СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………….……………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО
ДОГОВОРА……..…4
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
ДОГОВОРА……………...………8
3.ДЕЙСТВИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ………………………...……………………………………………15
4. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ
МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА………………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
…...…….26
ВВЕДЕНИЕ
Право международных
договоров как отрасль международного
права – это совокупность принципов
и норм, регламентирующих порядок
заключения, исполнения и прекращения
международных договоров, определяющих
участие государств в договорном
процессе.
Право международных
договоров можно назвать базовой
отраслью международного права,
ибо посредством заключения международного
договора регламентируются отношения
государств в различных сферах
сотрудничества.
Основными источниками
права международного договора
являются: Венская конвенция о
праве международных договоров
от 23 мая 1969 г., регулирующая отношения,
касающиеся межгосударственных
договоров; Венская конвенция о
праве договоров между государствами
и международными организациями
или между международными организациями
от 21 марта 1986 г., не вступившая в
силу, однако многие её положения
действуют в качестве обычных
норм; Венская конвенция о правопреемстве
государств в отношении договоров
1978 г.
Кроме норм права
международных договоров определённое
значение имеют нормы национального
права, устанавливающие внутригосударственный
порядок заключения и обеспечения
выполнения международных договоров.
Такие нормы содержатся, как правило,
в конституциях либо в специальных
законах.
Конституция РФ 1993 г. определяет
место международного договора
в системе российского права,
органы, имеющие право заключать
подобные договоры, порядок ратификации
международного договора. 16 июня 1995
г. был принят Федеральный закон
РФ «О международных договорах
Российской Федерации», положения
которого в основном соответствует
Венской конвенции 1969 г.
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФОРМА МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРОВ
В соответствии с
Венскими конвенциями 1969 и 1986 гг. международный
договор понимается как регулируемое
международным правом соглашение,
заключённое государствами и
другими субъектами международного
права в письменной форме, независимо
от того, содержится ли такое
соглашение в одном, двух или
более связанных между собой
документах, а также независимо
от конкретного наименования.
Стороной (участником) международных
договоров могут быть все субъекты
международного права. Государства
в силу своего суверенитета
обладают полной (универсальной) правоспособностью.
Субъекты федерации могу заключать
международные договора, если это
право признано за ними в
Федеральной конституции. Конституции
Швейцарии, ФРГ, Канады и США допускают
участие субъектов в некоторых
видах международных соглашений.
Так, швейцарские кантоны вправе
заключать соглашение с иностранными
государствами по вопросам, касающимся
публичного хозяйства, местных пограничных
отношений и полиции.1 По таким вопросам кантоны
могут «входить в непосредственные отношения
с низшими властями и чиновниками иностранных
государств». Очевидно, что речь идёт не
о межгосударственных договорах, а соглашениях
о взаимодействии с местными властями
соседних государств.
В соответствии со
статьёй 73 Конституции России вне
пределов ведения РФ по предметам
совместного ведения РФ и субъектов
РФ субъекты РФ обладают всей
полнотой государственной власти
и вправе заключать международные
договоры с субъектами иностранных
государств. В феврале 2001 г. Правительство
России утвердило Концепцию приграничного
сотрудничества в РФ. В июле 2002
г. Россия ратифицировала Европейскую
рамочную конвенцию о приграничном
сотрудничестве территориальных
сообществ и властей. На начало
2003 г. было заключено более двух
тысяч соглашений о межрегиональном
и приграничном сотрудничестве.1 Нации
и народы, борющиеся за независимость,
также могут быть сторонами в международном
договоре. Они заключают договоры с государствами
чаще всего по вопросам образования самостоятельного
независимого государства, хотя имеются
и примеры иного рода. Так, организация
освобождения Палестины (ООП) и Народная
организация Юго-Западной Африки (СВАПО)
от имени своих народов подписали заключительный
акт Третьей конференции ООН по морскому
праву 1982 г.2
Договорной
правоспособностью обладают международные
неправительственные организации,
но они в отличие от государств,
вправе заключать договоры в
тех пределах и для достижения
тех целей, которые определяются
учредительными или иными актами.
Примером международного
договора, в котором в качестве
участников предусмотрены государства,
нации и международные организации,
может служить Конвенция об
оперативном оповещении о ядерной
аварии от 26 сентября 1986 г.
Объектом международного
договора является всё то, по
поводу чего государства заключают
договор, т.е. вступают в договорные
отношения. В качестве объекта
могут выступать материальные
и нематериальные блага, действия
и воздержания от действий. Международное
право не содержит каких-либо
ограничений относительно выбора
объекта международных договоров.
Объект определяется в названии
либо в контексте договора, а
цель – в преамбуле либо
в первых статьях договора. Так,
объектом устава ООН является
создание международной организации
по поддержанию международного
мира и безопасности.
Целью договора является
то, что субъекты международного
права стремятся осуществить
или достигнуть путём заключения
договоров. Целью Конвенции ООН
по морскому праву 1982 г. является
кодификация и прогрессивное
развитие международного морского
права.
Под формой договора
понимаются средства и способы,
при помощи которых согласование
воль субъектов международного
права приобретает характер явно
выраженного соглашения. Из определения
понятия международного договора
следует, что под действие Венских
конвенций 1969 и 1986 г.г. подпадают договоры
в письменной форме. Однако государства
могут заключать договоры и
в устной форме («джентльменские
соглашения»). Так, во время переговоров
о пересмотре договора о безопасности
1960 г. Между США и Японией была достигнута
секретная устная договоренность о том,
что американские военные корабли и самолёты,
имеющие на борту ядерное оружие, могут
заходить в порты и приземляться на аэродромах
Японии.3 Понятие «форма» включает также
структуру, наименование, язык. Основными
элементами структуры являются преамбула,
основная и заключительная части, подписи
сторон. Международные договоры могут
иметь приложения. Которые будут составлять
неотъемлемые части договоров только
в том случае, если об этом прямо указано
в договоре.
Виды международных
договоров. Договоры могут классифицироваться
по разным основаниям. В зависимости
от числа участников договора
делятся на двусторонние и
многосторонние. Основную массу
договоров составляют двусторонние,
дающие возможность учитывать
специфику сторон и отношений.
В современном международном
праве растёт роль и удельный
вес многосторонних договоров. Они,
в свою очередь подразделяются
на универсальные (общие) и локальные.
Как определено в
заключительном акте Венской
конвенции ООН 1969 г. общими многосторонними
договорами являются такие договоры,
которые касаются кодификации
и прогрессивного развития международного
права или объект и цели
которых представляют интерес
для международного сообщества
в целом. Такие договоры должны
быть открыты для всеобщего
участия.
Локальными (региональными)
являются договоры, в которых
участвуют ограниченное число
государств. Статья 52 Устава ООН
предусматривает возможность заключения
региональных соглашений. Таковыми
являются соглашения, заключённые
в рамках СНГ и Европейского Союза.
Договоры могут классифицироваться
и по объекту регулирования. С
этой точки зрения договоры
подразделяются на договоры по
политическим, экономическим, правовым
вопросам, по вопросам транспорта,
связи и т.д. Договоры могут
быть закрытыми либо открытыми.
К закрытым договорам относятся,
как правило, уставы международных
организаций, двусторонние договоры.
Участие в таких договорах
для третьих стран предполагают
согласие их участников. В открытых
договорах может участвовать
любое государство, и такое участие
не зависит от согласия сторон
договора. Открытыми договорами
являются Договор о всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний 1996
г. Венская конвенция о праве
договора 1969 и др.
Федеральный закон
РФ «О международных договорах
РФ» 1995 г. предусматривает классификацию
договоров на межгосударственные
договоры, заключаемые от имени
России, межправительственные, заключаемые
от имени правительства РФ, межведомственные,
заключаемые ведомствами России
в пределах своих полномочий.
При этом следует иметь в
виду, что независимо от того,
какой государственный орган
заключил договор, он создаёт
права и налагает обязанности
на Россию в целом.
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРОВ
Заключение международного
договора представляет собой
процесс, состоящий из ряда последовательных
стадий, главные из которых –
согласование текста договора
и различные способы выражения
согласия на обязательность договора.
Они, в свою очередь, состоят из
ряда этапов, таких как подписание, ратификация,
утверждение, присоединение и др. Любой
международный договор является результатом
согласования воли государств или других
субъектов международного права. Государства
заключают договор в лице своих высших
органов государственной власти или управления.
Международные организации заключают
договоры через свои компетентные органы,
указанные в их уставах или других нормативных
актах этих организаций.
В подавляющем большинстве
случаев органы государства, заключая
международные договоры, действуют
через специально уполномоченных на то
лиц. Для этого им выдаются особые документы,
называемые полномочиями. В соответствии
со ст. 7 Венской конвенции 1969 г. главы государств,
главы правительств и министры иностранных
дел могут представлять своё государство
без специальных полномочий. К такой категории
лиц относятся также главы дипломатических
правительств, но только в целях принятия
текста договора; для подписания договора
им нужны специальные полномочия. Однако
в подавляющем большинстве органы государства,
заключая международные договоры, действуют
через специально на то уполномоченных
лиц. В полномочиях удостоверяются право
на ведение переговоров, принятие договора,
установление его аутентичности, подписание
и другие способы выражения согласия на
обязательность договора.
Полномочия должны
выдаваться компетентными органами
государства в соответствии с
его внутригосударственным правом.
Например, полномочия на ведение
переговоров и на подписание
международных договоров РФ предоставляются:
а) в отношении договоров, заключаемых
от имени РФ, - Президентом, а в отношении
договоров, заключаемых от имени РФ, по
вопросам, относящимся к ведению Правительства,
- правительством РФ. Полномочия на ведение
переговоров и на подписание указанных
договоров оформляются от имени Президента
или Правительства Министерством иностранных
дел; б) в отношении договоров, заключаемых
от имени Правительства, - Правительством
РФ. Такие полномочия оформляются министерством
иностранных дел; в) в отношении договоров
межведомственного характера – федеральным
министром, руководителем иного федерального
органа исполнительной власти. Кроме полномочий
лица, ведущие переговоры, получают от
своих правительств инструкции, которые
определяют позицию делегаций по обсуждаемым
вопросам.
По Конституции Российской
Федерации в соответствии с
Федеральным конституционным законом
«О Правительстве Российской
Федерации» 1997 г. в пределах своих
полномочий заключает международные
договоры (ст.21). Председатель Правительства
и министр иностранных дел
РФ в силу своих функций
и в соответствии с международным
правом ведут переговоры и
подписывают международные договоры.
Федеральный министр,
руководитель иного федерального
органа исполнительной власти
в пределах своей компетенции
вправе вести переговоры и
подписывать международные договоры
межведомственного характера.
Федеральный закон
«О международных договорах РФ»
определяет полномочия государственных
органов относительно инициативы
заключения договоров. Предусмотрены
две процедуры – рекомендации
и предложения о заключении
международных договоров.4 Рекомендации в зависимости
от характера затрагиваемых вопросов
представляются на рассмотрение Президента
или Правительства РФ. Правом на это обладают
по вопросам их ведения Государственная
Дума, Совет Федерации, субъекты Федераций,
а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный
Суд, Генеральная прокуратура, Центральный
банк и Уполномоченный по правам человека.