международного морского права
1.1 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
1.2 Классификация морских пространств
2. Внутренние (морские) воды.
2.1 Территориальное море и прилежащая зона.
2.2 Право мирного прохода
3. Международные проливы.
3.1 Режим Черноморских проливов
3.2 Балтийские проливы
3.3 Гибралтар
3.4 Правовой режим международных канаолов
4. Исключительная экономическая зона
4.1 Континентальный шельф и его правовой режим
5. Открытое море
5.1 Свободы открытого моря
6. Международный район морского дна.
7. Международные морские организации

Вложенные файлы: 1 файл

международное морское право.doc

— 131.85 Кб (Скачать файл)

Конвенция 1958 года определяет прилежащую зону как часть открытого моря, прилежащую к территори­альному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять определенный контроль.

Конвенция 1958 года устанавливает 12-мильный предел ширины прилежащей зоны, а отсчет производит­ся от тех же исходных линий, от которых отсчитыва­ется ширина территориального моря. Конвенция 1982 года увеличивает допустимый предел прилежащей зоны до 24 морских миль, и это находит обоснование в том, что в ней был установлен 12-мильный предел ширины территориального моря.

Прилежащие зоны устанавливаются для контроля прибрежным государством за тем, чтобы не допускать нарушения его таможенного, санитарного, иммиграци­онного или фискального законодательства в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными судами или членами их экипажей в тех же пределах. В первом случае речь идет о превентивных мерах в отношении судов, которые еще не вошли в территориальное море государства; во втором случае — о применении юрисдикции к судну, уже побывавшему в территориальном море или внутренних морских водах и нарушившему правила прибрежного государ­ства.

Установление прилежащей зоны является правом прибрежного государства, и оно может ввести все че­тыре вида прилежащей зоны (таможенную, фискаль­ную, иммиграционную, санитарную) или некоторые из них. Конвенции дают исчерпывающей перечень видов прилежащей зоны. Установление некоторыми государ­ствами других видов прилежащей зоны (например, зоны безопасности) не имеет обоснования в нормах современного международного права. Более того, Ко­миссия международного права в комментарии к проек­ту статьи о прилежащей зоне не признала прав при­брежного государства на безопасность в прилежащей зоне, справедливо посчитав, что неопределенность тер­мина "безопасность" привела бы на практике к произ­волу.

 

2.2 Право мирного прохода

Под право мир­ного прохода понимается плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре до­пустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непре­одолимой силы или бедствия или когда требуется ока­зание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.

Мирным называется проход, которым не наруша­ются мир, добрый порядок или безопасность прибреж­ного государства. Конвенция 1982 года перечисляет такие виды деятельности иностранного судна, которые, будучи совершены в территориальном море, нарушают мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против прибрежного государства, маневры или учения с применением оружия, сбор информации в ущерб безопасности прибрежного государства, про­паганда, посягающая на его безопасность, подъем, по­садка, принятие летательных аппаратов или военных устройств, нарушение таможенных, санитарных, им­миграционных, фискальных законов и правил при­брежного государства, рыболовство, серьезное загряз­нение, проведение исследований, создание помех в работе средств связи прибрежного государства.

 

3. Международные проливы

Многие проливы являются единственными или наи­более удобными проходами из одной части открытого моря в другую или служат входом в территориальное море из открытого моря. Такое расположение определяет их значение для международного судоходства. Правовой режим некоторых из проливов (Черноморские, Балтий­ские) был урегулирован международными договорами, для большинства же других сложилась и действует норма обычного международного права, которая была под­тверждена в решении Международного Суда ООН по инциденту в проливе Корфу в 1949 году. Суд уточнил и критерии отнесения пролива к международным, назвав таковым и географическое положение пролива и его значение для международного судоходства.

 

3.1 Режим Черноморских проливов (Босфора и Дарданелл).

Правовой режим этих проливов регулиру­ется ныне Конвенцией, заключенной в 1936 году в Монтрё (Швейцария). Конвенция устанавливает раз­личный режим плавания в проливах для торговых судов и военных кораблей.  Кроме того, на определение режима влияют состояние мира или войны и отноше­ние к воине Турции.

Торговые суда всех государств в мирное время имеют право свободного прохода через проливы и пла­вания в них в любое время суток. Такое же правило действует и на время войны, если Турция не является воюющей стороной. Если же Турция участвует в войне, то свобода прохода и плавания в проливах в дневное время остается у государств, которые не находятся в состоянии войны с Турцией. С каждого проходящего через проливы судна взимаются санитарные и маячные сборы.                     

Конвенция предусмотрела различные правила про­хода через проливы для военных кораблей черномор­ских и нечерноморских держав, установив для вторых определенные ограничения. Эти ограничения касаются типа кораблей (легкие надводные корабли, вспомога­тельные суда), общего тоннажа военных кораблей не­черноморских держав в Черном море и срока их пребывания в Черном море.

Черноморские державы имеют право проводить через проливы любые военные корабли; при этом ли­нейные корабли (и приравненные к ним) проходят пролив в одиночку и сопровождаются не более чем двумя эсминцами. Только черноморские державы вправе проводить через проливы подводные лодки, когда те следуют на свои базы после постройки их вне бассейна Черного моря или для ремонта на верфях, расположенных вне Черного моря. Проход возможен днем и в надводном состоянии.

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проливы закрыты для военных кораблей во­юющих государств. Конвенция учитывает интересы морского судоход­ства и безопасность Турции. Поэтому принятые Тур­цией в 1994 году национальные правовые акты, услож­няющие режим прохода через проливы, могут и долж­ны рассматриваться как ее попытка в одностороннем порядке пересмотреть некоторые положения Конвен­ции 1936 года.

 

3.2 Правовой режим Балтийских проливов.

Под этим названием имеют ввиду три пролива, обеспечивающих выход из Балтийского в Северное море и Атлантический океан. Это Малый Бельт наиболее протяженый (125 км), Большой Бельт - самый глубокий и широкий (115 км) и Зунд - самый короткий (102 км). Воды Бельтов перекрыты территориальными водами Дании, воды Зунда - территориальными водами Дании и Швеции.

Их правовой режим регулируется Копенгагенским трактатом 1857 года, который не утратил своей силы  до настоящего времени. Этот договор закрепил отмену так называемых зундских пошлин (сбора, взимаемого Да­нией за проход судов через проливы) и установил сво­боду прохода. Получив взамен от участников соглашения (их было 16, в т.ч. Россия) компенсацию в размере 30 476 325 риксдалеров.

 

3.3 Гибралтар

Пролив, которые соединяют одну часть открытого моря или исключительной экономи­ческой зоны с другой частью открытого моря или ис­ключительной экономической зоны.

В нем устанавливается транзитный про­ход (пролет) для всех судов (летательных аппаратов). Транзитный проход понимается как осуществление свободы судоходства (и свободы полетов) в соответст­вии с правилами, установленными в ч. III Конвенции 1982 года.

Государство, граничащее с проливом, не должно чинить препятствия транзитному проходу, недопусти­мо приостановление транзитного прохода.

Основное отличие транзитного прохода от мирного состоит в том, что при транзитном проходе совершен­но исключена юрисдикция припроливного государства в отношении судов, осуществляющих транзитный проход. Мирный проход не предусматривает пролет лета­тельных аппаратов, транзитный же предусматривает. Подводные лодки при мирном проходе должны следовать в надводном положении, при транзитном — воз­можен проход как в надводном, так и в подводном положении.   

 

3.4 Правовой режим международных каналов

Каналы - искусственные водные пути, соединяющие одно открытое море с другим. Они приобретают статус международных если используются в интересах интенсивного торгового судоходства.

Наибольшее значение для международного судоход­ства имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.

Суэцкий канал открылся для судоходства в 1869 году, а в 1888 году была принята Константинопольская конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу, которая действует до настоящего времени.

Основные положения Конвенции сводятся к следу­ющему. Канал свободен и открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран в мирное и военное время, блокада канала недопустима, военные корабли воюющих стран обязаны проходить канал без останов­ки и в самый короткий срок, в канале и во входных портах, а также в районе трех миль вокруг этих портов запрещается вести военные действия.

Панамский канал был официально открыт в 1920 году. Его правовой режим был разработан до его стро­ительства. В 1903 году был заклю­чен договор между США и Панамой о строительстве канала между океанами, для чего США предоставля­лась на территории Панамы на вечные времена полоса шириной в 10 миль. Канал объявлялся нейтральным и свободным для прохода через него судов всех стран в соответствии с Договором 1901 года.  Догвор "О постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала" провозглашал, что канал будет открытым для мирного транзита судов всех стран на условиях полного равенства и недискриминации.

Кильский канал был открыт для судоходства в 1896 году. Канал был сооружен Германией и на ее террито­рии, и потому она установила режим плавания в нем. После первой мировой войны был определен междуна­родно-правовой режим канала, в соответствии с кото­рым он был открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран. В насто­ящее время проход по каналу регулируется внутренни­ми нормами ФРГ — Правилами плавания в Кильском канале, которыми предусмотрены свобода плавания торговых судов всех стран и уведомительный порядок прохода военных кораблей.

 

4. Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. В этом районе действует особый правовой режим, установленный Конвенцией, в соответст­вии с которым права и юрисдикция прибрежного госу­дарства и права и свободы других государств регулиру­ются соответствующими положениями Конвенции.

Государства вправе устанавливать исключительную экономическую зону в пределах 200 морских миль, причем отсчет ведется от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Следовательно, если государство имеет ширину терри­ториального моря в 12 миль и устанавливает исключи­тельную экономическую зону с внешней границей в 200 миль, то режим исключительной экономической зоны будет действовать на прилегающей к территори­альному морю 188-мильной полосе. Таким образом, внешняя граница территориального моря является внутренней границей исключительной экономической зоны.

В соответствии со ст. 56 Конвенции прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и со­хранение живых и неживых природных ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, а также на управление ими. В этой зоне прибрежные государства также имеют право на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Права прибрежного государства на исключительную экономическую зону носят особый характер, поскольку вытекают не из суверенитета государства, а из самого международного права.

 

4.1 Континентальный шельф

Конвенция о континентальном шельфе 1958 года является первым международно-правовым признанием определенных прав прибрежного государства за преде­лами его государственной территории.

Под континентальным шельфом понимаются по­верхность и недра морского дна районов, простираю­щихся за пределами территориального моря прибреж­ного государства.

Внешняя граница континентального шельфа, со­гласно Конвенции 1982 года, проходит по внешней границе подводной окраины материка или на расстоя­нии 200 морских миль от исходных линий.

Прибрежное государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом в целях его раз­ведки и разработки его природных ресурсов. Под при­родными ресурсами понимаются минеральные и дру­гие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также "сидячие виды" живых организмов. Права прибрежно­го государства в отношении разведки и разработки континентального шельфа являются исключительны­ми, а это означает, что без согласия прибрежного государства ни одно другое государство не может прово­дить разведку на нем и разработку его природных ре­сурсов.

Права прибрежного государства на континенталь­ный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. При этом прокладка подводных кабелей и трубопрово­дов, возведение искусственных островов, установок и сооружений могут осуществляться всеми государства­ми с учетом прав прибрежного государства.

 

5. Открытое море

При определении понятия "открытое море" ис­пользуют два признака, а именно пространственный и юридический. Конвенция об открытом море 1958 года дает основание определить его как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всеми нациями без права распространения на него суверенитета какого-либо государства.

Конвенции 1958 и 1982 годов закрепляют принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море.

Исключения из юрисдикции государства флага в открытом море предусмотрены в международном праве и сводятся к следующему.

Прежде всего, это право военного корабля останав­ливать и осматривать суда других государств, которое закреплено в некоторых международных договорах. Конвенция предус­матривает, что военные корабли государств-участников могут останавливать торговые суда других участников Конвенции, заподозренных в повреждении кабеля.

Военные корабли вправе останавливать и прово­дить осмотр судна в открытом море в случаях, когда есть основания подозревать такие суда в занятии пи­ратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно хотя и идет под иностранным флагом или отка­зывается его поднять, но в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.

Информация о работе Международное морское право