Особенности международной торговли машинами и оборудованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы производства и торговли машинами и оборудованием.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:

• дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм

• рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием

• выявить место России на мировом рынке машин и оборудования

• проанализировать динамику внешней торговли машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Основные формы международной торговлей машинами и оборудованием………………………………………………………………6

1.1 Ведущие мировые производители машин и оборудования ………....…6

1.2 Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств …….9

2. Анализ состояния российской торговли машинами и оборудованием и её позиция в мировой торговле………………………………………………15

2.1 Позиция России на мировом рынке машин и оборудования………….15

2.2 Проблемы торговли машинами и оборудованием……………………..36

3. Пути решения проблем российской торговли машинами и оборудованием ………………………………………………………………..41

Заключение ……………………………………………………………………46

Список используемых источников…………………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая 2011КМТ.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

     В региональном разрезе крупнейшим экспортером  машин и оборудования являются промышленно  развитые страны Европы (41,2% мирового экспорта в 2008 г. против 38,8% в 2000 г.); за ними следуют развивающиеся и новые индустриальные страны Восточной Азии (23,0% в 2008 г. против 13,3% в 2000 г.) и Северная Америка (соответственно 12,3% против 20,0%)3.

     Заметной  тенденцией текущего десятилетия стало  существенное сокращение удельного  веса стран Северной Америки в мировом экспорте товаров рассматриваемой группы (почти на 8 процентных пунктов) при соответствующем росте доли восточноазиатских стран (почти на 10 процентных пунктов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1.Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств (млн. долл.)

  2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Мир в целом 2 619 434 3 896 373 4 463 301 5 017 364 5 452 561
Промышленно развитые страны АТР  338 262 393 819 424 484 466 111 513 298
Япония 329 661 381 290 411 968 451 952 497 573
Промышленно развитые страны Европы 1 016 066 1613 744 1826 845 2073 667 2248 158
Франция 132 952 180 727 197 600 214 875 227 846
Германия 272 345 490 994 550 862 629 551 677 257
Страны  Юго-Восточной Европы 2 784 6 737 13 085 18 318 23766
Страны  СНГ 10 603 18 721 22 416 26 186 36 063
Россия 6 422 6 843 11 364 13 254 15772
Промышленно развитые Сев. мерики 523 665 552 096 617 698 664 508 670 759
США 412 200 433 666 494 453 536 840 556 906
Сев. Африка 1 754 3 944 4 690 5 446 8 384
Страны  Африки южнее Сахары 5 328 12 564 14 360 16 565 19 771
ЮАР 4 570 9 574 11 293 13 412 16 229
Лат. Америка 121 942 155 163 182 287 192 936 210 917
Бразилия 15 416 30 560 33 405 36 286 41 823
Вост. Азия 347 603 773 182 936 826 1 105 441 1 252 632
КНР 82 600 352 234 456 343 577 751 677 802
Южн. Азия 4 113 12 470 15 641 19 160 22 396
Юго-Вост. Азия 225 570 308 117 351 013 360 176 371 998
Зап. Азия 21 582 45 550 53 676 65 618 74 144
Австралия и Океания 159 267 276 199 242

 

     Россия  занимает незначительное место в  мировой торговле машинотехнической продукцией. Так, в 2004 - 2008 гг. удельный вес РФ в мировом экспорте продукции общего и электротехнического машиностроения не превышал 0,3%. Доля товаров машинотехнической группы в мировом экспорте, имевшая в прошлом десятилетии повышательную тенденцию (с 38,8% в 1995 г. до 40,0% в 2000 г.), с начала 2000-х годов в условиях опережающего роста цен на товары топливно-сырьевой группы начала сокращаться - до 39,7% в 2003 г., 37,9% в 2005 г., 35,5% в 2007 г. и 34,6% в 2008 г.

     Наиболее динамичными сегментами мирового рынка машин и оборудования в последние годы были изделия с высокой добавленной стоимостью, в том числе высокотехнологичные: электронные и электротехнические товары, оборудование для возобновляемой энергетики и информационно-телекоммуникационные технологии. Их среднегодовой темп прироста в последние 10 лет достигал 12%.

     Для продукции автомобильной промышленности среднегодовой прирост в 2000 - 2008 гг. составлял 10%. Динамика мирового рынка  машин и оборудования в среднесрочной перспективе будет определяться последствиями глубокой рецессии в экономике большинства промышленно развитых государств, сокращением инвестиций в основной капитал и сохраняющейся потребностью в снижении удельной энергоемкости ВВП. Это обусловит ограниченное расширение спроса на машины и оборудование на мировом рынке, особенно на традиционные их виды. Среднегодовые темпы прироста мирового экспорта машинотехнических товаров в период до 2012 г., согласно большинству зарубежных оценок, будут находиться в пределах 4 - 6%. Одним из важнейших индикаторов положения на мировом рынке машин и оборудования является производство автомобилей.

     Крупнейшим  автомобильным рынком планеты стала  КНР, доля которой в мировых продажах в 2010 г. составит около 24%, или вдвое  больше, чем в 2007 г. Вместе с тем удельный вес Европы в тот же период сократился с 32 до 25%, а Северной Америки - с 27 до 21%. И эта тенденция, по мнению экспертов, будет только усиливаться.

     При этом в Европе продажи в 2010 г., сократились  на 7 - 8%. В 2009 году там было продано менее 13 млн. машин, тогда как в период между 2000 и 2007 гг. этот показатель колебался в пределах 15 - 15,5 млн. шт.

     В принципе, согласно "PwC", с 2012 г. производство автомобилей в развивающихся странах станет выше, чем в западных в основном за счет Азии, и в первую очередь КНР. В период между 2009 г. и 2016 г. азиатский континент обеспечит свыше половины совокупного автомобильного прироста производства, в том числе КНР - 28%.

     По  существующим прогнозам, в 2016 г. производство автомобилей в этой стране может составить около 21 млн. шт. (превысив нынешний уровень вдвое), в то время как в Индии - порядка 5,9 млн. (при более чем двойном приросте), а в Таиланде - 2,7 млн. шт.4.

     Все это, согласно заявлению одного из представителей "PwC", неизжбежно должно сопровождаться усилением межфирменной конкуренции, в результате которой удельный вес десятки ведущих китайских и иностранных групп в производстве автомобильной промышленности КНР снизится с 77% в 2009 г. до 71% в 2015 г., тем более учитывая стремление к присутствию в автомобильном секторе этой страны все новых зарубежных продуцентов.

     Одной из наиболее актуальных проблем в  Китае стало и повышение степени  насыщения автомобилями самого китайского рынка. Это неудивительно, если иметь  в виду, что в настоящее время там на 1 тыс. жителей приходится 30 машин против 600 в Европе5.

     Несмотря  на последствия мирового финансового  кризиса, зарубежные эксперты выделяют целый ряд видов машин и  оборудования, продажи которых на мировом рынке будут расти  достаточно высокими темпами. Так, согласно прогнозу исследовательской компании “The Freedonia Group”, в период до 2013 г. мировой спрос на подшипники будет развиваться со среднегодовым темпом 6,4%, на жидкостные насосы - на 4,4%, газовые турбины - 4,9% (в КНР - более чем на 8%), на строительное оборудование - на 5,3%, на фильтры - на 5,1%, на горнодобывающее оборудование - на 4,9% (с 45,4 млрд. долл. в 2008 г. до 58,0 млрд.)6.

     Для рынка осветительного оборудования будет характерен среднегодовой  прирост в размере 7,4% - с 28 млрд. долл. в 2007 г. до 40,1 млрд. в 2012 г.; наиболее быстро будут расти продажи в странах БРИК; их доля в совокупном приросте спроса за период 2008 - 2012 гг. достигнет 40%. К концу рассматриваемого периода КНР превзойдет США по продажам осветительного оборудования и станет его крупнейшим рынком в мире7.

     Мировые продажи сельскохозяйственных машин  будут расширяться в среднем  на 3,8% ежегодно, в основном благодаря  растущей механизации сельскохозяйственного  производства в крупных развивающихся  странах, в первую очередь КНР и Индии.

     Глобальный  спрос на дизельные двигатели  в период до 2012 гг. будет расширяться  в среднем на 3,5% ежегодно - со 129 млрд. долл. в 2007 г. до 153 млрд. в 2012 г.

     Спрос на бытовую технику будет расти  в среднем на 3,1% ежегодно; наиболее быстрыми темпами будет расширяться рынок Индии, характеризующийся низкой степенью насыщения и постепенным ростом уровня жизни населения8. 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  состояния российской торговли машинами и  оборудованием и  её позиция в мировой  торговле
    1. Позиция России на мировом рынке машин и оборудования

     На  сегодня Россия является одним из ведущих мировых экспортеров  топлива, черных и цветных металлов, ряда сырьевых товаров. Особенно велика ее доля в мировом экспорте природного газа, алюминия, никеля, меди, цинка. Но при этом удельный вес машин и оборудования в российском экспорте, в среднем составляет 5% (для сравнения: доля машинотехнической продукции в экспорте Японии в середине 90-х годов составляла 96%, Швейцарии - 93%, Тайваня - 93%, Южной Кореи - 92%). И, к сожалению, это свидетельствует не столько емкости внутреннего рынка, способного поглощать подавляющую часть отечественной машинотехнической продукции, сколько слабой ее конкурентоспособности на мировом рынке (исключение - производство вооружения и некоторых других высокотехнологических производств). Неудивительно, что в структуре российского импорта, напротив, преобладает продукция машиностроения (в основном легковые автомобили, бытовая техника, различные виды машин и оборудование для хозяйственных отраслей9.

     Объемы  экспорта машин и оборудования несомненно связаны с производством этой группы товаров в стране. Россия утратила статус одного из самых крупных  в мире производителей машинно-технических  изделий, которым она обладала в  составе СССР. В СССР на Россию приходилось не менее 60% продукции этой отрасли. При этом львиная доля машиностроительной продукции в СССР была связана с гонкой вооружений, 80% активной военной промышленности СССР находилось в России. По оценке американских исследователей, в разгар гонки вооружений на военную технику приходилось 50% промышленной продукции России. В 20 областях России оборонные предприятия давали 60% продукции народного хозяйства, а в двух – до 80%. Вследствие перепроизводства военной техники в СССР выпуск машиностроительной продукции начал сокращаться после 1975г. К 1990г. выпуск снизился примерно на 1/5 по сравнению с 1975 г. Это было связано не только с сокращением государственного заказа на отечественную технику, особенно военную, но и с низкой конкурентоспособностью изделий гражданского назначения.

     К началу XXI века конкурентоспособность России в области машин и оборудования, пользующейся наибольшим спросом на мировом рынке, снизилась. Уменьшение доли машин и оборудования в российском экспорте было связано также с увеличением доли энергоносителей в значительной мере благодаря повышению цен на нефть10.

     В период 2000-2004 гг. российский экспорт  машинно-технических изделий гражданского и военного назначения, согласно данным Центра внешнеэкономических исследований, стабильно увеличивался (Рис.1).

     В докладе Стокгольмского исследовательского института мира за период 2001-2005 гг. Россия была лидером рынка вооружений и  на ее долю приходился 31% всех оружейных  поставок, а США с 30% занимали вторую строчку рейтинга11. Весь экспорт за этот период вырос на 5 млрд. долл. (на 55%). При этом доля машин и оборудования гражданского назначения выросла на 60 %, а доля вооружения и военной техники на 47%. Доля России в мировом экспорте машин и оборудования в 2004 году составила 0,4 %, а в сравнении с общей стоимостью российского экспорта товаров доля машин и оборудования была равна 7,9%. В 2005 г. российский экспорт машинно-технических изделий равнялся 12,4 млрд. долл., составив 5,1% от суммы товарного экспорта страны12. 

     

Рис. 1. Динамика экспорта машин и оборудования из России, млрд. долл13. 

             Из доклада "О ходе реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на государственную поддержку экспорта промышленной продукции в Российской Федерации", подготовленного Минэкономразвития России к заседанию Правительства Российской Федерации 22 июня 2004 года: "доля машин и оборудования по-прежнему составляет порядка 9% , в то время, как в мировом экспорте она уже достигла 40%, в США - 48%, в Германии - 50%, в Японии - 70%. Что касается объемов, то у России они ниже соответствующего показателя Южной Кореи в 6,5 раза, Малайзии - в 5,5 раза, Таиланда - в 2,5 раза.

     И хотя в 2003 году общий объем экспорта машин и оборудования в абсолютных значениях вырос на 18,5 %, его относительное значение продолжает сокращаться на фоне резкого увеличения поставок сырья за рубеж. Удельный вес продукции машиностроения в общем стоимостном объеме экспорта в 2003 году составил 8,5%, что на 0,6 процентных пунктов ниже уровня 2002 года и на 1,7 процентных пунктов ниже уровня 2001 года.

     Всемирный экономический форум в своих  последних оценках за 2003 год ставит Россию по уровню конкурентоспособности  лишь на 70 место среди 102 оцениваемых  стран14.

     Для сравнения российский импорт машин  и оборудования вырос до 28,8 млрд. долл. в 2004 г., составив 0,8% мирового итога по импорту машинно-технических изделий и 38,1% российского импорта всех товаров. В 2005 г. российский импорт машинно-технических изделий достиг 41,2 млрд. долл., а его доля в общей сумме товарного импорта страны повысилась до 41,8%15.

Информация о работе Особенности международной торговли машинами и оборудованием