Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:33, курсовая работа
Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.
Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах…………………………….........4
1.1. Гомеровская Греция…………………………………………………………………….....5
1.2. Рабовладельческое государство в Афинах……………………………………………....7
1.3. Афинское государство в V в. до н. э……………………………………………….........13
2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте…………………………………...21
3. Общая характеристика права Древней Греции…………………………………………………..24
3.1. Формирование афинского законодательства…………………………………………..25
3.2. Брачно-семейное и наследственное право……………………………………………...27
3.3. Регулирование имущественных и коммерческих отношений………………………...29
3.4. Судебный процесс………………………………………………………………………..32
3.5. Уголовное право………………………………………………………………………….34
3.6. Закон и право……………………………………………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………………………………………………..40
Эту цель преследовали приписываемые Ликургу законы против роскоши, запрещение спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро.
Политическими правами пользовались
лишь спартиаты. Все они были обеспечены
земельными наделами, которые передавались
им вместе с обрабатывающими землю
государственными рабами — илотами.
Первоначально эти наделы были одинаковы,
но позднее возникло имущественное
неравенство спартиатов. Несмотря на
это, спартиаты именовались «
Периэки были лично свободными,
но не имели политических прав, хотя
в других отношениях были правоспособны:
могли приобретать
Государственный строй. Спарта
была примером господства рабовладельческой
аристократии. Народное собрание (апелла)
не играло значительной роли в политической
жизни страны. Созывалось оно от
случая к случаю по решению должностных
лиц. В собрании участвовали спартиаты,
достигшие 30-летнего возраста и сохранившие
свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах
созывались внеочередные собрания, в
которых принимали участие
К ведению Народного собрания относились такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.
Вместе с тем ведению Народного собрания не подлежали финансовые вопросы, контроль за деятельностью магистратов, судебные дела. Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (герусии): решение собрания, герусией признанное неприемлемым, кассировалось.
Порядок деятельности Народного собрания давал возможность спартанской олигархии влиять на его ее деятельность в нужном направлении.
Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.
Эфоры занимали исключительное
положение в государстве. Своим
возвышением эфоры обязаны
Коллегия эфоров была органом
спартанской олигархии, руководившим
всеми сторонами жизни
Герусия (совет старейшин)
— орган, сохранившийся от родоплеменной
организации. Она состояла из 28 виднейших
представителей спартиатов, кроме того,
в состав герусии входили два
царя. Члены герусии (геронты) избирались
Народным собранием пожизненно. Герусия
предварительно обсуждала вопросы,
которые должны были рассматриваться
Народным собранием. Первоначально
герусия располагала
Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни государства. Однако победа над Афинами в Пелопоннесской войне стимулировала развитие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело к имущественной дифференциации и росту социальных противоречий, ослабивших государство. Как и другие греческие государства, Спарта в середине II в. до н. э. оказалась под властью Рима.
Полисная замкнутость
каждого из древнегреческих
О законодательстве древнегреческих полисов сохранились лишь фрагментарные сведения, относящиеся к тому же ко времени упадка Греции. Редким исключением стали т.н. Гортинские законы (IV в. до н.э.) — свод правовых установлений одного из второстепенных греческих полисов (о. Крит). В Спарте, согласно историческим преданиям, вплоть до конца IV в. до н.э. сохранялись в главном Законы Ликурга. Несколько более детальные сведения сохранились о законодательстве Афин благодаря тому, что знаменитые афинские ораторы V — IV вв. до н.э. (Лисий, Исократ, Демосфен) в силу традиции построения судебных речей часто не только упоминали конкретные законы, но и цитировали их. Афинское право, вероятно, было и наиболее юридически развитым из всех правовых систем греческих полисов; оно оказало влияние на формирование многих важных институтов права в последующем в частности, в римском классическом праве.
3.1. Формирование афинского законодательства
По преданию, первым законодателем
в Афинах был легендарный правитель
Тесей (XIII в. до н.э.). Однако его законы
— якобы выбитые на камне «для
вечности» — вряд ли были юридическими
законами, а скорее формировали религиозно-
Первым историческим законодателем Афин был тиран Драконт. Законы Драконта (около 621 г. до н.э.) были посвящены, главным образом, новой организации суда и наказаниям за типичные правонарушения религиозного и общественного уклада. Законы отменяли любые привилегии рождавшейся знати, стремились (также традиционно для древнейшего права) сдержать продвижение имущественного неравенства. Постановления Драконта вошли в мировую историю нрава сноси якобы неизбывной жестокостью: практически за любое преступление в них назначалась смертная казнь. «Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего». Также согласно преданию, большинство из законов Драконта были отменены Солоном в начале VI в. до н.э.
Законы Солона (после 594 г.
до н.э.) были, по-видимому, записью не
только религиозных постановлений
и обычного права, но и перенесением
в Афины ряда законов других греческих
полисов и даже Египта. Законы были
выбиты на деревянных досках (числом не
менее 16) и выставлены в пританее.
По указанию законодателя, афиняне
должны были следовать им не менее
ста лет — и действительно,
еще в IV в. до н.э. уважительное отношение
к этим законам в судах сохранялось.
По содержанию законы Солона касались
в главном регулирования
Основной массив афинского
законодательства сформировался в
период расцвета демократии — вторая
половина VI в. — V в. До н.э. Причем теперь
законы регулировали и судебно-процессуальные
порядки, способы ведения дел
в судах, а также детально регламентировали
в особенности сферу брачно-
3.2. Брачно-семейное и наследственное право
Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением в семье. Право и традиционный уклад (последний в большей степени) поддерживали сохранение патриархальной власти отца семейства над домочадцами. Дом в афинском полисе вообще) представлял особое качество: это было не только жилище, но и священное место, гарантия прав гражданина. Неполноправному жителю, иностранцу запрещалось вступать под крышу дома афинянина — насильственное проникновение считалось тяжким оскорблением и судебно преследовалось. Без согласия гражданина запрещалось входить в дом даже магистрату или судебному исполнителю. К семейству афинянина относились его жена, дети, рабы — все они в одинаковой мере состояли под патриархальной властью главы дома. Власть эта была сродни власти басилевса архаических времен: глава дома был и опекун, и заступник членов семьи, и жрец домашних богов, и представитель семьи и домочадцев в органах власти или суде.
Брак в Афинах считался нравственным долгом гражданина, хотя никаких правовых утеснений для одиноких не было. В идеале брак был моногамным. Однако полноправному гражданину дозволялось (и даже полагалось) иметь гражданскую наложницу, при условии, что она содержалась не в семейном доме. Это не могло быть предметом претензий ни со стороны жены, ни со стороны ее бывшей семьи. Согласия и даже вообще желания женщины на вступление в брак не требовалось; заключение брачного союза было родом сделки между будущим мужем и семьей невесты. В брачном праве сильны были родовые традиции: так, брак считался законным, если женщину выдавал замуж отец, дед или брат либо иной старший родственник. И только женщина в семье без мужчин — эпиклера — получала особый статус и особую охрану закона. Если в семье оставалась эпиклера, то в первую очередь на ней был обязан жениться ближайший родственник; если он этого не делал, то вносил добавочную долю в приданое эпиклеры. Право на развод первоначально сложилось только для мужчины, и то при наличии веских причин (бесплодие жены в течение длительного времени, фактический разрыв семейных отношений).
В имущественном отношении женщина в афинской семье сохранила некоторую самостоятельность. У нее могла быть своя собственность. Женщина могла быть воспреемницей наследства — однако лишь при отсутствии сыновей. Вообще к наследованию после умершего призывались родственники даже самых отдаленных линий как со стороны матери, так и отца, но ближайшая степень родства полностью устраняла от наследования предыдущую.
С законами Солона связывается
введение в афинское право института
завещания в отношении
Древние законы оставили много
религиозно-моральных