Международный коммерческий арбитраж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня международный коммерческий арбитраж является очень востребованным, потому что он дает преимущества нейтрального в процессуальном и политическом смысле органа для разрешения спора. Арбитраж считается универсальным способом разрешения международных экономических споров. Его роль серьезно повысилась именно в тот период, когда стала развиваться международная торговля.

Содержание

Введение 3
1 Общеправовая характеристика международного коммерческого арбитража 4
1.1 Международный коммерческий арбитраж: понятие, источники правового регулирования 4
1.2 Виды международного коммерческого арбитража 10
2 Применение международного коммерческого арбитража в России и за рубежом 13
2.1 Международный коммерческий арбитраж в России 13
2.2 Международный коммерческий арбитраж за рубежом 19
Заключение 28
Глоссарий 30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Шаблон на курсовую работу.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Регламент МКАС закрепляет правила  арбитражной процедуры, применяемые  при отсутствии соглашения сторон об ином. Правила Регламента: наличие  списка арбитров, который не является обязательным (арбитром может быть назначено лицо, не включенное в список, в том числе и иностранец). Регламент определяет состав арбитража, назначение суперарбитра, назначение арбитров Председателем МКАС, наличие запасных арбитров.

В Регламенте содержатся диспозитивные  нормы о месте проведения арбитражного разбирательства (г. Москва) и его языке (русский). Слушание дела производится в устной форме. Возможно и заочное разбирательство дела. Регламент закрепляет обязанность истца обосновать компетенцию МКАС.

Один из основных принципов деятельности МКАС — это обеспечение сохранения коммерческой тайны. Расходы по арбитражному разбирательству: регистрационный и арбитражный сборы, дополнительные расходы, издержки сторон. В процессе применяются правила Регламента и положения российского права.

Международный коммерческий арбитраж обладает правомочием выносить постановление о своей компетенции. Закон 1993 г. впервые в российской истории закрепил общепринятое в  мировой практике правило об автономности и юридической самостоятельности  арбитражной оговорки, т.е. прямую зависимость компетенции арбитража от арбитражного соглашения.

В Законе содержатся правила, касающиеся заявления сторон об отсутствии компетенции, варианты такого заявления  и правила, касающиеся постановления  арбитража о своей компетенции. Постановление арбитража о своей компетенции не имеет окончательного характера и может быть обжаловано в суде общей юрисдикции, решение которого окончательно и обжалованию не подлежит. Постановление арбитража о его компетенции может выноситься и в предварительном порядке.

Арбитражное разбирательство  прекращается либо вынесением решения  по существу спора, либо вынесением постановления  о прекращении арбитражного разбирательства. Постановление о прекращении  может быть вынесено только по исчерпывающему перечню оснований.

Принципиальное положение, относящееся к характерным особенностям МКА, — его решение по существу окончательно и обжалованию не подлежит. В Регламенте МКАС РФ закреплено правило  — решения международного коммерческого  арбитража исполняются добровольно в установленные в решении сроки. Если срок не установлен, — решение подлежит немедленному исполнению. Решение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению.

Отмена арбитражного решения может быть произведена  только по строго ограниченному перечню оснований, которые не связаны ни с существом спора, ни с вопросами применимого права. В Законе содержится исчерпывающий перечень оснований для отмены решения МКА. Группы таких оснований: по инициативе сторон и по инициативе суда. Основания для отмены практически совпадают с основаниями для отказа в принудительном исполнении арбитражных решений. Исключительное средство оспаривания арбитражного решения — ходатайство заинтересованной стороны о его отмене.

Функции государственных  судов общей юрисдикции и государственных арбитражных судов в отношении международного коммерческого арбитража определены в российском процессуальном законодательстве. В настоящее время существуют две параллельные юрисдикции по делам об оспаривании решений МКА: в судах общей юрисдикции и в государственных арбитражных судах. По делам об оспаривании компетентен государственный суд, на территории которого было принято решение МКА.

Иностранные арбитражные  решения, при вынесении которых  были применены нормы российского законодательства, могут быть оспорены только в государственных арбитражных судах. Такое оспаривание возможно только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Данная норма имплементирована в российское законодательство из Европейской  конвенции 1961 г.: ст. IX устанавливает правовые основы для отмены арбитражного решения — отмена производится в государстве, где решение было вынесено, либо в государстве, по закону которого решение было вынесено. Второй случай предполагает применение п. 5 ст. 230 АПК РФ.

Стороны имеют право  представить в государственный  суд заявление о компетенции  третейского суда, о наличии или  действительности арбитражного соглашения. Рассмотрение такого заявления производится судом соответствующей инстанции  по месту проведения арбитража. В законодательстве закреплено право сторон обратиться в государственный суд с просьбой о предварительном обеспечении иска; право ходатайствовать в суде об отмене арбитражного решения.

При предъявлении ходатайства  об отмене арбитражного решения заинтересованная сторона обязана доказать наличие в арбитражном процессе серьезных нарушений: выход арбитража за пределы его компетенции, недееспособность одной из сторон, недействительность арбитражного соглашения и т.д.

Отмена решения международного коммерческого арбитража возможна только по исчерпывающему перечню оснований, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Определение государственного суда об оспаривании решения может быть обжаловано в кассационном порядке.

 

2.2 Международный коммерческий арбитраж за рубежом

Арбитражный суд Международной  торговой палаты является одним из наиболее авторитетных центров по рассмотрению международных коммерческих споров. МТП - это международная неправительственная  организация, членами которой являются главным образом национальные комитеты (торговые, торгово-промышленные палаты). Она расположена в Париже. Здесь же находится и штаб-квартира Арбитражного суда. Особый статус МТП как международной организации обусловил некоторую специфику Арбитражного суда при нем. Те основные качества института международного коммерческого арбитража, которые делают его привлекательным для участников международной коммерческой деятельности, как-то: отстраненность его от национальной судебной и правовой системы, право сторон по собственному усмотрению назначать арбитров, определять место, язык и процедуру разбирательства, - у Арбитражного суда МТП особенно выражены.  

 Порядок рассмотрения  споров в Арбитражном суде  МТП определяется его Регламентом,  утверждаемом МТП. Последняя редакция Регламента действует с 1 января 1988 г. (Публикация МТП №477). 

 Арбитражный суд  МТП создан для рассмотрения  международных коммерческих споров. Ст. 1 Регламента предусматривает,  что Арбитражный суд обеспечивает  арбитражное рассмотрение коммерческих споров международного характера, но не конкретизирует, какие споры относятся к «международным». На практике признак «международности» толкуется широко как любой спор, каким-либо образом связанный с международной коммерческой деятельностью. В последнее время арбитраж достаточно часто принимал к своему рассмотрению и споры, не имеющие международного оттенка, что нашло отражение в действующей редакции Регламента. Ст. 1 дополнена правилом, что «Арбитражный суд может распространять свою юрисдикцию на коммерческие споры, не носящие международного характера, если его юрисдикция предусмотрена в арбитражном соглашении». Причем количество «внутренних» дел, рассматриваемых в арбитраже неуклонно растет. Одной из причин этого является рост популярности данного арбитражного института среди предпринимателей и юристов.   

 Обязательным условием  юрисдикции Арбитражного суда  МТП является наличие между  сторонами арбитражного соглашения  о передаче спора в этот  арбитраж. Стороны могут обращаться  к нему независимо от того, представлены ли их страны в МТП. В принципе, Регламент не устанавливает каких-либо жестких требований к форме соглашения. При отсутствии документальных подтверждений существования арбитражного соглашения важно, чтобы ссылка на МТП была достаточно определенна. Суд всегда примет дело к рассмотрению при наличии «недвусмысленной ссылки» на МТП. Суд также примет к рассмотрению спор без наличия арбитражного соглашения, если ответчик недвусмысленно даст согласие на проведение разбирательства, рассматривая обращение истца и согласие ответчика как арбитражное соглашение.  

 При отсутствии  указания сторон все вопросы  по организации слушаний и  сбору доказательств решаются  по усмотрению арбитров при  условии соблюдения им строгой  конфиденциальности. Арбитры вправе  самостоятельно решать, какие правила подходят к конкретному делу. Вместе с тем, такая свобода арбитров сочетается с определенным контролем за арбитражным процессом со стороны Арбитражного суда.  

 Арбитражный процесс  начинается подачей искового  требования в секретариат Арбитражного суда. Оно может быть подано через национальный комитет заявителя, либо непосредственно по месту нахождения Суда. Суд устанавливает prima facia (в порядке опровержимой презумпции) наличие арбитражного соглашения. Как и в любом международном коммерческом арбитраже, состав арбитров (единоличный арбитр или коллегия арбитров), сформированный для рассмотрения конкретного дела вправе выносить решение о своей компетенции. Но если одна из сторон оспаривает существование или действительность арбитражного соглашения, то Суд передает это соглашение на рассмотрение арбитров, если убедится, что есть достаточные основания для признания его существующим prima facia. Окончательное решение о компетенции примут арбитры (п. 3 ст. 8 Регламента).  

 Арбитров (единоличного арбитра) назначают стороны. Причем не существует никаких списков арбитров, которыми руководствовались бы стороны при назначении арбитров. Любой специалист, которому сторона доверяет, может быть арбитром без какого-либо согласования с Арбитражным судом. Если стороны (сторона) не назначили своих арбитров, включая супер-арбитра, то члены арбитражного состава назначаются Арбитражным судом. Суд, как правило, не назначает конкретных арбитров, а лишь решает, к какому национальному комитету следует обратиться, и запрашивает его рекомендацию. Правда, Суд имеет право и самостоятельно назначить арбитров (п. 6 ст. 2 Регламента). Суд может не согласиться с рекомендацией национального комитета, если считает, что предложенная кандидатура не обладает необходимыми профессиональными качествами и опытом в сфере международного коммерческого арбитража. В таком случае процедура повторяется до тех пор, пока будет предложена приемлемая кандидатура.   

 Арбитры, избранные  сторонами, формально должны быть  одобрены Судом, который требует кандидатов в арбитры сообщить обо всех известных им обстоятельствах, которые могут повлиять на их независимость (п. 7 ст. 2 Регламента). Причины, по которым Суд одобрил или отверг кандидатуру арбитров, не сообщаются.  

 Суд может вынести решение об отводе некомпетентных или недобросовестных арбитров и в процессе арбитражного разбирательства. В таких случаях процедура назначения арбитров повторяется. 

 До начала слушаний  арбитры готовят акт о компетенции,  в который включают перечень  спорных вопросов, передаваемых на разбирательство, и основные процедурные правила его проведения. Акт подписывается сторонами и передается в Арбитражный суд для утверждения. Формально Суд должен утверждать акт о компетенции только тогда, когда одна из сторон откажется его подписать. На практике Суд проверяет этот акт и при наличии подписей сторон и дает рекомендации о необходимых поправках и изменениях. Суд не вмешивается в вопросы существа спора, его рекомендации касаются только процессуальных положений. Окончательное решение по предложенным поправкам и изменениям принимают арбитры (ст. 13 Регламента). Важную контрольную функцию выполняет Арбитражный суд МТП и при вынесении арбитражного решения по спору. Проект решения, подготовленный арбитрами (или единоличным арбитром), до его окончательного подписания передается в Арбитражный суд для его проверки. Согласно ст. 21 Регламента целью такой проверки является обеспечение возможности принудительного исполнения решения в той стране, где исполнение будет испрашиваться. При этом Суд не вправе вмешиваться в решение по существу, он проверяет лишь «процессуальное соответствие» решения. После утверждения Судом решение окончательно подписывается арбитрами и выдается сторонам. Данная функция Суда осуществляется достаточно эффективно: по статистике МТП лишь 0,5% всех вынесенных Арбитражным судом решений было отвергнуто национальными судами. Арбитражный суд играет также решающую роль при решении следующих вопросов: 

- при определении  места арбитражного разбирательства:  если стороны не предусмотрели место проведения арбитража в соглашении. Суд вправе выбрать подходящее место проведения арбитражного разбирательства. Несмотря на то, что штаб-квартира Арбитражного суда МТП находится в Париже, более 80% всех заседаний проводится в других государствах. Решение считается вынесенным в месте проведения разбирательства; 

- при продлении процессуальных  сроков. Так, Суд устанавливает  окончательные сроки для представления  сторонами своих первоначальных  доказательств и замечаний по  арбитражному соглашению или по исковым требованиям; Суд устанавливает окончательные сроки для представления Суду акта о компетенции и проектов решений, которые могут быть при необходимости продлены Судом. 

 Естественно услуги  Арбитражного суда МТП не бесплатны:  стороны должны оплатить работу арбитров и нести все расходы, связанные с разбирательством дела. Арбитражные расходы обеспечиваются путем залога, вносимого сторонами до начала арбитражного разбирательства в равных долях. Окончательный расчет производится после вынесения решения.   

 Кроме Арбитражного  суда при МТП создан механизм  для рассмотрения споров в  порядке согласительной процедуры.  Ее порядок определяется Согласительным  регламентом. При МТП создана  Административная комиссия по  согласительной процедуре, в которую подается просьба стороны о применении согласительной процедуры. Просьба стороны так же, как и исковое требование, может быть передана через национальный комитет, либо непосредственно в Комиссию (штаб-квартира МТП в Париже). Председатель Комиссии формирует согласительный комитет из трех членов, задачей которых является вынесение взаимоприемлемого для сторон спора решения. 

 Согласительная процедура  не является обязательной стадией  арбитражного разбирательства спора.  Сторона может, не заявляя просьбы  о согласительной процедуре, прямо обратиться к арбитражному рассмотрению спора. Сторона может передать спор в арбитраж и тогда, когда примирительный процесс окончился неудачей. В таком случае ни одно лицо, принимавшее участие в согласительном комитете, не может быть назначено арбитром.  

 Международный коммерческий  арбитраж в Швеции. Наиболее представительным  постоянно действующим арбитражем  в Швеции, рассматривающим международные  коммерческие споры, является  Арбитражный институт Стокгольмской  торговой палаты. Обращение к Стокгольмскому арбитражу довольно часто встречается в деловой практике российских предпринимателей. Более того, факультативная арбитражная оговорка, одобренная Торгово-промышленной палатой РФ, Стокгольмской торговой палатой и Американской арбитражной ассоциацией в 1992 г. для использования в сфере российско-американской торговли и инвестирования, предусматривает рассмотрение коммерческих споров в Стокгольме. Отсюда понятен интерес к этому арбитражу !. 

Информация о работе Международный коммерческий арбитраж