Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:07, дипломная работа
Многие российские ученые, насколько можно судить по появляющимся публикациям, продолжают придерживаться выработанного еще в рамках советского обществоведения взгляда на Испанию как на «многонациональное» — сейчас нередко употребляют термин «многоэтничное» — государство, в котором исторически сосуществуют издревле проживающие там основные коренные народы, иногда обозначаемые еще и как национальности, нации, этносы, этнические общности основного уровня. Эти народы/нации/этносы и т. д. суть испанцы, каталонцы, баски и галисийцы, со своими национальными языками, неповторимым в каждом случае этнокультурным обликом и, соответственно, отчетливым национальным самосознанием. Все они расселены достаточно компактно, — хотя имеются и районы чересполосного и смешанного обитания.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I . Межнациональные противоречия в Испании в 1918-1975 годах….15
§1. Борьба национальных меньшинств в Испании за национально-территориальную автономию (1918-1939 гг.)………………………………...15
§2. Национальная политика режима Ф. Франко……………………………...24
Глава II. Национально-территориальное развитие Испании в 1976 - начале XXI века…………………………………………………………………………35
§1. Децентрализация государственного устройства Испании……………….35
§2. Политико-правовое положение иммигрантов в Испании………………. 65
Заключение…………………………………………………………………… 84
Список использованных источников и литературы………………………… 89
Похоже, что усилия Испании
начали давать первые результаты. На Евро-африканской
конференции министров
1 января 2004 года вступил в силу Закон об иностранцах, призванный регулировать растущий поток иммигрантов в Испанию106. Главным новшеством в законе является введение въездной визы в Испанию сроком на 3 месяца с правом на работу. Те иммигранты, которые получат в своих странах такую визу и в течение указанного срока найдут работу в Испании, получат право на жительство, которое будет возобновляться, если иностранец работает в стране. Вместе с тем, ужесточены преграды для незаконного въезда иммигрантов, а также увеличены возможности для их депортации, если они нарушат законы Испании.
Негативной стороной закона об иммиграции, как указывают проголосовавшие против него партии, является то, что он практически отменяет существующее в данный момент правило, согласно которому иммигрант, проработавший в Испании пять лет, получал право на легализацию своего положения. Такое разрешение будет даваться в индивидуальном порядке.
К тому же, иностранцы должны оплачивать консульский сбор при подаче ходатайства на получение визы независимо от того, получит ли проситель визу или же ему будет в ней отказано. Стоимость виз - от 10 до 30 евро (в зависимости от вида и продолжительности).
По мнению официальных лиц правоцентристского правительства Испании, их страна уже не способна ассимилировать огромный поток иммигрантов, приезжающих сюда из Латинской Америки, Северной и Центральной Африки, а также из стран Восточной Европы. В какой-то степени это правда. Когда иммигрантов было меньше, испанцы гордились своим неприятием расизма. Теперь они не уверены в этом. Однако из 40 миллионов населения Испании 1 миллион - легальные иммигранты, большая часть которых мигрировала сюда из северной Европы (многие из них - пенсионеры, живущие в своих комфортабельных виллах на побережье).
Закон об иностранцах призван регулировать количество иммигрантов, изменить привычку испанцев использовать дешевый труд нелегальных рабочих, а также предусматривает жесткую ответственность за помощь в нелегальном пересечении границы. Кроме того, закон должен заставить нелегальных рабочих, которых по некоторым данным насчитывается около 500 тысяч человек, покинуть Испанию. Для этого необходимо заключить договора со многими странами. Испания уже пересмотрела существующий договор с Марокко, совсем недавно был подписан соответствующий договор с Эквадором, соглашения с Колумбией и Польшей находятся в стадии переговоров. Данные соглашения устанавливают ежегодные квоты на приезжающих из этих стран иммигрантов, а также устанавливают определенный порядок получения вида на жительство. Проблема только в том, что нелегальные иммигранты приезжают в Испанию еще из 50 стран мира.
Правительство Испании заявило, что оно ужесточает миграционный контроль не от имени самой Испании, а от имени Европы. Якобы Испания имеет репутацию места, где иммигранту легче всего получить легальный статус, и затем он волен ехать, куда ему заблагорассудится по территории всей Европы. Некоторые бизнесмены на юге Испании, которые круглый год выращивают овощи для всей северной Европы и широко используют для этого дешевую нелегальную рабочую силу, признаются в том, что помогают работающим у них иммигрантам получить необходимые бумаги. «Мы нуждаемся в рабочих, - говорят они, - а администрация либо игнорирует реальную ситуацию, либо просто является неэффективно функционирующей. Либо и то, и другое».
Иммигранты отреагировали
на закон с опасением и
Многие испанцы считают,
что иммиграция легла тяжелым
бременем на испанскую систему здравоохране
Забавная деталь - как показали исследования социологов, особо недовольны прибытием иммигрантов испанские женщины, у которых есть на то дополнительная причина. Их раздражение вызывает тот факт, что многие испанцы-мужчины, особенно среднего и старшего возраста, повадились в последние годы «менять» своих жен на молоденьких представительниц стран Латинской Америки, Африки и Восточной Европы. Так что выражение «Понаехали тут всякие – у нас мужей отнимают!» всерьез сейчас бытует среди испанских женщин. И здесь уже ни экономисты, ни социологи ничего коренным испанкам возразить не могут.
Для эффективной борьбы с нелегальной миграцией в Испании проводится целый ряд мер в законодательной (принятие новых законов и совершенствование действующих) и в административной (обустройство государственной границы, совершенствование визового режима и др.) областях. Осуществляется комплекс мероприятий, как внутриполитических (ужесточение контроля на границах, ужесточение санкций к работодателям, предоставляющим работу нелегальным мигрантам, проведение «миграционных амнистий»), так и внешнеполитических, включающих развитие сотрудничества между государствами, поиск долгосрочных решений существующих проблем, оказание экономической и технической помощи государствам происхождения нелегальных мигрантов, другие меры. При этом приоритетными становятся программы не только по борьбе с самой нелегальной миграцией, но и по предотвращению причин, ее порождающих, в значительной степени — причин экономического характера. Вместе с тем учитывается, что среди мигрантов, включая нелегальных, значительна доля лиц, вынужденно решившихся на переселение, лиц, не совершавших правонарушений. В отношении таких иностранных граждан, долгое время проживших в Испании, не нарушая законов, сумевших адаптироваться, имеющих законный источник существования, проводятся меры по легализации, т. е. государственные органы принимают юридический документ о так называемой «миграционной амнистии».
Заключение
На протяжении большей части XIX века и начала XX века Испания была конституционной монархией. После отречения короля Альфонса XIII в 1931 году была основана Вторая республика, просуществовавшая до начала Гражданской войны в 1936 году. В годы Второй республики Каталония впервые получила автономный статус, однако воспользоваться им не смогла в связи с началом Гражданской войны. В Стране басков после победы Народного фронта в 1936 году был создан автономный район. С падением республики в 1939 году Страна басков была лишена самоуправления. В 1931 году была принята Конституция Испанской республики, которая провозгласила всеобщее избирательное право для лиц обоего пола (с 23 лет) и демократические свободы.
Франкистский режим утвердился в Испании в результате кровопролитной, разрушительной гражданской войны 1936-1939 годов. О ее трагических последствиях для Испании убедительно говорят такие цифры: около 1 млн. человек погибло в ходе войны; не менее 500 тысяч испанцев были вынуждены покинуть родину, спасаясь от мести победителей. В период военной диктатуры были запрещены независимые политические партии и профсоюзы, и действовала официальная государственная партия «Испанская фаланга», позже переименованная в «Национальное движение». Свободные выборы не проводились, а однопалатный парламент – Кортесы – располагал ограниченными полномочиями.
При Франко были упразднены автономии Каталонии и Басконии, ликвидированы институты регионального и местного самоуправления, запрещены национальные и региональные партии и организации. Административное делопроизводство, судопроизводство, церковная служба, образование, книгоиздательство и т.д. — все должно было отныне вестись только на испанском языке. Франкистский режим смел правовые институты и администрацию, полицию и суд, ликвидировал повсюду, за исключением побережья, заселенного басками, церковь как символ злейших сил, реакции. Франко упразднил автономии Каталонии и Басконии, ликвидировал институты регионального и местного самоуправления, запретил национальные и региональные партии и организации. Административное делопроизводство, судопроизводство, церковная служба, образование, книгоиздательство и т.д. — все должно было отныне вестись только на испанском языке. В годы франкизма, особенно в его первые десятилетия, Каталония, Баскония и Галисия в полной мере испробовали на себе весь набор запретительных и репрессивных мер, направленных против тех элементов местного своеобразия, которые трактовались властями как сепаратизм. Особо безжалостные репрессии обрушились на языки национальных меньшинств, подорванные государственной монополией кастельяно.
Вплоть до 1973 года Франко возглавлял все создаваемые им правительства, причем министры его кабинетов никогда не выступали от своего имени, а только как представители главы государства, определявшего линию их поведения. Даже назначение в 1969 году чрезвычайной сессией кортесов Хуана Карлоса, внука свергнутого революцией 1931 года короля Альфонса XIII, преемником главы государства, а в 1973 году - адмирала Карреро Бланко премьер-министром не поколебали абсолютной власти Франко.
После 1975 года Испания находилась в состоянии перехода от авторитаризма к современной парламентской монархии европейского типа. Одна составляющая этой политической системы – чиновничий аппарат, суды, вооруженные силы, гражданская гвардия и сельская полиция – унаследованы от диктаторского режима. Другая составляющая включает организационные и идеологические пережитки недолговечной Второй республики и отражает демографические изменения, экономическую модернизацию, демократические политические модели Европы. Она представлена парламентской и избирательной системами, политическими партиями, профсоюзами и другими общественными организациями и группами.
Согласно конституции,
разработанной представителями
основных политических партий и одобренной
на референдуме 1978 года, Испания является
монархией с парламентской
В Испании было принято
оригинальное решение государственного
устройства. Именно на Испанию, ее опыт,
чаще всего ссылаются сторонники
ассиметричной федерации. Она заключается
в том, что статус автономии получают не отдельные части территории, а процесс
автоматизации охватывает всю страну.
Здесь имеется сочетание как национально-территориальной,
так и административно-
Институциональными актами автономных образований в Испании стали статуты, регулирующие вопросы их внутренней организации. В Испании статуты региональных объединений подлежат одобрению Генеральными Кортесами (Парламентом). Пересмотр статутов может осуществляться не ранее чем через пять лет.
Начавшийся в 1970-е годы легальный иммиграционный поток в Испанию превратил ее из страны рабочих-эмигрантов в страну, активно принимающую иностранных рабочих. А в более широком смысле – в «иммиграционные ворота ЕС», через которые ежегодно проходит свыше 1 миллиона иммигрантов.
Испанский иммиграционный бум - неотъемлемая часть процессов глобализации. Международная иммиграция, как одно из важнейших направлений глобализации, приносит значительные выгоды всем трем участникам этого процесса: странам – реципиентам иностранной рабочей силы, странам-экспортерам и, конечно, самим иммигрантам. Сегодня в Испании ни у кого не вызывает сомнения все возрастающее воздействие притока иностранной – как легальной, так и нелегальной рабочей силы на экономическое развитие страны.
Иммиграционная политика вошла в повестку дня в Испании только с середины 80-х годов, когда пришло осознание масштабности начавшегося процесса. Именно в этот период принимаются первые законодательные акты об иммиграционном регулировании и создании механизма контроля над нелегальной иммиграцией.
В начале XXI века был принят «План Греко» — масштабная четырехлетняя программа иммиграционного регулирования. В ходе ее реализации в Испании была создана Межминистерская комиссия регулирования проживания иностранцев и Высший совет по иммиграционным вопросам, работающие в тесной координации с региональными и муниципальными властями, в ведении которых находятся несколько десятков миграционных исследовательских центров, агентств и форумов. Решительной модификации и упорядочению подверглась и существовавшая система квотирования. Отныне рабочие места выделяются преимущественно уже находившимся в стране нелегальным иммигрантам, основываясь на публикациях Национального института занятости о состоянии рынка труда, отраслевой и профессиональной безработице. Разрешения на работу выдаются только в том случае, если на то или иное вакантное место нет спроса со стороны коренного населения.
Информация о работе Национальный вопрос в Испании в Новейшее время