Основные черты конституционного строя Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Итальянская Конституция – это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ.
В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать, в итальянской конституционной доктрине повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….
2. Конституционное - развитие…………………………………………
3. Общая характеристика действующей итальянской Конституции...
4. О конституционной реформе……………………………………….
5. Личные права, свободы и обязанности. Конституционный принцип равенства и свободы ………………….……………………...
6. Политические права, свободы и обязанности …....………………..
7. Экономические, этико-социальные и культурные права…………..
8. Конституционные основы общественного строя и политической системы…………………………………………………………………..
9. Выборы и референдум…………………………………………………
9.1. Избирательное право………………………………………………
9.2. Парламентские выборы……………………………………………
9.3. Выборы органов регионального и местного самоуправления
9.4. Система выборов в Европейский парламент……………………….
9.5. Референдум…………………………………………………………
10. Государственные органы…………………………………………….
10.1. Парламент…………………………………………………………
10.2. Порядок работы Парламента………………………………………
10.3. Президент Республики……………………………………………..
10.4. Правительство (Совет министров)………………………………
10.5. Конституционный суд……………………………………………
10.6. Национальный совет экономики и труда………………………….
10.7. Государственный совет…………………………………………….
10.8. Счетная палата……………………………………………………
10.9. Высший совет магистратуры………………………………………
10.10. Судебная система…………………………………………….........
11. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление………………………………………………
11.1. Политико-территориальная организация государства…………
11.2. Областные органы власти………………………………………….
11.3. Органы местного самоуправления………………………………
12. Заключение……………………………………………………………
13. Литература……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право зарубежных стран Монахов-2.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

• Свободу получения судебной защиты. Все граждане, а также иностранцы могут действовать в судебном порядке для защиты своих прав и законных интересов. Защита является неотъемлемым правом на любой стадии и в любой момент процесса.

• Свободу хозяйственной инициативы. Частная хозяйственная инициатива свободна. Однако она не может развиваться в противоречии с общественной пользой или с ущербом для безопасности, свободы, человеческого достоинства личности. Закон признает и гарантирует частную собственность.

 

 

6. Политические права, свободы и обязанности

 

В итальянском конституционном праве к собственно политическим правам, свободам и обязанностям относят права и свободы, дающие гражданину возможность полноправно участвовать в общественной деятельности и занимать выборные должности.

В перечне политических прав первое место занимает избирательное право, им обладают все граждане независимо от пола. Голосование — личное, равное, свободное и тайное.

Право на политические объединения рассматривается, наряду с избирательным правом, как один из основных устоев демократической системы. В итальянской Конституции оно зафиксировано дважды: в основных принципах (ст. 2) и в главе IV "Политические отношения" части I (ст. 51).

Конституция устанавливает, что все граждане имеют право объединяться в партии. Конституция не предусматривает каких-либо условий в том, что касается образования политических партий, хотя и фиксирует конституционную цель партийной деятельности: демократическим путем участвовать в определении национальной политики.

К политическим правам Конституция относит право на петиции, согласно которому все граждане могут направлять в палаты Парламента петиции с требованием законодательных мероприятий или с изложением общественных нужд. Конституция, однако, не предусматривает обязательства со стороны самого Парламента принимать к рассмотрению такого рода петиции и выносить по ним позитивные или негативные суждения.

В ряду других политических прав стоят такие права, как возможность для всех граждан независимо от пола поступать на одинаковых условиях на государственную службу и занимать выборные должности. Конституцией в разделе политических отношений также предусмотрены гражданский долг защиты Отечества и обязанность участвовать в государственных расходах, то есть платить налоги.

Все граждане обязаны верностью Республике, должны соблюдать Конституцию, дисциплинированно и достойно выполнять государственные функции в случае, если они им доверены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Экономические, этико-социальные

и культурные права

 

Проблематика  социальных и экономических прав, свобод и обязанностей широко и многообразно представлена в итальянской Конституции. Ей полностью посвящены глава II "Этико-социальные отношения" и глава III "Экономические отношения".

По своей  правовой конструкции большинство статей, определяющих социально-экономические права, свободы и обязанности, двойственны. С одной стороны, они носят "негативный" характер в том смысле, что государственная власть берет на себя обязательство воздерживаться от вмешательства в сферу деятельности отдельных граждан. С другой — четко прослеживается современная конституционная тенденция, когда государство возлагает на себя ответственность за социальное и экономическое положение граждан. В итальянской правовой литературе даже укоренилась соответствующая терминология: наряду с конституционными правами и свободами фигурируют "свобода от нужды", "свобода от страха", "свобода от нищеты и болезней" и т. д.

В сфере этико-социальных прав государство выступает по преимуществу как гарант реализации прав гражданина в области семейных отношений, в вопросах здравоохранения и образования, а также в том, что касается содействия развитию культуры и научным и техническим исследованиям.

Категория экономических прав в итальянской конституционной практике рассматривается в связи с профсоюзными правами. Эта группа прав в первую очередь регулирует права и законные интересы граждан, связанные с их трудовой деятельностью. Государство, в соответствии со ст. 35, берет на себя обязательство охранять труд во всех его формах и применениях, заботиться о повышении профессиональной квалификации трудящихся, закрепляет и упорядочивает трудовые права в международном плане, признает свободу эмиграции и охраняет труд итальянцев за границей.

В конкретном плане в сфере экономических  прав государство по Конституции признает за каждым трудящимся право на труд, право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству труда, право на разумную продолжительность рабочего дня, а также права на безусловный еженедельный отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска; на поддержку и социальное обеспечение в случае несчастья, болезни, инвалидности, старости и безработицы; право на участие в профсоюзной деятельности и право на забастовку.

Конституция наряду с этим предусматривает целый  ряд норм по социальной защите трудящихся женщин, подростков и несовершеннолетних. В частности, трудящейся женщине (ст. 37) гарантируются те же права, что и трудящемуся мужчине и равное с мужчиной вознаграждение при одинаковой работе.

Профсоюзная организация объявляется свободной, она лишь должна зарегистрироваться в местных или центральных органах, что дает организации право юридического лица. Условием регистрации профсоюзов является обязательное закрепление в их уставах демократических начал внутренней организации.

8. Конституционные основы общественного строя

и политической системы

 

Принятая в 1947 году новая Конституция с ее ярко выраженным демократическим и социальным характером знаменовала решительный разрыв Италии с тоталитарным прошлым. Уже в ст. 1 Конституции содержалось важное новшество — Италия объявлялась демократической республикой, основывающейся на труде. Принципиальное значение имели положения ст. 3 Конституции, требующие "устранить препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию личности и реальному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны".

Эти конституционные  положения при всей их декларативности послужили серьезной основой для дальнейшей конституционной работы по законодательному оформлению социально-экономических прав граждан. "Социальные" статьи итальянской Конституции, во многом потеряв к настоящему времени их первоначальную идеологическую окраску, воспринимаются в качестве ориентиров на пути строительства социального государства, и в этом смысле они все более перекликаются с постулатами современной социальной доктрины христианства.

В Конституции по-новому и со значительным опережением своего времени решается вопрос о социальной роли в современном обществе частной собственности, частной хозяйственной инициативы, а также, собственно, государства. В Конституции содержится ряд принципов и правовых норм, создающих в совокупности конституционную основу для вмешательства государства в вопросы производства и распределения благ, а также в организацию национальной экономики.

Италия, хоть и остается по своим культурным традициям, истории, мировоззренческим стереотипам христианской страной, с конституционной точки зрения является светским государством. В отношении традиционной для Италии католической религии была найдена весьма удачная конституционная формула, согласно которой "государство и католическая церковь в своих сферах независимы и суверенны".

Конституция устанавливает  в Италии парламентскую форму правления. Исполнительная власть несет ответственность за свои действия и проводимый политический курс прежде всего перед Парламентом, без доверия со стороны которого правительство уходит в отставку.

Итальянская Конституция закрепила разрыв с монархо-фашистским прошлым и в вопросах регионального устройства и местного самоуправления. Италия, особенно в период фашизма, была унитарным государством. Современная Италия децентрализована и разделена на области, провинции и коммуны, которые обладают самоуправлением. Пять исторических областей — Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто Адидже, Фриули-Венеция Джулия и Балле д'Аоста — пользуются статусом расширенной автономии.

Важным элементом политической системы, а также с точки зрения определения места и роли Италии во взаимоотношениях с другими государствами в рамках политических и оборонных союзов, являются положения ст. 11 Конституции: "Италия отвергает войну как посягательство на свободу других народов и как способ разрешения международных споров; она соглашается на условиях взаимности с другими государствами на ограничения суверенитета, необходимые для порядка, обеспечивающего народам мир и справедливость; она содействует международным организациям, стремящимся к этой цели, и благоприятствует им".

Положения ст. 10 Конституции о том, что правопорядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права, равно как и ст. 11, создают правовую основу для активного участия Италии в европейской интеграции, включая создание Европейского Союза в соответствии с Маастрихтским договором 1992 года.

На протяжении полувекового периода, прошедшего с момента вступления в силу нынешней Конституции, итальянское Государство в целом развивалось по демократическому пути. Это, в частности, нашло свое подтверждение и в эволюции лево- и праворадикальных партий — коммунистов и неофашистов, в их нынешнем возвращении в конституционные рамки.

Вместе с тем кризис государственно-монополистической модели развития общества сопровождался распадом партийно-политических структур, во всяком случае в том виде, в котором они сложились в первые послевоенные годы. "Несовершенная двухпартийность" — преобладание двух партий — христианских демократов и коммунистов (вместе они пользовались поддержкой в среднем двух третей избирателей) к середине 90-х годов трансформировалась в новую либеральную и социал-демократическую двухполюсную систему.

Либеральные и консервативные политические силы вошли в правоцентристский блок "Полюс свободы" (в него входят движение С. Берлускони "Вперед, Италия", Национальный альянс во главе с Дж. Фини и Христианско-демократический центр П. Ф. Казини). Партии левоцентристской ориентации объединились в блок "Оливковое дерево" (возглавляет Р. Проди), состоящий из Итальянской народной партии (левое крыло Христианско-демократической партии), "Левых демократов" (бывшие коммунисты) во главе с М. Д'Алема, партии Итальянское обновление (новое политическое образование центристского толка), а также движения "зеленых". Вне блоков остается сепаратистская Северная Лига, возглавляемая У. Босси.

В соответствии с законом государство участвует в финансировании политических партий через их партийные группы в Палате депутатов и в Сенате.

 

 

9. Выборы и референдум

9.1. Избирательное право

 

Согласно Конституции  активным избирательным правом обладают все граждане Италии независимо от пола, достигшие совершеннолетия. В соответствии с Законом от 8 марта 1975 г. возраст совершеннолетия — 18 лет. Для того, чтобы участвовать в выборах в Сенат, необходимо достичь 25 лет. Голосование всеобщее и прямое, без каких-либо цензов, как при выборах в Сенат, так и в Палату депутатов. Право голоса может быть ограничено только на основании закона в случаях недееспособности и лишения избирательных прав в судебном порядке, а также после вынесения окончательного уголовного приговора.

Голосование осуществляется лично без передачи права голоса другому лицу. Закон запрещает голосовать заочно, равно как и не предусмотрена возможность голосования по доверенности или по почте. Итальянские граждане, проживающие за границей, могут голосовать в тех коммунах, где они проживали ранее.

Голосование является равным в том  смысле, что каждый избиратель обладает только одним голосом. При осуществлении избирательного права каждому гражданину должны быть гарантированы свобода и тайна голосования.

Участие в голосовании рассматривается  как гражданский долг, своего рода общественная обязанность гражданина, имеющая своей целью правильное функционирование демократического государства.

Депутатом может быть избран избиратель, достигший на день выборов 25 лет. Для избрания в Сенат необходимо быть не моложе 40 лет.

Согласно ст. 65 Конституции нельзя одновременно состоять членом Палаты депутатов и Сената. Законом устанавливаются случаи неизбираемости, а также несовместимости с обладанием мандата члена Парламента. К категории таких лиц относятся, в частности, члены Конституционного суда, Национального совета труда и обороны, члены областных советов, префекты, вице-префекты, представители правительства в областях, полицейские чины, дипломаты, консулы, а также высшие офицеры вооруженных сил и магистраты. Все эти лица в случае своего намерения претендовать на избрание в Парламент должны отказаться от соответствующей должности за 180 дней до окончания легислатуры Парламента или в течение семи дней после издания декрета о роспуске Парламента.

 

 

 

 

 

 

 

9.2. Парламентские выборы

 

В настоящее время система выборов обеих палат Парламента регулируется Законами № 276 и 277 от 4 августа 1993 г., а также принятым 1 декабря 1993 г. Законом о новом порядке проведения избирательных кампаний. Эти законы корректируют прежнюю пропорциональную избирательную систему и вводят принципы одномандатности и мажоритарности. Новая избирательная система была уже дважды опробирована на всеобщих парламентских выборах в марте 1994 г., и на досрочных выборах в апреле 1996 г.

Информация о работе Основные черты конституционного строя Италии