Правовой режим Арктики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы исследовать правовой режим территории Арктики и некоторые особенности регулирования российских северных вод, изучение правил пользования Арктикой и приарктическимиводами, изучение экологических проблем и вопросы их правового регулирования в международном праве. Достижение поставленных целей осуществлялось путем решения следующих задач:
1) Рассмотреть юридический статус и правовой режим Арктики
2)Рассмотреть правовой режим судоходства в российских арктических водах, изучить правовую базу регулирования Северного морского пути.
3) Ознакомится с основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне РФ.

Содержание

Введение_______________________________________________3
ГЛАВА1.Правовой режим Арктики________________________5
1.1.Юридический статус и правовой режим Арктики___________5
1.2. Международно-правовое регулирование и перспективы использования Северного Морского Пути______________________11
ГЛАВА2.Правовой режим судоходства в российских арктических
водах_________________________________________________17
2.1.Правовой режим судоходства во внутренних морских водах
и территориальном море российской Арктики________________17
2.2 Правовой режим судоходства в исключительной
Экономической зоне Российской Арктики ___________________23
2.3 Защита арктической окружающей среды_________________27
Заключение ____________________________________________29
Список использованной литературы _______________________30

Вложенные файлы: 1 файл

арктика.docx

— 67.31 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 1998 г. внутренние морские воды - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. Территориальное море определяется как примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, которыми являются:

линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная официально в изданных в Российской Федерации морских картах; прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации; система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона 1998 г. " иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации".18

В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти могут временно приостанавливать в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов.

Согласно правилам, относящимся к мирному проходу, иностранные суда, иностранные военные корабли и иностранные государственные суда должны соблюдать законодательство Российской Федерации. Эти правила находятся в полном соответствии с положениями п. 1, 2 ст. 21 Конвенции 1982г. 19

Во время прохода через территориальное море иностранные

подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом. Иностранные суда и военные корабли с ядерными двигателями, а также иностранные суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, в соответствии с Федеральным законом 1998 г. должны иметь на борту соответствующие документы, соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными договорами Российской Федерации, и следовать по установленным для них морским коридорам и схемам разделения движения в территориальном море.

В Закон также включены положения в отношении сборов, которыми могут облагаться иностранные суда. Данные положения находятся в полном соответствии со статьей 26 Конвенции 1982 г.

В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов и охраны окружающей среды во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации могут устанавливаться запретные для плавания и временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещается или временно ограничивается плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих и другая деятельность. Временно опасные для плавания районы устанавливаются на определенный срок после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям". Решения об установлении таких районов и об их открытии принимает Правительство Российской Федерации. Правила, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов, обязаны выполнять все российские и иностранные суда и военные корабли.

Статьи Федерального закона 1998 г., которыми устанавливается уголовная и гражданская юрисдикция Российской Федерации на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море Российской Федерации, находятся в полном соответствии с положениями ст. 27 и ст. 28 Конвенции 1982г.

Все иностранные суда (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях) независимо от их предназначения и форм собственности (далее - иностранные суда) могут заходить во внутренние воды и морские торговые и рыбные порты (далее - морские порты), открытые для захода иностранных судов.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их внутренние морские воды и морские порты в отношении судов Российской Федерации.

На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания их во внутренних морских водах и морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации.

Иностранные суда при заходе во внутренние морские воды, морские порты, во время пребывания в указанных водах и портах и при выходе из них обязаны соблюдать международные нормы и стандарты, а также законодательство Российской Федерации, другие правила в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В отношении захода иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренние морские воды и морские порты, Федеральным Законом 1998 г. устанавливается разрешительный порядок. Запрос направляется по дипломатическим каналам не позднее, чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации. Порядок захода указанных кораблей устанавливается Правительство Российской Федерации, которым также могут быть установлены ответные ограничения такого захода. 20

Таким образом, судоходство во внутренних морских водах и территориальном море арктического региона России регламентируется Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне" 1998 г., а также Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 г., совокупность норм которых представляет собой правовой режим судоходства в этом регионе. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Правовой  режим судоходства в исключительной  экономической зоне российской  Арктики

 

Статус исключительной экономической зоны, права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в проекте Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"  воспроизводятся положения ст. 234 Конвенции 1982 г., которая предоставляет прибрежному арктическому государству право в "покрытых льдом районах" исключительной экономической зоны в отношении принятия мер для предотвращения загрязнения морской среды с судов, более строгие, чем международные.

В то же время в исключительной экономической зоне российской Арктики действуют нормы общие для всей исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Прежде всего, это принцип, согласно которому Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, и иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Это положение проекта Федерального закона находится в полном соответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Проектом Федерального закона устанавливается, что внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:

суверенные права в целях изучения, разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами;

разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к "сидячим видам" морского дна и его недр;

исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей; сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.

юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений.

Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. 22

Проект Федерального закона содержит статью, которая в соответствии с положениями Конвенции 1982 г., в частности со ст. 211 (6), устанавливает, что для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографическим и экологическим условиям указанных районов и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и международных договоров Российской Федерации могут быть приняты федеральные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды.

В проекте Федерального закона также предусматривается, что в случае столкновения судов, посадке судна на мель, морской аварии, происшедшей в исключительной экономической зоне, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации либо связанных с ним интересов от загрязнения или угрозы загрязнения.

Очевидно, что данные положения проекта Закона имеют особое значение для правового регулирования предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды арктической исключительной экономической зоны.

В соответствии с положениями проекта Федерального закона органы охраны исключительной экономической зоны при выполнении ими служебных обязанностей имеют право останавливать суда, если имеются достаточные основания считать, что эти суда произвели незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне. У капитана останавливаемого судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено, с составлением протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания.23

Кроме того, в исключительной экономической зоне Российской Федерации органы охраны имеют право останавливать и осматривать российские и иностранные суда осуществляющие: разведку и промысел живых ресурсов: перегрузку выловленных (добытых) живых ресурсов на другие суда: разведку и разработку неживых ресурсов: ресурсные и морские научные исследования: иную деятельность в исключительной экономической зоне. В случаях, предусмотренных проектом Федерального закона и международными договорами Российской Федерации, органы охраны имеют право: приостанавливать или прекращать указанную деятельность;

задерживать нарушителей и изымать у них орудия лова, инструменты, все незаконно добытое, а также документы в качестве временной меры до вынесения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также для обеспечения исполнения решений суда; задерживать суда - нарушители и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); преследовать по горячим следам, задерживать суда - нарушители и доставлять их в порт.

В проекте Федерального закона устанавливаются случаи применения органами охраны оружия против нарушителей данного Федерального закона и международных договоров Российской Федерации - для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности.

Военные корабли и летательные аппараты могут применять оружие против судов - нарушителей в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей. 24

 

 

 

 

2.3.Защита  арктической окружающей среды

 

В последние десятилетия в Арктике происходят серьёзные изменения. Усилившийся поток теплого воздуха из низких широт привёл к увеличению приземной температуры воздуха. Наблюдается одновременно уменьшение площади льда и его толщины.

Основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации являются: установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды, включая мониторинг ее загрязнения; рекультивация природных ландшафтов, утилизация токсичных промышленных отходов, обеспечение химической безопасности, в первую очередь в местах компактного проживания населения. Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. утвержден комплексный план реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года. Документ устанавливает необходимость выделения ресурсов на мониторинг негативных природных явлений и создание сил быстрого реагирования на такие чрезвычайные ситуации. 25

Информация о работе Правовой режим Арктики