Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 18:43, контрольная работа
Международное право — это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.1
Система международного права, понимается как объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов. Основным элементом системы международного права является правовая норма, т. е юридически обязательное правило поведения. Правовой характер норм международного права рассматривается как исходная системообразующая связь, лежащая в основе нормативной базы, образующей международное право.2
Международное право как самостоятельная система юридических принципов и норм, обязательных для участников международных отношений…………………………………………………………………… 3
Особенности данной правовой системы по предмету (объекту) регулирования, её субъективному составу, характеру нормообразовательного процесса и способам обеспечения реализации норм…………….............................................................................................. 9
Кодификация норм международного права на примере дипломатического и космического права………………………………………………………. 14
Решение задачи……………………………………………………………… 18
Список используемой литературы……………………………………........ 19
СОДЕРЖАНИЕ
Международное право — это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.1
Система международного права, понимается как объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов. Основным элементом системы международного права является правовая норма, т. е юридически обязательное правило поведения. Правовой характер норм международного права рассматривается как исходная системообразующая связь, лежащая в основе нормативной базы, образующей международное право.2
Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми друг от друга и равными субъектами международного права - суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также складываются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.
В зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения нормы международного права подразделяются на:
Международно-правовые нормы классифицируются также по сфере действия на нормы универсальные, региональные и партикулярные.
Универсальные нормы. Главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Основной формой существования служит обычай. Универсальные нормы образуют общее международное право.
Региональные нормы исторически предшествовали универсальным. Регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных процессов, когда возникает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования. В регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества. Наиболее показателен в этом плане опыт Европейского союза.
Партикулярные (локальные) нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Локальные нормы не обладают качеством всеобщности и потому не включаются в общее международное право. Однако они прочно связаны с этим правом, черпают в нем юридическую силу, действуют в его рамках.
Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нём комплекса императивных норм обладающих особой юридической силой. Императивный принцип международного права определён в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. В данной конвенции чётко указано, что «императивная норма общего международного права», которая принимается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо, может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.4 Напротив, от диспозитивных норм субъекты международного права могут отступать по взаимному соглашению.
Российская наука международного права считает, что императивными нормами, прежде всего, являются основные принципы современного международного права.
Основные принципы, т. е наиболее важные, общие и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений, закреплены в Уставе ООН. Декларация о принципах международного права 1970 года называет и раскрывает содержание универсальных принципов международного права, таких как:
Принцип неприменения силы и угрозы силой.
Впервые закреплённый в Уставе ООН, в дальнейшем этот принцип был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, таких, как, Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств ООН» 1970 г., «Об определении понятия агрессии» 1974 г., «Об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или её применения» 1987 г.. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства, состоящие в членстве ООН.5
Принцип разрешения международных споров мирными средствами.
Согласно Уставу ООН, «все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года и Заключительном акте ОБСЕ.
Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств.
Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в пункте 7 статьи 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте ОБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.
Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию, кроме действий которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.
Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом.
В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Данный принцип также был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.
Принцип равноправия и самоопределения народов.
В соответствии пунктом 2 статьи 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН звучит, как развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов. Данный принцип получает своё подтверждение в таких документах ООН, как в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов
Принцип суверенного равенства государств.
Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Данный принцип отражен в пункте 1 статьи 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.
Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплён в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права. Согласно Уставу, все Члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации.
Заключительный акт ОБСЕ от 1 августа 1975 года добавляет к вышеназванным принципам еще три:
Принцип нерушимости государственных границ.
В заключительный акт ОБСЕ данный принцип впервые включён в качестве самостоятельного, ранее он был включён в состав других принципов, как, например, в составе принципа неприменения силы и угрозы силой. Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:
- признание существующих границ
в качестве юридически
- отказ от каких-либо
- отказ от любых иных
Принцип территориальной целостности государств.
Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.
В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года содержится отдельная и наиболее полная формулировка данного принципа. В данном документе принцип понимается как воздержание от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой.
Принцип уважения прав человека и основных свобод.
Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН. И хотя в качестве самостоятельного принципа он в Уставе ООН не выделяется, идея о развитии и поощрении уважения к правам и свободам человека проходит красной нитью через весь документ.
Впервые принцип уважения прав человека и основных свобод был закреплён в заключительном акте ОБСЕ. Впоследствии принцип уважения прав человека и основных свобод также был закреплен в Уставе СНГ 1993 года, Декларации принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА от 14 сентября 1999 года, Парижской Хартии для новой Европы и других региональных документах.
Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определённых шагов по своей имплементации.
Международное право представляет собой систему обязательных норм и принципов, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права. 6
В юридической литературе и в настоящее время распространено понимание предмета (объекта) международного права, как отношения между государствами. Такая позиция, являясь общепризнанной, не всегда находит отклик в теоретических исследованиях по проблемам международного права, считающих термин «межгосударственные отношения» своего рода «ограничительным барьером», поскольку международные отношения охватывает и те сферы, которые конструируются как основанные на межгосударственном общении, но функционально самостоятельные.
Безусловно, вопрос предмета регулирования международного права на сегодняшний день является дискуссионным. Но, тем не менее, основные позиции в предмете международно-правового регулирования сохраняют межгосударственные отношения. Предмет международно-правового регулирования приобретает новые, выходящие за традиционные границы очертания, что обусловлено внедрением в международные отношения участников, не обладающих государственно-властными свойствами, в их числе индивидов (физических лиц), действующих в качестве субъектов международного права от собственного имени или в согласии с государством.7