Право международных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 05:38, контрольная работа

Краткое описание

Право международных договоров как отрасль международного права – это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров, определяющих участие государств в договорном процессе.
Право международных договоров можно назвать базовой отраслью международного права, ибо посредством заключения международного договора регламентируются отношения государств в различных сферах сотрудничества.
Основными источниками права международного договора являются: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., регулирующая отношения, касающиеся межгосударственных договоров; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г., не вступившая в силу, однако многие её положения действуют в качестве обычных норм; Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………….……………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА……..…4
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА……………...………8
3.ДЕЙСТВИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ………………………...……………………………………………15
4. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА………………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …...…….26

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная международное право.docx

— 48.42 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………….……………………………………………………………3  

1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА……..…4

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА……………...………8

3.ДЕЙСТВИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ  МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ………………………...……………………………………………15

4. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА………………………………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25    

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …...…….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Право международных  договоров как отрасль международного  права – это совокупность принципов  и норм, регламентирующих порядок  заключения, исполнения и прекращения  международных договоров, определяющих  участие государств в договорном  процессе.

 Право международных  договоров можно назвать базовой  отраслью международного права, ибо посредством заключения международного  договора регламентируются отношения  государств в различных сферах  сотрудничества.

 Основными источниками  права международного договора  являются: Венская конвенция о  праве международных договоров  от 23 мая 1969 г., регулирующая отношения, касающиеся межгосударственных  договоров; Венская конвенция о  праве договоров между государствами  и международными организациями  или между международными организациями  от 21 марта 1986 г., не вступившая в  силу, однако многие её положения  действуют в качестве обычных  норм; Венская конвенция о правопреемстве  государств в отношении договоров 1978 г.

 Кроме норм права  международных договоров определённое  значение имеют нормы национального  права, устанавливающие внутригосударственный  порядок заключения и обеспечения  выполнения международных договоров. Такие нормы содержатся, как правило, в конституциях либо в специальных  законах.

 Конституция РФ 1993 г. определяет  место международного договора  в системе российского права, органы, имеющие право заключать  подобные договоры, порядок ратификации  международного договора. 16 июня 1995 г. был принят Федеральный закон  РФ «О международных договорах  Российской Федерации», положения  которого в основном соответствует  Венской конвенции 1969 г.

 

 

1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФОРМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

 В соответствии с  Венскими конвенциями 1969 и 1986 гг. международный  договор понимается как регулируемое  международным правом соглашение, заключённое государствами и  другими субъектами международного  права в письменной форме, независимо  от того, содержится ли такое  соглашение в одном, двух или  более связанных между собой  документах, а также независимо  от конкретного наименования.

 Стороной (участником) международных  договоров могут быть все субъекты  международного права. Государства  в силу своего суверенитета  обладают полной (универсальной) правоспособностью. Субъекты федерации могу заключать  международные договора, если это  право признано за ними в  Федеральной конституции. Конституции  Швейцарии, ФРГ, Канады и США допускают  участие субъектов в некоторых  видах международных соглашений. Так, швейцарские кантоны вправе  заключать соглашение с иностранными  государствами по вопросам, касающимся  публичного хозяйства, местных пограничных  отношений и полиции.1 По таким вопросам кантоны могут «входить в непосредственные отношения с низшими властями и чиновниками иностранных государств». Очевидно, что речь идёт не о межгосударственных договорах, а соглашениях о взаимодействии с местными властями соседних государств.

 В соответствии со  статьёй 73 Конституции России вне  пределов ведения РФ по предметам  совместного ведения РФ и субъектов  РФ субъекты РФ обладают всей  полнотой государственной власти  и вправе заключать международные  договоры с субъектами иностранных  государств. В феврале 2001 г. Правительство  России утвердило Концепцию приграничного  сотрудничества в РФ. В июле 2002 г. Россия ратифицировала Европейскую  рамочную конвенцию о приграничном  сотрудничестве территориальных  сообществ и властей. На начало 2003 г. было заключено более двух  тысяч соглашений о межрегиональном и приграничном сотрудничестве.1 Нации и народы, борющиеся за независимость, также могут быть сторонами в международном договоре. Они заключают договоры с государствами чаще всего по вопросам образования самостоятельного независимого государства, хотя имеются и примеры иного рода. Так, организация освобождения Палестины (ООП) и Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО) от имени своих народов подписали заключительный акт Третьей конференции ООН по морскому праву 1982 г.2

 Договорной         правоспособностью обладают международные  неправительственные организации, но они в отличие от государств, вправе заключать договоры в  тех пределах и для достижения  тех целей, которые определяются  учредительными или иными актами.

 Примером международного  договора, в котором в качестве  участников предусмотрены государства, нации и международные организации, может служить Конвенция об  оперативном оповещении о ядерной  аварии от 26 сентября 1986 г.

 Объектом международного  договора является всё то, по  поводу чего государства заключают  договор, т.е. вступают в договорные  отношения. В качестве объекта  могут выступать материальные  и нематериальные блага, действия  и воздержания от действий. Международное  право не содержит каких-либо  ограничений относительно выбора  объекта международных договоров. Объект определяется в названии  либо в контексте договора, а  цель – в преамбуле либо  в первых статьях договора. Так, объектом устава ООН является  создание международной организации  по поддержанию международного  мира и безопасности.

 Целью договора является  то, что субъекты международного  права стремятся осуществить  или достигнуть путём заключения  договоров. Целью Конвенции ООН  по морскому праву 1982 г. является  кодификация и прогрессивное  развитие международного морского  права.

 Под формой договора  понимаются средства и способы, при помощи которых согласование  воль субъектов международного  права приобретает характер явно  выраженного соглашения. Из определения  понятия международного договора  следует, что под действие Венских  конвенций 1969 и 1986 г.г. подпадают договоры  в письменной форме. Однако государства  могут заключать договоры и  в устной форме («джентльменские  соглашения»). Так, во время переговоров о пересмотре договора о безопасности 1960 г. Между США и Японией была достигнута секретная устная договоренность о том, что американские военные корабли и самолёты, имеющие на борту ядерное оружие, могут заходить в порты и приземляться на аэродромах Японии.3 Понятие «форма» включает также структуру, наименование, язык. Основными элементами структуры являются преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон. Международные договоры могут иметь приложения. Которые будут составлять неотъемлемые части договоров только в том случае, если об этом прямо указано в договоре.

 Виды международных  договоров. Договоры могут классифицироваться  по разным основаниям. В зависимости  от числа участников договора  делятся на двусторонние и  многосторонние. Основную массу  договоров составляют двусторонние, дающие возможность учитывать  специфику сторон и отношений. В современном международном  праве растёт роль и удельный  вес многосторонних договоров. Они, в свою очередь подразделяются  на универсальные (общие) и локальные.

 Как определено в  заключительном акте Венской  конвенции ООН 1969 г. общими многосторонними  договорами являются такие договоры, которые касаются кодификации  и прогрессивного развития международного  права или объект и цели  которых представляют интерес  для международного сообщества  в целом. Такие договоры должны  быть открыты для всеобщего  участия.

 Локальными (региональными) являются договоры, в которых  участвуют ограниченное число  государств. Статья 52 Устава ООН  предусматривает возможность заключения  региональных соглашений. Таковыми  являются соглашения, заключённые  в рамках СНГ и Европейского Союза.

 Договоры могут классифицироваться  и по объекту регулирования. С  этой точки зрения договоры  подразделяются на договоры по  политическим, экономическим, правовым  вопросам, по вопросам транспорта, связи и т.д. Договоры могут  быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы международных  организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах  для третьих стран предполагают  согласие их участников. В открытых  договорах может участвовать  любое государство, и такое участие  не зависит от согласия сторон  договора. Открытыми договорами  являются Договор о всеобъемлющем  запрещении ядерных испытаний 1996 г. Венская конвенция о праве  договора 1969 и др.

 Федеральный закон  РФ «О международных договорах  РФ» 1995 г. предусматривает классификацию  договоров на межгосударственные  договоры, заключаемые от имени  России, межправительственные, заключаемые  от имени правительства РФ, межведомственные, заключаемые ведомствами России  в пределах своих полномочий. При этом следует иметь в  виду, что независимо от того, какой государственный орган  заключил договор, он создаёт  права и налагает обязанности  на Россию в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

 Заключение международного  договора представляет собой  процесс, состоящий из ряда последовательных  стадий, главные из которых –  согласование текста договора  и различные способы выражения  согласия на обязательность договора. Они, в свою очередь, состоят из  ряда этапов, таких как подписание, ратификация, утверждение, присоединение и др. Любой международный договор является результатом согласования воли государств или других субъектов международного права. Государства заключают договор в лице своих высших органов государственной власти или управления. Международные организации заключают договоры через свои компетентные органы, указанные в их уставах или других нормативных актах этих организаций.

 В подавляющем большинстве  случаев органы государства, заключая  международные договоры, действуют через специально уполномоченных на то лиц. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочиями. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 г. главы государств, главы правительств и министры иностранных дел могут представлять своё государство без специальных полномочий. К такой категории лиц относятся также главы дипломатических правительств, но только в целях принятия текста договора; для подписания договора им нужны специальные полномочия. Однако в подавляющем большинстве органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально на то уполномоченных лиц. В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора.

 Полномочия должны  выдаваться компетентными органами  государства в соответствии с  его внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение  переговоров и на подписание  международных договоров РФ предоставляются: а) в отношении договоров, заключаемых  от имени РФ, - Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, - правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел; б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, - Правительством РФ. Такие полномочия оформляются министерством иностранных дел; в) в отношении договоров межведомственного характера – федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти. Кроме полномочий лица, ведущие переговоры, получают от своих правительств инструкции, которые определяют позицию делегаций по обсуждаемым вопросам.

  По Конституции Российской  Федерации в соответствии с  Федеральным конституционным законом  «О Правительстве Российской  Федерации» 1997 г. в пределах своих  полномочий заключает международные  договоры (ст.21). Председатель Правительства  и министр иностранных дел  РФ в силу своих функций  и в соответствии с международным  правом ведут переговоры и  подписывают международные договоры.

 Федеральный министр, руководитель иного федерального  органа исполнительной власти  в пределах своей компетенции  вправе вести переговоры и  подписывать международные договоры  межведомственного характера.

 Федеральный закон  «О международных договорах РФ»  определяет полномочия государственных  органов относительно инициативы  заключения договоров. Предусмотрены  две процедуры – рекомендации  и предложения о заключении  международных договоров.4 Рекомендации в зависимости от характера затрагиваемых вопросов представляются на рассмотрение Президента или Правительства РФ. Правом на это обладают по вопросам их ведения Государственная Дума, Совет Федерации, субъекты Федераций, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Генеральная прокуратура, Центральный банк и Уполномоченный по правам человека.

Информация о работе Право международных договоров