Основные черты конституционного строя Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Итальянская Конституция – это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ.
В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать, в итальянской конституционной доктрине повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….
2. Конституционное - развитие…………………………………………
3. Общая характеристика действующей итальянской Конституции...
4. О конституционной реформе……………………………………….
5. Личные права, свободы и обязанности. Конституционный принцип равенства и свободы ………………….……………………...
6. Политические права, свободы и обязанности …....………………..
7. Экономические, этико-социальные и культурные права…………..
8. Конституционные основы общественного строя и политической системы…………………………………………………………………..
9. Выборы и референдум…………………………………………………
9.1. Избирательное право………………………………………………
9.2. Парламентские выборы……………………………………………
9.3. Выборы органов регионального и местного самоуправления
9.4. Система выборов в Европейский парламент……………………….
9.5. Референдум…………………………………………………………
10. Государственные органы…………………………………………….
10.1. Парламент…………………………………………………………
10.2. Порядок работы Парламента………………………………………
10.3. Президент Республики……………………………………………..
10.4. Правительство (Совет министров)………………………………
10.5. Конституционный суд……………………………………………
10.6. Национальный совет экономики и труда………………………….
10.7. Государственный совет…………………………………………….
10.8. Счетная палата……………………………………………………
10.9. Высший совет магистратуры………………………………………
10.10. Судебная система…………………………………………….........
11. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление………………………………………………
11.1. Политико-территориальная организация государства…………
11.2. Областные органы власти………………………………………….
11.3. Органы местного самоуправления………………………………
12. Заключение……………………………………………………………
13. Литература……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право зарубежных стран Монахов-2.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)



 

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве  Москвы

(НОУ ВПО МосАП)

Ярославский филиал

 

 

 

 

Направление: «Юриспруденция»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН»

 

тема «Основные черты конституционного строя Италии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Заочная форма  обучения

Курс 2

Любимова  Л.А.

(подпись)

Преподаватель:

К.п.н., доцент, Монахов О.Н.

                                                                                                       (ученая степень, звание, фамилия, инициалы)

(подпись)

 

 

 

 

г.Ярославль

2013

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………….

3

2. Конституционное - развитие…………………………………………

5

3. Общая характеристика действующей итальянской Конституции...

7

4. О конституционной реформе……………………………………….

9

5. Личные права, свободы и обязанности. Конституционный  принцип равенства и свободы ………………….……………………...

 

12

6. Политические права, свободы и обязанности …....………………..

14

7. Экономические, этико-социальные и культурные права…………..

15

8. Конституционные основы общественного строя и политической системы…………………………………………………………………..

 

16

9. Выборы и референдум…………………………………………………

18

9.1. Избирательное право………………………………………………

18

9.2. Парламентские выборы……………………………………………

19

9.3. Выборы органов регионального и местного самоуправления

20

9.4. Система выборов в Европейский парламент……………………….

21

9.5. Референдум…………………………………………………………

22

10. Государственные органы…………………………………………….

23

10.1. Парламент………………………………………………………

23

10.2. Порядок работы Парламента………………………………………

24

10.3. Президент Республики……………………………………………..

26

10.4. Правительство (Совет министров)………………………………

28

10.5. Конституционный суд……………………………………………

30

10.6. Национальный совет экономики и труда………………………….

31

10.7. Государственный совет…………………………………………….

32

10.8. Счетная палата……………………………………………………

33

10.9. Высший совет магистратуры………………………………………

34

10.10. Судебная система…………………………………………….........

35

11. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление………………………………………………

 

37

11.1. Политико-территориальная организация государства…………

37

11.2. Областные органы власти………………………………………….

39

11.3. Органы местного самоуправления………………………………

40

12. Заключение……………………………………………………………

41

13. Литература……………………………………………………………

42


 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Итальянская Конституция  – это многоплановый, тщательно  и детально проработанный политико-юридический  документ.

В ней нет отдельной  преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические  принципы отражены непосредственно  в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать, в  итальянской конституционной доктрине повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.

Конституция состоит  из вводного раздела «Основные принципы», двух главных частей «Права и обязанности  граждан» и «Устройство Республики»  и переходных и заключительных постановлений1.

Всего в Конституции 139 статей. Переходные и заключительные постановления имеют свою особую, римскую нумерацию (всего XVIII статей).

Итальянская Конституция  имеет жесткий характер. Ее пересмотр  возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии в обеих палатах Парламента расширенного, так называемого конституционного, большинства.

В итальянском конституционном  праве Основной закон страны принято  относить к категории «широких конституций», в которые наряду с нормами, определяющими  устройство государства и гарантирующими права и свободы граждан, включены также политико-социальные принципы (равные социально-экономические возможности для развития граждан, упрочение социальной солидарности в рамках единого государственного сообщества).

Своеобразно решается в  итальянской Конституции вопрос о соотношении международного права и внутреннего закона.

Статья 10 Конституции  определяет, что правопорядок Италии согласуется с общепризнанными  нормами международного права.

В итальянской Конституции  проводится четкое различие трех основных государственных функций: законодательная функция принадлежит Парламенту и областным советам в пределах их компетенции; исполнительная власть является прерогативой Президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд.

Особое место в итальянской  Конституции занимают взаимоотношения  между государством и католической церковью.

Еще в 1929 г. между итальянским  государством и Ватиканом были заключены  особые Латеранские соглашения (Договор и Конкордат), которые гарантировали частичный суверенитет и международную правосубъектность Ватикана и регламентировали отношения с католической церковью как традиционной религией Италии. Конституция, подтверждая, что отношения между итальянским государством, Ватиканом (точнее, Святым Престолом) и католической церковью регулируются ранее подписанными Латеранскими соглашениями, тем самым придает конституционный характер нормам, содержащимся в этих соглашениях.

В своей контрольной  работе я использовала учебные пособия А.А. Мишина «Конституционное право зарубежных стран», Б.А. Страшун «Конституционное право зарубежных стран»;  Васильевой Т. А. Административное право Италии; Попова Н. Ю. Судебная система Италии, Данная литература помогла более подробно и актуально раскрыть основные черты конституционного строя Италии, которая продолжает сохранять светский характер, следует принципам отделения церкви от государства и равенства вероисповеданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конституционное - развитие

 

История конституционных  институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.

В марте 1848г. в Королевстве Сардиния впервые был принят конституционный закон, так называемый "Альбертинский статут", названный так по имени короля Карла Альберта. После полного объединения Италии в 1870 году, Альбертинский статут стал Конституцией всей страны.

По своему характеру  Альбертинский статут — типичная дарованная "сверху" конституция. Во всех ее 84 статьях (оригинал был составлен на французском языке) тщательно избегалось любое упоминание о таких категориях, как "народное одобрение", "суверенитет народа" и т. д. Италия объявлялась наследственной монархией с салическим порядком престолонаследия: трон наследует старший потомок мужского рода. Католическая религия провозглашалась единственной религией государства. Король получал самые широкие полномочия: он в качестве высшей инстанции одобрял законы, назначал весь состав высшей палаты — Сената, в любой момент мог распустить Палату депутатов и назначить новые выборы. В его же исключительную компетенцию входили назначение всех высших должностных лиц Королевства, объявление войны, ратификация международных договоров, проведение амнистии2.

Вместе с тем Альбертинский статут вводил отдельные элементы народного представительства. Законодательные функции, в частности, осуществлялись, наряду с королем, избираемой Палатой депутатов и назначаемым королем Сенатом. В статут была включена отдельная глава, посвященная правам и обязанностям гражданина. В ней, в частности, декларировались (без каких-либо конституционных гарантий) равенство перед законом, некоторые личные свободы, право на собственность, свобода печати и слова, хотя в сильно урезанном виде. Избирательные права были серьезно ограничены системой цензов.

Тем не менее, при всех своих правовых и сословных ограничениях, Альбертинский статут знаменовал собой начало демократической эволюции Италии, хотя и в рамках конституционной монархии. Элементы либерализма и демократии получили в итальянской конституционной практике дальнейшее развитие после введения в 1912 году всеобщего избирательного права.

Демократическое конституционное  развитие Италии было прервано в 1922 году после установления в стране тоталитарного фашистского режима во главе с Бенито Муссолини.

В конституционном плане новый режим оформился с принятием 24 декабря 1925 г. так называемого "Закона № 2263". Согласно этому закону значительно возрастала роль главы правительства, который получал свой мандат непосредственно от короля, назначал и смещал членов правительства без каких-либо консультаций с избранными органами. В стране был установлен однопартийный режим, а глава партии — вождь (дуче) — одновременно являлся главой всей исполнительной власти в стране. Палата депутатов первоначально потеряла значительную часть своих полномочий, а в 1939 году была заменена на Палату фаший и корпораций, члены которой не избирались, а назначались правительством из состава органов фашистской партии и корпоративных учреждений (Большой Фашистский Совет, Национальный Совет Фашистской партии, Национальный Совет корпораций).

Институт монархии при  фашизме сохранился. Формально король оставался главой государства и верховным главнокомандующим и в этом смысле председатель Совета Министров был ему подотчетен. Такое положение короны облегчило ликвидацию фашистского режима в 1943 году после поражения Италии во второй мировой войне, в которой она участвовала на стороне Германии и Японии. Большой Фашистский Совет на чрезвычайном заседании 25 июля 1943 г. отозвал свое доверие главе итальянского фашизма Б. Муссолини и рекомендовал королю Виктору-Эммануилу III назначить на пост главы правительства маршала П. Бадольо. На волне антифашистского сопротивления были созданы новые органы власти, первоначально местные комитеты национального освобождения, а 5 апреля 1945 г. — общегосударственная Национальная ассамблея. Основные политические партии, представленные в Национальной ассамблее, — христианские демократы, либералы, а также коммунисты и социалисты выступили за коренное изменение конституционного строя и политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. большинством в 54,3% голосов была отвергнута монархическая форма правления и одновременно было избрано Учредительное собрание. 18 июня 1946 г. Италия была официально провозглашена Республикой.

Новая Конституция Италии была принята на торжественном заседании Учредительного собрания 22 декабря 1947 г. 453 голосами, против было подано 83 голоса. 27 декабря 1947 г. Конституция была промульгирована Временным главой государства И. Бономи, а с 1 января 1948 г. она вступила в силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Общая характеристика действующей

итальянской Конституции

 

Итальянская Конституция  — это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ. В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать в итальянской конституционной доктрине, повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.

Конституция состоит из вводного раздела "Основные принципы", двух главных частей "Права и обязанности граждан" и "Устройство Республики" и переходных и заключительных постановлений. Всего в Конституции 139 статей. Переходные и заключительные постановления имеют свою особую, римскую нумерацию (всего XVIII статей).

Итальянская Конституция имеет жесткий характер. Ее пересмотр возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии в обеих палатах Парламента расширенного, так называемого "конституционного большинства". Жесткость Конституции дополнительно усиливают и особые полномочия Конституционного суда, который вправе по упрощенной процедуре контролировать конституционность практически всех принимаемых Парламентом законов или других, обладающих силой закона актов.

В итальянском конституционном праве основной закон страны принято относить к категории "широких конституций", в которые, наряду с нормами, определяющими устройство государства и гарантирующими права и свободы граждан, включены также политико-социальные принципы (равные социально-экономические возможности для развития граждан, упрочение социальной солидарности в рамках единого государственного сообщества).

Своеобразно решается в  итальянской Конституции вопрос о соотношении международного права и внутреннего закона. Ст. 10 Конституции определяет, что правопорядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права.

В итальянской Конституции, хотя она и не содержит отдельного упоминания о принципе разделения властей, проводится четкое различие трех основных государственных функций: законодательная функция принадлежит Парламенту и областным советам в пределах их компетенции; исполнительная власть является прерогативой президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд.

Информация о работе Основные черты конституционного строя Италии