Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 11:33, курсовая работа
В процессе общественного развития как единого пути эволюции человеческой цивилизации неизбежно появляются проблемы, которые в силу своей значимости достигают уровня, когда начинают пересекать национальные границы и распространяться по всей планете, невзирая на конкретные социально-политические условия, существующие в различных странах. Они приобретают качество глобальных проблем. Проблема охраны окружающей среды как целостной системы с общими связями, отношениями и функциями в настоящее время объективно признана проблемой глобального характера.
Введение 3
1 Понятие принципов международного экологического права 6
2 Система принципов международного экологического права 12
Заключение 20
Список использованных источников 23
Недопустимость нанесения
Россия принимала участие в разработке основных документов, необходимых для осуществления подписанной в 1991 г. Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. За короткий срок была ратифицирована Конвенция 1992 г. о трансграничном воздействии промышленных аварий. На конференции в Люцерне в 1993 г. Россия присоединилась к процессу «Окружающая среда для Европы». Вопрос в том, что Россия «импортирует» сернистых и азотистых выбросов в три раза больше, чем «экспортирует» их в страны Европы. Западные ветры приносят загрязненные воздушные массы, которые выпадают кислотными дождями на европейской части России. Страны Северной Европы единственно получают больше сернистых загрязнений из России из-за расположенных на Кольском полуострове никелевых комбинатов, выбрасывающих до 300 тысяч тонн сернистых газов в год. Выпадение кислотных дождей приводит к гибели лесов на севере России. Корпорация Северных стран по финансированию охраны окружающей среды предоставила России финансовую и техническую поддержку в размере 41 млн. долларов для улучшения состояния окружающей среды.
Принцип устойчивого развития получил
легальное определение в
Данный принцип, постулируемый в соответствующих международных договорах в качестве одной из основных идей - удовлетворение нужд современного поколения без нанесения ущерба будущим поколениям людей, включая комплекс компонентов, отражающих ключевые аспекты функционирования и взаимодействия социальной, экономической и экологической сфер, рассматривается в национально-правовых актах Российской Федерации в качестве главного принципа государственного регулирования в области использования и охраны природной среды и определяет основы для согласованного развития национального законодательства в рамках международного сообщества.
Другими словами, экологическое законодательство ориентировано на отношения, касающиеся устойчивого развития, регулируются рядом законов, а также Указами Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» [22] и от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [23], они же определили основные направления государственной политики в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
Эти проблемы нашли свое воплощение и развитие в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р [24]. Разработанная Министерством природных ресурсов России с участием федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов, доктрина определяет сохранение и восстановление природных систем как одно из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения и поддержания соответствующего качества природной среды.
Недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования радиоактивных веществ (ядерной энергии). Угроза указанного заражения в подавляющем большинстве исходит от промышленных, военных, научных и других объектов. На сегодняшний день актуальной стала проблема нераспространения (запрет на ввоз-вывоз) средств потенциального радиоактивного заражения на территорию государств без принятия надежных средств радиоактивной безопасности. Имеется в виду недопущение размещения на своей территории ядерных источников, не обеспеченных должной экологической защитой, и аналогичный подход к захоронениям ядерных отходов на своей территории.
Представление о способах предупреждения в области международного экологического права должно быть ясным, иначе порядок реализации будет определяться только на основании ограничений. Важность создания норм превентивного характера определяется и таким обстоятельством: между возникновением проблемы в области окружающей среды и последствиями, способными вызвать гибель людей, разрушения возможен большой временной разрыв. Серьезные проблемы по окружающей среде одного государства не сразу и не всегда способствуют осознанию подобных проблем на международном уровне. Такой длительный процесс не вызывает немедленных решительных действий со стороны государств.
Международно-правовое запрещение испытаний, военного использования и уничтожения неядерного оружия выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.
Конвенция о запрещении военного или
любого иного враждебного
Обеспечение экологической безопасности как принцип выделяет главное: недопущение экоспазма как условие выживаемости человечества, устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью, отражает глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. При этом защита и улучшение охраны окружающей среды, рациональное использование всех природных ресурсов тесно увязываются с обеспечением всех аспектов международной безопасности, в том числе с разоружением.
В Концепции внешней политики Российской Федерации определено: «Россия выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе с привлечением новейших технологий, в интересах всего международного сообщества».
Например, возникновение чрезвычайных обстоятельств, способных привести к угрозе экологической безопасности РФ, относится к исключительным обстоятельствам, дающим России право в порядке осуществления своего государственного суверенитета выйти из Договора СНВ-2 (ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2000 г. «О ратификации Договора между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений»).
Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права.
Загрязнение нефтепродуктами, другими производственными и бытовыми отходами представляет наибольшую угрозу Мировому океану. Поэтому еще в 1954 г. в Лондоне была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. Вопросам охраны Мирового океана от загрязнения посвящено большое число других правовых актов: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, 1972 г.), Конвенция по предотвращению загрязнения сбросами с судов, Лондон (МАРПОЛ), с поправками Протокола к Международной конвенции 1973 г. о предотвращении загрязнения сбросами с судов, Лондон, от 15 марта 1985 г. и другие.
В рамках Арктического Совета Россия участвует наряду с другими семью арктическими странами в реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики, предусматривающей мониторинг, сохранение фауны и флоры, охрану морской среды и готовность к чрезвычайным ситуациям. Результатом этой Стратегии, принятой на встрече в 1991 г., явилось активное сотрудничество, свободный обмен информацией и публикациями научных исследований и оценок.
Среди целого ряда принципов, характерных для межгосударственно-правовой охраны окружающей среды, международная ответственность за ее сохранение занимает одно из главенствующих мест.
Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм международного права и нанесению вреда или ущерба, недопустимы. Также недопустимы ссылки на незнание норм международного права или их неправильное толкование и применение.
Проблема заключается в том,
что в большинстве
Очевидно, процесс включения
На основании проведенного исследования представляется возможным построить следующие выводы.
Сегодня можно говорить о формировании новой самостоятельной отрасли международного права - международного права окружающей среды, или международного экологического права. Основными источниками данной отрасли являются международный договор и международный обычай.
Представляется возможным
- ограничение вредных
- установление экологически целесообразного (рационального) режима использования природных ресурсов;
- международную охрану
- регулирование научно-
Как показало исследование, принципы или основные начала предопределяют характер всего права. Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.
Информация о работе Принципы международного экологического права