Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:48, контрольная работа
Краткое описание
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционную деятельность в любом государстве, является существующая система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений иностранных инвесторов, как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3 Правовое регулирование иностранных инвестиций……………………..4 Правовые гарантии иностранных инвесторов в РФ……………………12 Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики…………………………………………………………………15 Заключение………………………………………………………………..19 Список использованной литературы…………………………………….21
Такого рода пробелы демонстрируют
инвесторам отношение органов власти
к привлечению и защите инвестиций и инвесторов.
Общепринятая норма оценки инвестиционной
привлекательности страны и безопасности
инвестиций определяется тем, насколько
в ней развито инвестиционное законодательство.
Базовым компонентом в оценке признается
наличие нормативной базы по предоставлению
льгот и гарантий (правовых, финансовых,
имущественных), позиции официальных кругов,
выражающейся в готовности принять дополнительные
меры, льгот и преференций в отношении
инвесторов, реализующих приоритетные
проекты.
Несмотря на активное позиционирование
государственными властями совершенствования
условий для привлечения инвестиций, барьер
национальной системы права для иностранных
инвесторов не снижается.
В большинстве стран, в том числе
в России, сложился свод инвестиционных
законов, закрепляющих такие положения,
как условия, а также правовые гарантии
иностранных инвестиций в принимающей
стране, обеспечение взаимных интересов
принимающей страны и иностранных инвесторов
(по существу, речь идет об отсутствии
дискриминации иностранных инвесторов
по сравнению с местными); предоставление
иностранным инвесторам льгот и привилегий,
так как иностранные инвестиции связаны
с повышенными политическими и коммерческими
рисками, дополнительными расходами на
транспорт, связь и многое другое (обычно
такие льготы включают в себя освобождение
на различный период от налогов доходов,
прибылей и дивидендов иностранных инвесторов);
предоставление льготного режима по налогообложению
в отношении реинвестиций; освобождение
от налогов заработной платы и других
видов вознаграждений за работу, выплачиваемых
иностранным специалистам, привлеченным
на контрактных началах; освобождение
от таможенных пошлин временно или постоянно
ввозимых имущества, оборудования, сырья
и материалов, которые отсутствуют на
местном рынке и идут на производство
экспортной продукции; защита от политических
рисков (по сути, оговаривается, что национализация
иностранной частной собственности может
осуществляться только в исключительных
случаях с гарантией справедливой и равноценной
компенсации); положение о разрешении
инвестиционных споров. Если раньше их
рассматривали на основе национальных
арбитражных институтов и правил, то сегодня
происходят изменения в пользу международных
арбитражных институтов и правил.
Однако подобных общих декламаций
недостаточно. Для притока иностранных
инвестиций необходима единая экономическая,
правовая и политическая стабильность.
2. Правовые гарантии
иностранных инвесторов в РФ
Законом об иностранных инвестициях
предусмотрены следующие гарантии для
иностранных инвесторов:
Гарантия использования иностранным
инвестором различных форм осуществления
инвестиций на территории Российской
Федерации.
Иностранный инвестор имеет
право осуществлять инвестиции на территории
Российской Федерации в любых формах,
не запрещенных законодательством Российской
Федерации (статья 6 ФЗ «Об иностранных
инвестициях в РФ»).
Гарантия перехода прав и обязанностей
иностранного инвестора другому.
Иностранный инвестор в силу
договора вправе передать свои права (уступить
требования) и обязанности (перевести
долг), а на основании закона или решения
суда обязан передать свои права (уступить
требования) и обязанности (перевести
долг) другому лицу в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации
(глава 24 ГК РФ).
Гарантия компенсации при национализации
и реквизиции имущества иностранного
инвестора или коммерческой организации
с иностранными инвестициями.
Имущество иностранного инвестора
или коммерческой организации с иностранными
инвестициями не подлежит принудительному
изъятию, в том числе национализации, реквизиции,
за исключением случаев и по основаниям,
которые установлены федеральным законом
или международным договором Российской
Федерации (статья 8 ФЗ «Об иностранных
инвестициях в РФ»).
Гарантия от неблагоприятного
для иностранного инвестора и коммерческой
организации с иностранными инвестициями
изменения законодательства РФ.
Гарантия стабильности условий
реализации инвестиционного проекта заключается
в том, что в течение срока окупаемости
(но не более семи лет) не применяется новое
или изменяемое российское законодательство,
устанавливающее режим запретов и ограничений
для предпринимательской деятельности
иностранных инвесторов или приводящее
к увеличению совокупной налоговой нагрузки
на деятельность иностранного инвестора
(коммерческой организации с иностранными
инвестициями) по сравнению с совокупной
налоговой нагрузкой и режимом запретов
и ограничений, действовавших на день
начала финансирования инвестиционного
проекта за счет иностранных инвестиций.
Гарантия обеспечения надлежащего
разрешения спора, возникшего в связи
с осуществлением инвестиций и предпринимательской
деятельности на территории Российской
Федерации иностранным инвестором.
Гарантия использования на
территории РФ и перевода за пределы РФ
доходов, прибыли и других правомерно
полученных денежных сумм.
В соответствии со статьей 11
ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»
иностранный инвестор после уплаты предусмотренных
законодательством РФ налогов и сборов
имеет право на свободное использование
доходов и прибыли на территории РФ для
реинвестирования с соблюдением положений
пункта 2 статьи 4 Закона или для иных не
противоречащих законодательству РФ целей
и на беспрепятственный перевод за пределы
РФ доходов, прибыли и других правомерно
полученных денежных сумм в иностранной
валюте в связи с ранее осуществленными
им инвестициями.
Гарантия права иностранного
инвестора на беспрепятственный вывоз
за пределы РФ имущества и информации
в документальной форме или в форме записи
на электронных носителях, которые были
первоначально ввезены на территорию
РФ в качестве иностранной инвестиции.
Иностранный инвестор, который
первоначально ввез на территорию Российской
Федерации имущество и информацию в документальной
форме или в форме записи на электронных
носителях в качестве иностранной инвестиции,
имеет право на беспрепятственный (без
квотирования, лицензирования и применения
к нему других мер нетарифного регулирования
внешнеторговой деятельности) вывоз указанных
имущества и информации за пределы Российской
Федерации.
Гарантия права иностранного
инвестора на приобретение ценных бумаг.
Статья 13 ФЗ «Об иностранных
инвестициях в РФ» предусматривает для
иностранного инвестора возможность приобрести
акции и иные ценные бумаги российских
коммерческих организаций, а также государственные
ценные бумаги в соответствии с законодательством
Российской Федерации о ценных бумагах.
Гарантия участия иностранного
инвестора в приватизации.
Иностранный инвестор может
участвовать в приватизации объектов
государственной и муниципальной собственности
путем приобретения прав собственности
на государственное и муниципальное имущество
или доли, долей (вклада) в уставном капитале
приватизируемой организации на условиях
и в порядке, которые установлены законодательством
РФ о приватизации государственного и
муниципального имущества.
Гарантия предоставления иностранному
инвестору права на земельные участки,
другие природные ресурсы, здания, сооружения
и иное недвижимое имущество.
Приобретение иностранным инвестором
права на земельные участки, другие природные
ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое
имущество осуществляется в соответствии
с законодательством РФ и законодательством
субъектов РФ.
Льготы и гарантии, предоставляемые
иностранному инвестору субъектами Российской
Федерации и органами местного самоуправления
.
3. Допуск иностранных
инвесторов в стратегические отрасли
экономики
В соответствии с общемировой
тенденцией в 2005 г. Президент Российской
Федерации отметил необходимость определить
«сферы экономики, где интересы укрепления
независимости и безопасности России
диктуют необходимость преимущественного
контроля со стороны национального, в
том числе государственного, капитала…
разработать и закрепить на законодательном
уровне систему критериев, определяющих
ограничения для иностранного капитала
по участию в таких сферах экономики».
Результатом работы в этом направлении
стало принятие Федерального закона от
29 апреля 2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления
иностранных инвестиций в хозяйственные
общества, имеющие стратегическое значение
для обеспечения обороны страны и безопасности
государства», получившего крайне противоречивые
оценки в научной среде
Несмотря на реформу, направленную
на либерализацию Закона, конкретизацию
его отдельных положений, в Законе остается
нерешенным ряд проблем, в отношении которых
существует неопределенность. Так, в Меморандуме
европейского бизнеса в России (весна
– лето 2012) отмечаются следующие оставшиеся
нерешенными проблемы:
1) слишком обширный список
видов деятельности, затрагивающих
оборону и безопасность страны
(стратегические отрасли);
2) необходимость четкого
определения доли участия в
хозяйственном обществе, при наличии
которой закон будет признавать
установление контроля над обществом,
например, установить равной 10 – 20%,
соответственно закрепить, что нижеуказанного
уровня контроля над обществом нет с точки
зрения Закона;
3) необходимо детально
разъяснить, при каких условиях
Закон будет применяться к
приобретению иностранными обществами
контроля над другими иностранными
обществами, имеющими стратегически значимые
предприятия в России;
4) необходимо четко определить,
в каких случаях требуется
предварительное одобрение Правительственной
комиссии, если иностранный инвестор
собирается учредить дочернюю
компанию, которая будет вести
стратегическую деятельность с
момента своего основания, и ряд
других проблем
Закон содержит два основных
правила для иностранных частных инвесторов
/ группы лиц, намеревающихся инвестировать
через участие в хозяйственных обществах,
имеющих стратегическое значение. Первое
правило: необходимость предварительно
согласовать сделку / установление контроля
с уполномоченным органом исполнительной
власти (ст. 7 Закона); второе правило: необходимость
уведомить уполномоченный орган исполнительной
власти о совершаемой сделке (ст. 14 Закона).
Уполномоченным органом исполнительной
власти в смысле Закона является Правительственная
комиссия по контролю за осуществлением
иностранных инвестиций в Российской
Федерации, действующая на основании Постановления
Правительства РФ от 6 июля 2008 г. №510.
Возглавляет Правительственную
комиссию по контролю за осуществлением
иностранных инвестиций в РФ, Председатель
Правительства РФ, который руководит ее
деятельностью и несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на нее задач.
Персональный состав Правительственной
комиссии определяется распоряжениями
Правительства РФ. При этом информационно-аналитическое
обеспечение деятельности Правительственной
комиссии осуществляет Федеральная антимонопольная
служба России (ФАС России) как федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
на выполнение функций по контролю за
осуществлением иностранных инвестиций,
а организационно-техническое – аппарат
Правительства РФ.
Необходимость предварительно
согласовать с Правительственной комиссией
по контролю за осуществлением иностранных
инвестиций в Российской Федерации сделку
или установление контроля возникает:
при приобретении иностранным
инвестором десяти и более процентов уставного
капитала российской компании, осуществляющей
пользование участками недр федерального
значения, или 50 и более процентов уставного
капитала компании, относящейся к перечню,
установленному ст. 6 Закона №57-ФЗ;
согласование требуется и в
случае, когда иностранный инвестор получает
лишь косвенный контроль за акциями или
долями участия в капитале российского
хозяйственного общества, причем даже
если эти сделки осуществляются за рубежом;
в случае, когда иностранный
инвестор прямо или косвенно получает
возможность назначать единоличный исполнительный
орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение (10% и более процентов для обществ имеющих стратегическое значение и осуществляющих пользование участком недр федерального значения), и (или) безусловную возможность избирать более чем 50% (10% и более процентов для обществ, имеющих стратегическое значение и осуществляющих пользование участком недр федерального значения) состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;
если иностранный инвестор
представляет собой организацию, находящуюся
под контролем иностранного государства,
то при приобретении 25 и более процентов
российской компании, входящей в перечень,
предусмотренный Постановлением Правительства
от 06.07.2008 №510, и / или при приобретении 5 и более
процентов компании, осуществляющей пользование
участком недр, такой иностранный инвестор должен обратиться за предварительным
согласованием сделки в указанную Правительственную
комиссию;
при заключении договоров об
осуществлении иностранным инвестором
либо входящей в группу лиц коммерческой
организацией или индивидуальным предпринимателем
функций управляющего (управляющей организации)
в отношении хозяйственного общества,
имеющего стратегическое значение;
при заключении иных сделок,
направленных на передачу иностранному
инвестору или группе лиц права определять
решения органов управления хозяйственного
общества, имеющего стратегическое значение,
в том числе условия осуществления им
предпринимательской деятельности.