Право и государство Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах…………………………….........4
1.1. Гомеровская Греция…………………………………………………………………….....5
1.2. Рабовладельческое государство в Афинах……………………………………………....7
1.3. Афинское государство в V в. до н. э……………………………………………….........13
2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте…………………………………...21
3. Общая характеристика права Древней Греции…………………………………………………..24
3.1. Формирование афинского законодательства…………………………………………..25
3.2. Брачно-семейное и наследственное право……………………………………………...27
3.3. Регулирование имущественных и коммерческих отношений………………………...29
3.4. Судебный процесс………………………………………………………………………..32
3.5. Уголовное право………………………………………………………………………….34
3.6. Закон и право……………………………………………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 70.88 Кб (Скачать файл)

Детализированное законодательство о краже приписывалось Солону. Кража священных предметов или  из священных мест квалифицировалась  особо и каралась смертью. Мелкая кража (менее 50 драхм в течение  одного дня — т.е. могло быть и  несколько уж очень мелких) общегородскому суду не подлежала и, видимо, разбиралась  третейскими судами или на уровне демов. За ночную кражу закон разрешал убить вора либо покарать также смертью. Одинаковому наказанию с ворами могли подвергнуться и те, кто знал о воровстве у частных лиц, но не донес об этом.

Оценка содеянного и, соответственно, назначение наказаний зависели в  наибольшей степени от выявленного  отношения преступника к своему деянию. Если преступник сознавался, раскаивался, если преступление не было слишком  злонамеренным, то позиция судей, считалось, должна быть смягчена. Упорствующих преступников ждали и более тяжкие наказания  даже по одному и тому же виду преступления. В целом афинское право знало  наказания в виде смертной казни (как правило, выпить яд или подвергнуться  побитию камнями), изгнания из полиса, лишения гражданских прав, заключения в тюрьму, конфискации имущества  и штрафов. Рабов полагалось карать «на теле», т.е. либо тюрьмой, либо бичеванием. Наказание, по общему подходу, должно преследовать цели не столько возмездия за уже  свершенное, сколько предотвращения будущих преступлений, и потому наибольшее внимание предполагалось уделять личности преступника. Поэтому и здесь  — как и во многих иных правовых сферах — четкость закона (во многом отсутствовавшая реально) отступала  перед морально-правовой оценкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Закон и право

Особенности содержания афинских законов, их сосредоточенность на своего рода общинно-полисных ценностях имели  своим основанием особое, неполитическое общее понимание закона и права. Закон служит не государственной  власти, а выражает нравственно-обязательный порядок — в этом его содержание, в этом и предназначение.

Право могло быть двух родов, согласно общегреческому представлению. Как широкое понятие — Themis —  это воплощение воли богов; оно именно присутствует в природе, пронизывает  собою угодный богам общественный порядок. Такому понятию должны соответствовать  между собою отношения между  народами, между разными слоями населения  в полисе, отношения между властвующими и подвластными, отношения в роде и семье. Как более конкретное понятие — Dike — это и собственно юридическая норма, и вместе с  тем моральное предписание о  добродетели. Чисто юридического представления  о законах, о праве в Древней  Элладе не существовало: право и  законы одновременно обозначали и справедливость с точки зрения религиозной и  полисной морали.

Юридическое предписание, закон  — только приложение требований всемирного порядка. Выражены эти предписания  могут быть в нескольких видах. Первый — ретра — взаимное обещание, например, законодателя и народа, двух родов по отношению друг к другу, двух народов; этот закон имеет фундаментальное  значение и не может быть ни отменен, ни переменен. Второй — themos — глобальное правило, установление какого-то определенного  свойства (о браке, о государстве, о значении какого-то лица); такой  смысл имели большинство конкретных предписаний, установленных Драконтом  или Солоном. Третий — псефисма —  индивидуальное решение, клятва, законодательный  акт, принятый органами полисного народовластия. Главная задача этого вида — регламентация  деятельности магистратов, чтобы они  не нарушали прав граждан. Однако преклонения  перед законами, безусловного предпочтения их другим формам права в греческом  правосознании не было: закон —  только один из путей к наилучшему порядку и не всегда самый совершенный.

 

 

 

 

 

Заключение

 Первые на территории  Европы политические общества  сложились в странах Средиземноморья  во II-I тыс. до н.э. Они, в первую  очередь цивилизации Древней  Греции и Древнего Рима, положили  начало всей государственной  и правовой истории Европы, передав  традиции своей политической  и правовой куль туры другим  народам и временам, выросшим  на почве особого античного  мира.

Античное общество и античная государственность представляли новый, сравнительно с Древним Востоком, этап общей человеческой истории. Их новизна была связана с глубокими  особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного  уклада европейских народов. Античное общество, по крайней мере в период своего расцвета, было обществом выраженной индивидуальной собственности и  рабовладельческого уклада хозяйства.

Античное общество и античные цивилизации сложились на берегах  Средиземного моря, которое в первые века особенно стимулировало экономические  усилия народов, их связи с другими  землями. Подобно тому как древневосточные  общества были цивилизациями великих  рек, античный мир был морской  цивилизацией, с раннего времени  связанной военно-торговыми отношениями. Значительно более развитыми  здесь были денежное хозяйство и  финансовые связи. Большую роль в  созидании государственности античного  мира сыграли финансовые системы  и военная политика.

Античные государства  почти с самого начала своего образования  стали стремиться выйти за пределы  первоначальных областей обитания основавших их народов. Развитие государственных  форм, здесь проходило на фоне колонизации  — поначалу военно-торговой, затем  чисто завоевательной — других областей Европы, Африки, Малой Азии. Имперская  политика составляла существенный фактор деятельности властей. В результате крупнейшие античные государства развились  в значительные империи — в  период своего исторического заката поистине мирового масштаба (империя  Александра Македонского, Римская империя). Здесь были впервые в мировой  истории выработаны административные и правовые формы взаимоотношения  метрополии и колоний, принципы управления территориями в масштабе континентов.

Благодаря особенностям социальных отношений своего времени античное государство составило особый тип  государственности, более высокий, чем древневосточное. Это государство  в главном было построено на принципах  народовластия и гражданской  свободы, соединенных с особым общинно-полисным политическим строем. Оставаясь государственностью избранных, античный полис предоставил истории пример более высокой степени вовлеченности граждан в политическую и правовую систему, чем это было на Древнем Востоке.

В своем становлении и  развитии античная государственность  прошла некоторые исторические этапы. Формирование государства происходило  в форме примитивных монархий или олигархически-родового строя, в котором плановые отношения  объединялись с преимуществами крупной  земельной собственности. Расцвет  античной государственности принес с собой народовластие в форме  демократической республики или  особой монархии. Венцом исторического  движения античной государственности  стало оформление особой полувоенной  бюрократической монархии, которая  станет образцом политических форм большинства  европейских и азиатских народов  в последующей истории.

В античную эпоху условный центр мировой истории переместился в Европу. Она стала в экономическом, социальном и культурном отношении  более развитой, чем остальной  мир. Здесь стали вырабатываться политические и юридические формы, определяющие мировое развитие, в  том числе и путем прямого  культурного и политического  влияния. Особая роль принадлежит здесь  системе римского права. Оно стало  основой для последующего становления  и развития большинства систем мирового правового уклада, оказало воздействие  на формирование первых правовых принципов  международных взаимоотношений, вообще всего современного юридического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Всеобщая история государства и права. / Под ред. К.И. Батыр. – М., 1995

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М., 2000.

3. Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Т.1, Т. 2. – М., 2001.

4. История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. – М., 2003.

5. История государства  и права зарубежных стран: учебное  пособие / С.А. Шатилова. – М., 2004.

6. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. – М., 2002.

7. История государства и права зарубежных стран: учебное наглядное пособие под общей ред. В.П. Сальникова. – М., 2004.

8. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Т.1. – М., 2005

9. Античная демократия в свидетельствах современников/ Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М., 1996.

10. Геродот История. – М., 1993.

11. История государства и права зарубежных стран: учебное наглядное пособие под общей ред. В.П. Сальникова. – М., 2004.

12. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 2001.


Информация о работе Право и государство Древней Греции