Политический режим, как элемент формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.
Задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Общие характеристики политического режима…………………………..7
Понятие и признаки политического режима………………………7
Классификация политических режимов…………………………….9
Соотношение политического режима с иными элементами формы государства……………………………………………………………….10
Демократические политические режимы…………………………….15
Понятие и виды демократических политических режимов…….15
Либеральный демократический режим……………………………17
Демократический режим……………………………………………….18
Недемократические политические режимы…………………………..20
Понятие и характеристика недемократических политических режимов……………………………………………………………………..20
Авторитарный политический режим………………………………..21
Тоталитарный политический режим……………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.docx

— 63.75 Кб (Скачать файл)
  1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
  2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
  3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
  4. Нет единого гражданства конфедерации;
  5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

Например Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, и он характерен для абсолютной монархии. В рабовладельческих и феодальных государствах монархия выступала как неограниченная деспотия. Гегель писал, что извращением монархии является деспотизм, когда правитель осуществляет управление государством по своему произволу. При этом Гегель подчеркивает, что государственное устройство зависит главным образом от характера народа, от его нравов, степени образованности, образа жизни и численности, то есть присутствует определенная связь между элементами формы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Демократические политические режимы

2.1 Понятие  и виды демократических политических  режимов.

Исторически в представлениях о демократии преобладали две базовые модели. При прямой демократии полноправные граждане принимают политические решения непосредственно путём голосования с дальнейшим подчинением меньшинства воле большинства или за счёт достижения полного согласия. В представительной демократии граждане делегируют эту функцию избранным ими представителям, которые отвечают перед избирателями за свои действия. Практические реализации демократии стали развитием этих представлений, причём ранние модели с течением времени подвергались дискредитации и сегодня рассматриваются лишь как этапы к современным формам народовластия:

Олигархическая демократия позволяет только крупным собственникам принимать непосредственное участие в управлении государством и гарантирует им гражданские права. Избирательное право подвергается имущественным ограничениям. Родственной моделью является плутократия, где правящий класс проводит политику преимущественно в интересах крупного капитала.

Эгалитарная демократия имеет своей целью осуществление политики в интересах всей нации и ставит их выше интересов меньшинства или отдельного гражданина. Националистические варианты этой модели трактуют нацию в этническом смысле, а не в гражданском, и наделяют полными правами только лица определённых национальностей1.

Социалистическая демократия схожа с эгалитарной, однако сфокусирована на воле простого народа. Она предполагает ликвидацию классового общества и преимущественно государственную собственность на средства производства. Термин «социалистическая демократия» был закреплён Программой Российской Коммунистической Партии от 1919 года. В конце 1940-х годов коммунистическими партиями был введён ещё один термин — «народная демократия» — как разновидность социалистической демократии.

Либеральная (также буржуазная и конституционная) демократия 

Имитационная демократия имеет ряд внешних атрибутов народовластия, однако фактически влияние граждан на процесс принятия решений крайне мало. Это может быть связано с тем, что часть граждан лишена избирательного права, либо избранные представители не определяют всю политику правительства, либо исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную, либо система правосудия не способна обеспечивать соблюдение заложенных в конституции принципов. Разновидностью этой модели является система с доминирующей партией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Либеральный демократический режим

Либеральный демократический  режим — разновидность демократического режима, характеризующаяся совокупностью методов и способов осуществления власти, основанных на демократических и гуманистических принципах, признании индивидуализма и частной собственности наивысшими ценностями политической и экономической жизни.

Либеральная (также буржуазная и конституционная) демократия основана на ряде принципов:

-Правление с согласия народа на основе волеизъявления большинства

-Мирная смена власти путём периодических выборов

-Общественный компромисс и поиск консенсуса

-Информационная открытость процесса принятия политических решений

-Влияние граждан на принятие решений

-Система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны большинства

-Верховенство права

-Гарантии политических, гражданских и социальных прав человека

-Гарантии прав оппозиции 2

 

2.3Демократический режим

Демократический режим можно охарактеризовать следующими признаками.

- Суверенитет народа - признание  этого принципа означает, что  народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей  власти и периодически их сменяет.

- Периодическая выборность основных  органов власти позволяет обеспечить  четкий легитимный механизм преемственности  власти. Государственная власть  рождается из честных демократических  выборов, а не посредством военных  переворотов и заговоров.

Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

- Всеобщее, равное и тайное избирательное  право. Выборы предполагают наличие  реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин - один голос.

- Конституция, закрепляющая приоритет  прав личности над государством  и обеспечивающая одобренный  гражданами механизм разрешения  споров между личностью и государством.

- Принцип разделения властей  (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.

- Наличие развитой системы представительства  (парламентаризма).

- Гарантия основных прав человека. Политологи выделяют три группы  прав, с которыми ассоциируется  рост гражданственности: гражданские  (равенство всех граждан перед  законом, свобода слова, вероисповедания,  свобода менять местожительство); политические (право избирать и  быть избранным, свобода голосования,  право создавать свои организации); социальные (право человека на  минимальный стандарт благополучия, право иметь обеспеченные условия  жизни и гарантии социальной  защиты). Социальные права реализуются  государством через социальные  программы. Личные и групповые свободы защищены независимой, внепартийной судебной властью. Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывают на актуализации в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии.

- Политический плюрализм (от  лат. pluralie - множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

- Свобода выражения политических  суждений (идеологический плюрализм)  и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием  различных источников получения  информации, независимыми СМИ.

- Демократическая процедура принятия  решений: выборы, референдумы, парламентское  голосование и др. Решения принимаются  большинством при уважении права  меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет  право выступать с критикой  в адрес правящей власти и  выдвигать альтернативные программы.  Разрешение конфликтов мирным  путем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Недемократические  политические режимы.

3.1 Понятие и характеристика недемократических политических режимов.

Следует упомянуть такой  недемократический режим, как олигархия (от греч. oligarchia — власть немногих) — политическое и экономическое господство, правление небольшой группы. рабовладельцев, крепостников, капиталистов, милитаристской верхушки; финансовая олигархия — группа крупнейших капиталистов, владеющих промышленными и банковскими монополиями, фактически господствующих в экономической и политической жизни общества.

К недемократическим режимам  относится и авторитарный (от лат. autoritas — власть, влияние), базирующийся на антиправовой концепции и практике властвования. К историческим формам такого режима относятся азиатские деспотии, тиранические режимы древности, абсолютистские режимы средневековья, Нового времени, а также военно-полицейские и фашистские режимы. Такого рода режимы именуются также тоталитарными (от лат. totalitas — цельность, полнота). При тоталитарных режимах власть основывается на однопартийной системе и все пронизывающей, навязанной сверху идеологии.

 

 

 

 

 

 

3.2Авторитарный режим

Авторитарный режим —  это политический режим, при котором  государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном  участии населения. 

Существенными чертами авторитаризма  являются: 
1)     автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.); 
2)     неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению; 
3)     опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению; 
4)     монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям; 
5)     отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления; 
6)     рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3Тоталитаризм

Тоталитаризм - определенный тип политической системы, специфический политический и общественный строй, политическое и социальное явление XX века. Термин "тоталитаризм" происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - весь, целый, полный, что применительно к политическому режиму означает полное (тотальное) подчинение граждан государству, т.е. огосударствление (этатизация – от фр. Etat - государство).

Впервые в политической лексике понятие тоталитаризма введено в 1925 г. итальянским лидером социал-национализма Бенито Муссолини. Но его существенные принципы имеют глубокие исторические корни от идеального государства Платона до идеи полного подчинения населения страны, индивида государству, а также полной управляемости обществом в трудах утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы, Грагха Бабефа и др. Одной из ярких отличительных черт тоталитаризма является требование всеобщего равенства. Так, Гракх Бабеф призывал навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из своих сограждан. Именно в XIX в для многих французских социалистов да и немецких философов, исповедующих идеи социализма, основным стало стремление к насильственному преобразованию общества на основе коммунистических идей. Вполне естественным считал Сен-Симон наказание граждан, не подчинившихся указаниям плановых структур.

Значительно обогатил и осовременил идеи полного подчинения граждан государству и поголовной управляемости обществом французский  философ Ж-Ж Руссо, исходивший из "отеческого желания" вывести народ на светлый путь счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, равенства, свободы, социальной справедливости. Создание государства, считает Руссо, означает появление из отдельных несовершенных людей "морального коллективного целого", политического организма или "политического тела", в котором как бы растворяется отдельная человеческая личность. Государство же выступает носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли, которое обладает абсолютной властью и неделимым суверенитетом Если же возникает неподчинение, непокорность отдельных граждан, то государство применяет силу, принуждение, заставляет "быть свободными", потому что свобода проявляется в соответствии с общей волей.

Идеи тоталитаризма нашли отражение и в трудах Иоганна Готлиба Фихте, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Карла Маркса, Фридриха Ницше,и др.. Определяя источники тоталитаризма, политолог Фридрих Хайек, философ Карл Ясперс делают особый упор на регулирование, указывая, что с помощью экономического и социального планирования реализуются все коллективные цели. Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства. Идеальные образы совершенного гармоничного строя, утопии, отмечает Вячеслав Липинский, играют огромную роль в истории, и они в большинстве своем осуществимы при обязательном условии их искажения. Философ Николай Бердяев подчеркивает, что "целостность есть главный признак утопии. Утопия всегда тоталитарна, враждебна свободе".

Информация о работе Политический режим, как элемент формы государства