Особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы правового положения государства как субъекта международного частного права.
Достижение поставленной цели oпределило необходимость решения следующих конкретных задач:
-исследовать особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом;
-определить правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством;
-определить виды иммунитета гoсударства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом..5
Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством………………………………………………………………...7
Иммунитет иностранного государства и его виды. Теория ограниченного и абсолютного иммунитета………………………………14
Особенности регулирования сделок, заключаемых торговыми представительствами государств…………………………………………27
Заключение………………………………………………………………….29
Библиографический список………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по МЧП.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

В том же случае, когда  заключен торговый договор РФ с иностранным  государством, положение торгпредства в данном государстве определяется на основе этого договора. В торговом договоре могут быть предусмотрены  некоторые изъятия в отношении  тех иммуни-тетов, которые предоставляются  торгпредству. Эти изъятия всегда следует толковать строго ограничительно.

В качестве примера сошлемся на торговый договор СССР с Австрией от 17 октября 1955 г. В ст. 4 приложения к договору о правовом положении  торгпредства говорится, что иммунитета и привилегии, предоставленные торгпредству, распространяются также на его торговую деятельность со следующими изъятиями: "Споры по торговым сделкам, заключенным  или гарантированным на территории Австрии торговым представительством, подлежат, при отсутствии оговорок о третейском разбирательстве, компетенции  австрийских судов".

Принудительное исполнение окончательных судебных решений, вынесенных против торгпредства по этим спорам, может  иметь место, но лишь в отношении  товаров и долговых требований торгпредства. Таким образом, речь идет только о  торговых сделках, и только о тех, которые заключены в Австрии. В отношении всех других сделок торгпредство должно пользоваться иммунитетом в  полном объеме.

На практике имели место  случаи, когда к торгпредству пытались предъявлять иски бывшие собственники национализированного в СССР имущества  и другие лица, у которых имелась  мнимая или действительная претензия  к Советскому государству. Суд не может рассматривать такие иски к торгпредству, поскольку изъятия  из иммунитета торгпредства допускаются  только в отношении совершенных  им торговых сделок в данной стране. Если сделку заключает какое-либо российское юридическое лицо, то торгпредство ответственности за сделку не несет.

Суды в странах Запада неоднократно пытались представить  торгпредство в качестве лица, несущего универсальйую ответственность  за действия всех наших организаций. Однако с этой точкой зрения согласиться  нельзя. Торгпредство - это орган государства, и потому его правовое положение определяется российским правом, которое устанавливает, что торгпредство не отвечает по обязательствам внешнеэкономических и иных хозяйственных организаций, а последние не отвечают по обязательствам торгпредства.

В торговых договорах, заключаемых  СССР, указывалось, что правительство  СССР несет ответственность лишь по тем торговым сделкам, которые  были надлежащим образом заключены  торгпредством или гарантированы  от имени торгпредства. Советское  правительство не несет ответственности  по сделкам хозяйственных организаций, а хозяйственные организации  не несут ответственности по сделкам  торгпредства.

Положение о раздельной ответственности  торгпредства, государства и юридических  лиц имеет полную силу и в отношении  государств, с которыми СССР или  РФ не заключили торговых договоров. Приведем пример из судебной практики Нидерландов.

Иск был предъявлен к СССР как таковому и к торгпредству. Между тем спор возник по сделке одной голландской фирмы со Всесоюзным объединением "Промсырьеимпорт". Суд отверг иск, указав, что спор должен разрешаться лишь в отношении  объединения.

Современная концепция участия  государства в гражданско-правовых отношениях, которая стала складываться в 90-е годы, получила отражение в  Основах гражданского законодательства 1991 года. Согласно ст. 25 Основ, государство  участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками  этих отношений. По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает находящимися в его собственности^ средствами государственной казны. Эти положения, согласно Основам, должны применяться соответственно к автономным образованиям, административно-территориальным  образованиям, уполномоченным ими органам. Автономные образования и административно-территориальные  образования отвечают по своим обязательствам находящимися в их собственности средствами, не закрепленными за юридическими лицами в полное хозяйственное ведение или оперативное управление.Статья 25 Основ (ч. 4) предусматривала также принятие Закона СССР об иммунитете государства и его собственности, однако такой закон не был принят.

В ряд заключенных Российским государством и его органами соглашений и контрактов с иностранными юридическими лицами и иностранными государствами  было включено согласие российской стороны  на отказ или изъятие от юрисдикционного  иммунитета и его видов.

Особое положение государства  как участника международных  хозяйственных отношений выражается и в том, что к обязательствам государства в принципе может  применяться только его право, кроме  случаев, когда государство прямо  выразило свое согласие на применение иностранного права. Поэтому правоотношения по договору государства с иностранной  компанией или иностранным гражданином  регулируются внутренним законодательством  государства - стороны в договоре, а не законодательством другого  государства или международным  правом, если в договоре не предусмотрено  иное.

Из этого признанного  в доктрине положения исходила Постоянная палата международного правосудия в  своих известных решениях о сербских и бразильских займах, вынесенных в 1929 году. По иску французских держателей сербских государственных займов к  югославскому правительству палата признала, что права и обязанности  по этим займам подчинены не праву  Франции, где по ним были выпущены облигации, а законам Югославии. По мнению палаты, природа суверенного  государства проявляется в том, что действительность принятых им обязательств не может быть подчинена иному  закону, чем его собственному.

Из решения Международного суда ООН от 6 июля 1957 г. по франко-норвежскому  спору о норвежских займах также  может быть сделан вывод о том, что к договору между государством и иностранным гражданином или  юридическим лицом применяется  внутреннее право данного государства. Отсюда следует, что к обязательствам по займам в принципе должно применяться  право страны, выпустившей заем. То же самое следует сказать и  о концессионных договорах, хотя концессии обладают определенной спецификой. Все вопросы концессионного договора относятся к внутренней компетенции  государства. Концессионный договор - это сделка, правоотношения по которой  регулируются внутренним правом, и  она не является международным договором.

В то же время концессию  нельзя рассматривать и как граждане ко-правовой контракт, одностороннее  прекращение которого неправомерно. Это односторонний акт государства ("соизволение"), предоставляющий  частной компании, в том числе  и иностранной, право осуществлять в интересах данного государства, развития его экономики определенную хозяйственную деятельность. В этих же интересах действие такого акта может быть досрочно прекращено, предоставленная  концессия может быть "взята  обратно".

Так, к началу 80-х годов  основные развивающиеся страны - экспортеры нефти фактически ликвидировали  концессии, учитывая при этом особую природу концессионных договоров. В 1981 году Иран аннулировал все соглашения о добыче нефти и эксплуатации нефтяных месторождений, заключенные  бывшим шахским правительством этой страны с западными компаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Иммунитет иностранного государства и его виды.Теория ограниченного и абсолютного иммунитета

Термин "иммунитет" происходит от латинских слов - прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).

Само понятие "иммунитет  государства" сложилось в международном  праве сначала в качестве обычной  нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством  и международными договорами. Иммунитет  иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных  судах. Установление последнего и определение  его пределов входит исключительно  в сферу компетенции государства  и определяется только его законодательством  и международными договорами, заключенными этим государством.

Иммунитет иностранного государства  отличается от иммунитета международных  организаций, хотя в их основе лежат  одни и те же принципы.

В международной практике применяются более узкое понятие "юрисдикционные иммунитеты" и  более широкое понятие "иммунитет  государства и его собственности", поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает  в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что  их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять  в отношении государства какие-либо принудительные меры.

Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Под государством в Конвенции  ООН о юрисдикционных иммунитетах  государств и их собственности понимается "государство и его различные  органы управления; составные части  федеральных государств", учреждения государств "либо другие образования  в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают  действия в осуществление суверенной власти государства".

Признание иммунитета государства  не означает, что вообще нельзя рассматривать  спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что  иск к государству теоретически надо предъявлять в судах этого  государства. На практике иски по сделкам  обычно рассматриваются в международных  коммерческих арбитражных судах.

Следует подчеркнуть и  другое: признание иммунитета ни в  коей мере не должно состоять в освобождении государства от выполнения принятых им на себя обязательств или в освобождении государства от ответственности  за неисполнение обязательств.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это  начало международного права выражено в следующем изречении: "Par in parem non nabet imperium" ("Равный не имеет власти над равным").

В теории и практике государств обычно различают несколько видов  иммунитета:

-судебный;

-от предварительного обеспечения иска;

-от принудительного исполнения решения.

Судебный иммунитет заключается  в неподсудности одного государства  судам другого государства (Par in parem non habet jurisdictionem - Равный над равными  не имеет юрисдикции). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи  с чем или по какому вопросу  государство намереваются привлечь к суду.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без  согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.

Под иммунитетом от принудительного  исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Понятие юрисдикционных иммунитетов  является общим для этих трех видов.

Процессуальное положение  государства как участника гражданского процесса основано на его суверенитете. Суверенитет государства предопределил  появление теории государственного иммунитета. Виды иммунитетов государства: иммунитет от иностранной юрисдикции; иммунитет от предварительного обеспечения  иска и принудительного исполнения иностранного судебного решения; иммунитет  от применения иностранного права; иммунитет  собственности государства и  доктрина акта государства. В настоящее  время в мире применяются две  теории государственного иммунитета: доктрина абсолютного иммунитета и  доктрина функционального (ограниченного) иммунитета.

Доктрина абсолютного  иммунитета государства признавалась незыблемой нормой международного права  в течение почти 100 лет (сер. XIX в. —  сер. XX в.). На этой доктрине основаны «руководящие решения» судов западных государств, вынесенные в 20-х годах XX в. В соответствии с доктриной абсолютного иммунитета государство ни при каких обстоятельствах (даже будучи стороной частноправового  отношения) не могло быть привлечено к ответственности в судах  другого государства.

Однако иммунитет государства  нельзя понимать как отказ в правосудии. Иск к государству всегда может  быть предъявлен в его собственном  суде; истец также вправе обратиться в компетентные органы своего государства  с тем, чтобы оно вступило в  дипломатические переговоры с иностранным  государством, к которому частное  лицо имеет претензии.

В 50-х годах XX в. в связи  с активизацией участия государства  в международных гражданских  правоотношениях появилась теория «торгующего государства», на основе которой была выработана доктрина функционального (ограниченного) иммунитета. Эта доктрина получила практическое воплощение в  решениях высших судебных органов ФРГ, Австрии, Швейцарии, вынесенных в 60-х  годах XX в. В 70-90-х годах XX в. во многих государствах были приняты национальные законы об иммунитете иностранного государства (США, Великобритания, Канада, Австралия, Аргентина, Сингапур, ЮАР), закрепляющие теорию функционального иммунитета. Современная судебная практика государств континентальной Европы также придерживается данной теории.

Информация о работе Особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом