Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:36, контрольная работа
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ 4
2. ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права»
в г. Норильске
Кафедра экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Правоведение
Тема: «Понятие и принципы федеративного устройства РФ»
Выполнил студент группы
Ф.И.О.: Прохорова Надежда Сергеевна
Номер зачетной книжки: 8011011
Проверил: ст.преподаватель
РатеговАнатолий Николаевич
(Ф.И.О. преподавателя,
ученая степень, звание)
Дата сдачи на проверку_____________
Норильск 2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ
ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА
2. ПРИНЦИПЫ
ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.
Современная Россия - крупная евразийская полиэтническая страна. Его территория составляет 17,1 млн. кв. км. Протяженность границ более 58. тыс. км., из них примерно 20 тыс. км. - сухопутный участок, а 38 тыс. км. - морской. Население России - около 150 млн. человек. Это представители более 140 этносов, которые в единстве, что обусловлено исторически, образую один могучий российский народ. Россия - одно из федеративных государств мира.
Приобретя в 1990 году статус суверенного государства, Россия стала формирования принципиально новую концепцию федеративных отношений. Однако устаревшие формы организации власти, выработанные мировой практикой, недостаточность опыта федерализации затрудняли позитивное развитие событий.
Со времени принятия Декларации
о государственном суверенитете
России 12 июня 1990 года и до октября 1993
года в текст Конституции РСФСР
1978 года было внесено более 300 поправок
и, как считало руководство
В целом же организация власти на федеральном уровне представляла собой конгломерат трудно совместимых форм правления: президентской, парламентарной и советской.
Крупный шаг в реформировании властных отношений центра и регионов был сделан 31 марта 1992 года. За исключением Татарстана и Чечни, все регионы подписали Федеративный договор. Интересным является то, что Республика Башкортостан подписала Федеративный договор, оговорив в Приложении к нему для себя особые условия, которые, по существу, выводили ее на исключительно высокий правовой статус. Этот документ сыграл существенную роль в прорыве от унитарного государства к федеративному.
Документ, называющийся Федеративным договором, включает в себя три близких по содержанию договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации шести типов: республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов. Ключевые статьи этих договоров определяют предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.1
Федеративный договор - результат
известного компромисса между центром
и регионами, между различными политическими
силами на федеральном уровне. В
связи с этим он содержит немало
двусмысленностей и недоговоренностей.
Так, Федеративный договор оставил
нерешенной проблему соотношения статуса
субъектов Федерации различных
типов. По существу, он легализировал
неравенство субъектов
Кроме того, Федеративный договор оставил открытым вопрос о природе Российской Федерации. В этой связи некоторые политики, правоведы и государствоведы решили, что с подписанием Федеративного договора Россия становится договорной Федерацией, хотя в нем речь шла всего лишь о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации. На основе этого крайне спорного решения стали предприниматься шаги, направленные на то, чтобы подчинить Конституцию РФ 12 декабря 1993 года Федеративному договору; превратить конституционную Федерацию в договорную или даже в конфедерацию, в которой республики занимали бы привилегированное положение.
И все же с подписанием Федеративного договора в России возникает и развивается по существу новая форма государственного устройства. Это обстоятельство радикально повлияло на разделение полномочий (компетенции) как по горизонтали, так и по вертикали.
Федеративное устройство России по Конституции РФ 12 декабря 1993 года. Принципы Федерации постсоветской России. Встречающиеся утверждения о том, что Конституция РФ 12 декабря 1993 года устанавливает унитарное государственное устройство, нельзя признать верными.
Прежде всего, в этих утверждениях подразумевается, что федеративное государство лучше, чем унитарное. Между тем, если быть объективным, то и в теоретическом, и в практическом отношении оба эти понятия равнозначимы. Их обоих объединяет то, что оба они -государства, которые в равной степени озабочены обеспечением единства государственной власти, целостности и неприкосновенности территории, единства гражданства (нации, понимаемой в общепринятом смысле этого слова).
Кроме того, сравнительный анализ приводит к выводу, что очень трудно провести четкую границу между унитарным и федеративным государством, как и между федеративным и полуфедеративным. Немало таких государств (например, Китай), которые считаются унитарными, но напоминают федеративные. И наоборот, некоторые государства считаются федеративными, а выглядят как унитарные. Возникают сложности в проведении различий между федерацией и конфедерацией, различными союзами. Например, что представляет собой Европейский союз: федерацию, конфедерацию или ни то и ни другое, а нечто третье? Этими сложностями вызвано, в частности, что предлагается различать федерацию и псевдофедерацию (квазифедерацию). Развивается теория регионального государства, под которым понимается крайняя форма децентрализованного государства или государство, находящееся на «полпути» от унитарного к федеративному. Его отличительная черта - конституционно-правовая гарантированность региональной автономии.
Постсоветская Россия как федерация состоит из 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения (ГФЗ), 1 автономной области, 10 автономных округов.2
В целом ей присущи следующие качества: единство; суверенитет; территориальная целостность и верховенство федеральных законов; гражданство; конституция и законодательство (единое правовое пространство); наличие компетенции; система государственных органов; единое экономическое пространство, единообразная организация экономической деятельности, единая кредитная система, одна денежная единица, общая система налогов; армия, органы безопасности и охраны общественного порядка; государственный язык; символы государства - столица, герб, гимн, флаг (статьи 1, 3-6, 67-71, 74-75 Конституции РФ).3
Способы разграничения предметов
ведения и полномочий между общефедеральными
органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов
Федерации. Конституционно-правовая практика
постсоветской России. Разграничение
предметов ведения между
В юридической литературе
и в законодательстве некоторых
зарубежных стран, когда речь идет о
разграничении предметов
Эти вопросы взаимосвязаны, ибо одним из факторов, обусловливающих как компетенцию федеральных органов, так и компетенцию органов субъектов федерации, являются переданные в ведение Федерации и ее субъектов предметы ведения. И в то же время они разные.
Дело в том, что вопрос
о разграничении предметов
Компетенция - это свойство,
присущее лишь государственному органу.
Компетенция государственного органа
- это юридически предоставленные
ему права на решение определенного
круга вопросов и на издание определенных
видов правовых актов; права, устанавливающие
место данного органа в системе
государственных органов, реализуемые
им самостоятельно. Государству же
в целом присуще другое свойство
- суверенитет. Именно с этим свойством,
присущим государству, связан вопрос о
разграничении предметов
Предметы ведения федерации
и ее субъектов - это круг конституционно
зафиксированных вопросов, по которым,
в зависимости от формы правления
государства, соответствующие
Правильное разграничение
предметов ведения между
Конституция РФ (часть третья
статьи 11) гласит: «разграничение предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
осуществляется настоящей Конституцией,
Федеративным и иными договорами
о разграничении предметов
Федеральная Конституция
содержит перечень полномочий, относящихся
к исключительному ведению
В статье 71 Конституции РФ установлены предметы исключительного ведения Федерации, а в статье. 72 Конституции РФ - предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.
В аналитических целях
компетенцию Федерации в
- в области государственного строительства;
- в области экономической, социальной и культурной политики;
- в области внешних сношений, обороны и безопасности;
- в области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия.
Компетенцию РФ и ее субъектов в области совместного ведения также можно разделить на группы:
- в области государственного строительства;
- в области экономической, социальной и культурной политики;
- в области внешних сношений;
- в области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов. В постсоветское время получили распространение договоры между Российской Федерацией и ее субъектами. Первым из них стал Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», подписанный их Президентами 15 февраля 1994 г. Всего же заключено несколько десятков договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и несколько сотен конкретных соглашений к ним, в рамках которых регулировались многие вопросы хозяйственной и социальной жизни. Однако к настоящему времени часть этих договоров признаны утратившими силу на том основании, что цели, предусмотренные во время их заключения, достигнуты.
Информация о работе Понятие и принципы федеративного устройства РФ