Правовое положение государства как участника Гражданско-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:42, реферат

Краткое описание

Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или извязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Государство как субъект имущественных отношений……………………5

2. Иммунитет государства и его виды………………………………………...7

3. Правовой режим гражданско-правовых отношений государства………21

4. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством…………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………31

Библиографический список……………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Междунар. часное пр.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

Правовое  положение государства как участника

Гражданско-правовых отношений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Государство  как субъект имущественных отношений……………………5

2. Иммунитет  государства и его виды………………………………………...7

3. Правовой  режим гражданско-правовых отношений  государства………21

4. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством…………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………31

Библиографический список……………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Возрождение в России частного права открывает  новые страницы в истории одной  из его наиболее жизнестойких ветвей – международного частного права.

Международное частное право возникло и сложилось  в силу объективного существования  в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает  «свои» нормы для регулирования  одних и тех же общественных отношений.

В каждом государстве, важнейшим регулятором  общественных отношений является право, а право – это система юридических  норм, которая фиксирует определенные отношения; охраняет общеобязательные правила поведения, а также закрепляет права и обязанности лиц.

Практика  международного общения выдвигает  на первый план задачу совершенствования  правовых начал, на которых строится статус иностранцев и лиц без  гражданства. Применительно к Российской Федерации речь идет прежде всего о национальном режиме – основном для этой категории лиц. Национальный режим означает приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в правах и обязанностях  к гражданам страны пребывания.

 В  настоящее время в период быстрого  развития научно-технического прогресса  невозможно существование государств  без их взаимодействия. Их взаимодействие  может осуществляться  как через  экономические, так и политические  отношения.  В современном мире  именно с помощью международных  организаций осуществляется сотрудничество  между государствами. Международные  организации не только регулируют  межгосударственные отношения, но  и принимают решения по глобальным  вопросам современности.

Особенности правового положения всякого  государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно  само регулирует различные, в том  числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как  правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства  их возможных споров. При этом оно  само определяет и собственную гражданскую  правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или извязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.

Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах  с иными их участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к  другим участникам (контрагентам). За нарушение  гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной  ответственности, ибо во "внутренних" (внутригосударственных) гражданских  правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т.е. возможности привлечения к  суду только с их согласия). 
 
 

1. Государство как  субъект имущественных  отношений 

    В условиях интернационализации хозяйственной  жизни государство активно вступает в различные правоотношения, в  том числе и имущественные, с  иностранными юридическими лицами, международными хозяйственными организациями или  даже с отдельными иностранными предпринимателями. Если государство выступает в  них только в качестве одной стороны, то эти отношения регулируются нормами  не международного права, а международного частного права.

    Российское  государство может:

    - предоставлять и получать кредит (Российская Федерация может заключать  как заемщик кредитные соглашения  с кредитными организациями, иностранными  государствами и международными  финансовыми организациями. Кредитные соглашения и договоры могут заключать и субъекты Федерации);

    - использовать форму займов, осуществленных  путем выпуска ценных бумаг  (от имени Российской Федерации);

    - предоставлять гарантии по займам  и кредитам (Россия может заключать  договоры о предоставлении государственных  гарантий в России. Решение о предоставлении государственных гарантий принимается Правительством РФ в порядке, определяемом Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам");

    - заключать концессионные соглашения  с иностранным инвестором (пока, в отличие от ряда государств  СНГ, в России этот вопрос  не урегулирован, хотя и был  подготовлен проект закона о  концессиях);

    - заключать соглашения о разделе  продукции, и прежде всего соглашения  о крупных капиталовложениях,  рассчитанных на длительный период, в первую очередь в нефтедобывающую  и нефтеперерабатывающую промышленность (в России регулируются Законом о соглашениях о разделе продукции 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями);

    - приобретать и арендовать за  границей земельные участки;

    - продавать и сдавать в аренду  принадлежащие ему за границей  земельные участки, здания и  сооружения;

    - заключать контракты на выполнение  подрядных работ для государственных  нужд;

    - заключать соглашения о покупке  и продаже товаров, предоставлении  услуг и т.д.;

    - от своего имени гарантировать  исполнение контрактов любого  рода, заключенных юридическими  лицами;

    - выступать за границей в качестве  наследника выморочного имущества,  оставшегося после смерти российских  граждан, или в качестве наследника по завещанию.

    При этом обычно различают два вида правоотношений, в которых участвуют государства. Во-первых, правоотношения, возникающие  между государствами, а также  между государством и международными организациями (по экономическому и  научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.). Во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает  в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях  могут быть иностранные юридические  лица, международные хозяйственные (немежгосударственные) организации и отдельные граждане.

    Отношения первого вида регулируются исключительно  нормами международного публичного права и, хотя они тесно связаны  с отношениями второго вида, в  настоящем учебнике не рассматриваются. Что касается отношений второго  вида, то это могут быть отношения  по поставке товаров, выполнению различных  услуг и иные.

    Российское  государство само выступает субъектом  имущественных отношений при  строительстве здания для посольства за границей, аренде земельного участка или найме жилого дома. Во всех случаях эти сделки заключаются посольством РФ от имени государства. Следует строго различать случаи, когда субъектом имущественных отношений выступает государство и когда субъектом отношений являются государственные юридические лица или любые другие юридические лица.

    В области имущественных отношений  государство выступает как особый субъект права, поскольку оно  не является юридическим лицом.

    Категория юридического лица - это категория  внутреннего национального права  каждого государства. Само государство  наделяет какое-либо образование правами  юридического лица, т.е. само государство  устанавливает, что то или иное образование  является юридическим лицом. Кто  же может наделить государство правами  юридического лица? Только какой-либо правопорядок, существующий над государством, или какое-либо всемирное правительство, о создании которого много писали в юридической и общеполитической литературе, но такого надгосударственного  органа нет.

    Современная концепция участия государства  в гражданско-правовых отношениях, которая стала складываться в 90-е  гг. в СССР, а затем в России, получила отражение в Основах  1991 г. и ГК РФ. Согласно ст. 124 ГК государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений. По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает принадлежащим ему на праве собственности имуществом, не закрепленным за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 

2. Иммунитет государства  и его виды 

    1. Термин "иммунитет" происходит  от латинских слов - прилагательного  immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).

    Само  понятие "иммунитет государства" сложилось в международном праве  сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и  международными договорами. Иммунитет  иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных  судах. Установление последнего и определение  его пределов входит исключительно  в сферу компетенции государства  и определяется только его законодательством  и международными договорами, заключенными этим государством.

    Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и  те же принципы.

    В международной практике применяются  более узкое понятие "юрисдикционные иммунитеты" и более широкое понятие "иммунитет государства и его собственности", поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

    Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Под государством в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности понимается "государство и его различные органы управления; составные части федеральных государств", учреждения государств "либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства".

    Признание иммунитета государства не означает, что вообще нельзя рассматривать  спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что иск к государству теоретически надо предъявлять в судах этого государства. На практике иски по сделкам обычно рассматриваются в международных коммерческих арбитражных судах. Следует подчеркнуть и другое: признание иммунитета ни в коей мере не должно состоять в освобождении государства от выполнения принятых им на себя обязательств или в освобождении государства от ответственности за неисполнение обязательств.

Информация о работе Правовое положение государства как участника Гражданско-правовых отношений