Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:45, курсовая работа
Законодательно определено, что военно-техническое сотрудничество – это область международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения . Российская доктрина исходит из того, что международные отношения включают как межгосударственные отношения, так и общественные отношения субъектов внутригосударственного права, выходящие за рамки одного государства, т.е. имеющие в своем составе иностранный элемент или характеристику. "Однако …межгосударственные отношения и международные немежгосударственные отношения, будучи взаимосвязанными, не составляют единой системы" .
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
______________________________
МАГИСТЕРСКАЯ
ПРОГРАММА «МЕНЕДЖМЕНТ В
КАФЕДРА
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»
НА ТЕМУ:
«Международное
правовое регулирование
торговли вооружениями»
Проверила:
к.ю.н., доц.
А.В. Кукушкина
Москва 2011
Введение.
Доля Российской Федерации на мировом рынке вооружений составляет 23% и уступает только США, чья доля равна 32%1. В 2011 году Россия осуществляла поставки продукции военного назначения в 70 государствам мира, объем экспорта при этом составил более 11 млрд долларов, что на 1 млрд больше, чем в 2010 г2.Большая часть всего экспорта вооружений проходит по линии ОАО «Рособоронэкспорт», которое заключает в среднем около 1700 контрактов в год.
Законодательно
определено, что военно-техническое
сотрудничество – это область
международных отношений, связанная
с вывозом и ввозом, в том
числе с поставкой или закупкой
продукции военного назначения, а
также с разработкой и
Основные международные документы, регулирующие оборот оружия.
Межгосударственные
отношения в области военно-
Официальная статистика ООН показывает, что в 2008 г. из 192 государств - членов ООН не более 40% подали в этот регистр хотя бы какую-то информацию. Сегодня отчетность в этот регистр поступает даже хуже, чем в 1992 г., в первый год его существования.
Причем необходимо отметить, что перечень вооружений, заявленный странами-экспортерами, далеко не всегда совпадает с перечнем, поданным странами-импортерами. Процент несовпадений из года в год колеблется, но в целом находится в диапазоне от 65 до 80%. В связи с этим данные Регистра не могут быть признаны объективными даже среди государств, представляющих свои отчеты на регулярной основе. В соответствии с последним обзором действия Регистра7 ежегодно с момента создания Регистра отчеты представляют лишь 43 государства.
Средний показатель числа отчетов об экспорте и импорте остается неизменным. В каждом из последних календарных лет с 2005 по 2010 гг. порядка 70 государств представляли информацию об экспорте (включая отчеты с нулевыми данными) и менее 60 - информацию об импорте (включая отчеты с нулевыми данными). По итогам за 2010 г отчеты об экспорте и/или импорте (включая нулевые данные) представили 72 государства8. Такая же закономерность сохраняется и в текущем периоде. При этом важно заметить, что если из числа представляемых отчетов вычесть отчеты с нулевыми данными, то число стран экспортеров или импортеров существенно сократится - до 25-30.
В отношении национальных военных запасов информацию в Регистр представили: в 2005 г. - 27 государств, в 2006 г. - 28, в 2007 г. - 26 и в 2008 г. - 24. Понятно, что при таком охвате говорить об эффективности Регистра не приходится. Большинство государств - сторонников договора избегают выполнять свои нынешние обязательства в этой области.
На протяжении ряда лет Группа правительственных экспертов не может добиться включения в Регистр дополнительных категорий поставок: например, «вооруженных атмосферных беспилотных летательных аппаратов», которые все чаще становятся предметом купли-продажи, а также «стрелкового оружия и легких вооружений»9.
Формально Россия регулярно отчитывается об экспорте вооружений во все международные организации, хотя и не в полном объеме (так Россия, в отличие от большинства стран НАТО, не представляет в Регистр данных о своих военных запасах и обороте локальных систем оповещения10, в то же время данные по ЛСО Россия на регулярной основе представляет в рамках ОБСЕ11 и Вассенаарских договоренностей). В публичных выступлениях ответственные за военно-техническое сотрудничество российские чиновники сообщают, что сотрудничество осуществлялось с 60 и более странами, в то время как в Регистр представляются лишь сведения о поставках в 10-12 стран.
Регистр обычных вооружений ООН - главнейший из действующих инструментов контроля за трансфертами обычных вооружений - работает с серьезными сбоями12.
Другой международный документ регулирующий оборот вооружений, был принят в 2001 г. и носит название «Программа действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким и стрелковым оружием». Через 5 лет после принятия программы обзорная конференция показала, что из общего числа 191 государств-членов ООН, подписавших Программу действий по ЛСО, принятые на себя обязательства выполнили следующее число стран:
Исходя
из всего вышесказанного можно прийти
к выводу, что большинство государств
не готово раскрывать тайны своих оружейных
трансфертов. К сожалению, лишь наиболее
защищенные в военном отношении и финансово
обеспеченные страны сегодня могут позволить
себе сделать общедоступными секреты
своего (и не только своего) военного строительства.
Но, похоже, и эта готовность имеет пределы.
Пока вне договоренностей остаются беспилотные
летательные аппараты, а следом, вероятно,
останутся другие перспективные вооружения
- противоракетные системы, высокоточные
вооружения, средства электронной борьбы
и многие другие инструменты войн будущего.
Перспективы создания Международного Договора о Торговле Оружием.
Несмотря на вышеперечисленные договоры, а также множество региональных договоров (к примеру Кодекс поведения Европейского Союза в отношении экспорта оружия, ОДКБ и т.д.), регулирующих поставки вооружений, эффективных международных инструментов, которые могли бы предотвратить военные конфликты регионального или внутригосударственного характера, нет. Из-за этого возникла необходимость создания нового международного договора о торговле оружием под эгидой ООН. Идея выдвинута Великобританией в марте 2005 года. Ее суть – формирование международного юридически обязывающего инструмента (в форме договора), регулирующего глобальную торговлю оружием. Сфера охвата должна распространяться на все виды обычных вооружений. Положения договора должны основываться на определенных ключевых принципах и критериях, которые бы четко указывали, когда поставка оружия неприемлема с точки зрения ее дестабилизирующего эффекта, нарушения прав человека, разжигания внутренних или региональных конфликтов, «утечки» оружия к террористам или другим нежелательным конечным пользователям. Документ должен предусматривать механизмы обеспечения его соблюдения и контроля, а также способствовать повышению прозрачности легальной торговли оружием через информационный обмен между его участниками.
Большинство
(примерно 150) государств изначально поддержали
идею МДТО. Открытых оппонентов у нее
нет, хотя ряд стран, включая некоторых
крупных экспортеров и
Практическая проработка идеи МДТО началась после принятия резолюции ГА ООН 61/89 от 06.12.2006. («За» проголосовали 155 государств; «против» – США; воздержались – 24, в т.ч. Россия, Белоруссия, Венесуэла, Индия, Китай, Пакистан, страны Ближнего Востока, включая Израиль). В основе российской позиции по данной резолюции – убежденность в том, что проработку идеи МДТО следует начинать только после выяснения причин слабой эффективности уже существующих региональных механизмов и анализа ключевых проблем, связанных с неконтролируемым оборотом обычных вооружений.
Первым шагом в выполнении резолюции стал опрос государств относительно осуществимости идеи МДТО. В 2007 году более 100 государств, представили в Секретариат ООН свое мнение по данному вопросу.
Россия
в подходе к проблематике МДТО
исходила из следующего. Как показал
мировой опыт, наличие многосторонних
механизмов в области передач
оружия (среди них есть юридически
обязывающие: три – в Африке, по
одному – в Европе и Латинской
Америке) не предотвращает его попадания
в нелегальный оборот, в том
числе в руки террористов и
экстремистов. В этой связи было
бы логичным сначала проанализировать
причины недостаточной
По мнению российской стороны, перекрытию каналов утечки оружия в незаконный оборот способствовало бы повсеместное укрепление национальных систем контроля в государствах, прежде всего, импортерах вооружений. В этом контексте следует также решать такие задачи, как прекращение поставок оружия, произведенного без лицензий или по просроченным лицензиям; регламентация реэкспорта (запрет на его осуществление без согласования с первоначальным экспортером); наведение порядка в брокерской деятельности; усиление контроля за конечным использованием поставляемого оружия; прекращение поставок структурам, не уполномоченным правительством.
Следующий этап – деятельность Группы правительственных экспертов (ГПЭ) ООН из представителей 28 государств (в т.ч. России), которая провела в 2008 году в Нью-Йорке три сессии для рассмотрения вопросов осуществимости идеи МДТО, его охвата и предварительных параметров.
Информация о работе Международное правовое регулирование торговли вооружениями