Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:12, дипломная работа
Целью данного исследования является обоснование и разработка теоретико-правовых подходов к созданию системы правового регулирования противодействия терроризму в интересах укрепления безопасности в целом, в контексте соотношение данного регулирования в российском и законодательстве зарубежных стран.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих задач:
выявление и анализ своеобразия регулирования противодействия терроризму в законодательствах зарубежных стран;
анализ механизма правового регулирования противодействия терроризму в российском законодательстве как основного инструмента противодействия терроризму в России;
анализ проблемы правомерности упреждающих и превентивных силовых действий и вооруженных ударов как ответ на новые угрозы, исходящие от современного терроризма.
Введение……………………………………….……………………..……3
Глава I. Регулирование противодействия терроризму в законодательстве иностранных государств……………………..….…...5
Глава II. Регулирование противодействия терроризму в российском законодательстве…………………………..…21
Глава III. Упреждающие меры самообороны по международному праву…………….46
Заключение……………………………….….…….……………………65
Список использованной литературы……….………..……………...68
возможность рассмотрения уголовных дел о преступлениях террористического характера, а также дел о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции, в закрытых судебных заседаниях;
ответственность физических и юридических лиц за осуществление террористической деятельности, предусматривающая ликвидацию указанной организации и конфискацию ее имущества с обращением этого имущества в доход государства.
Кроме того, законодатель, указывая в Законе субъектов борьбы (федеральных органов исполнительной власти) с терроризмом и определяя их задачи, вторгся в компетенцию Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нарушив тем самым положения статьи 112 Конституции Российской Федерации, создав неповоротливый механизм борьбы с терроризмом, который был не способен адекватно реагировать на изменение оперативной обстановки.
Наряду с этим реализация отдельных положений Закона на практике также выявила ряд проблемных вопросов ввиду наличия различных подходов к их пониманию.
Например, относительно роли и возможностей средств массовой информации (далее – СМИ) при освещении террористических актов.
Представители СМИ последовательно
отстаивали свою позицию, утверждая, что
борьба с терроризмом не должна являться
предлогом для ограничения
Органы безопасности полагали, что освещение террористических актов должно осуществляться в соответствии с положениями статьи 15 Закона, согласно которой не допускается распространение информации:
1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;
2) способной затруднить
проведение
3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;
4) о сотрудниках специальных
подразделений, членах
При этом эти ограничения
Большие проблемы были также выявлены при решении вопросов о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции, в особенности при наличии большого числа пострадавших от нее. В частности, после проведения операции по освобождению заложников, захваченных в театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года, отдельные потерпевшие, не будучи удовлетворенными выплаченными им суммами, обратились с исками в суд, в том числе в Конституционный суд Российской Федерации, с жалобой о нарушении их конституционных прав положениями статьи 17 Закона.
С принятием в 1998 году Федерального
закона «О борьбе с терроризмом» был
сделан серьезный шаг в направлении
создания специализированного
Федеральной службы безопасности. Вместе
с тем в противодействии
Неконструктивность некоторых подходов отмечалась еще на стадии разработки проекта в заключении Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина на проект Федерального закона «О борьбе с терроризмом»31, которое готовилось при непосредственном участии автора, однако в то время далеко не все конструктивные предложения были восприняты законодателем.
Вместе с тем нельзя принижать роль Закона в формировании правовой основы борьбы с терроризмом, вполне адекватной для своего времени.
Благодаря Закону была сформирована
Федеральная
Однако Закон не решил главную задачу. Он не создал национальную систему противодействия терроризму, в которой были бы задействованы все государственные органы. Если в советский период слабая разработанность правового регулирования борьбы с терроризмом при развитой системе общей и частной его профилактики и незначительности террористических угроз не была чревата серьезными последствиями, то на этапе крупных политических и социально-экономических преобразований в России 1990-х годов, когда возникли условия, способствовавшие росту террористических угроз, это стало методологической ошибкой российского законодателя, своевременно не отреагировавшего на происходящие перемены. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» не стал межсистемным законом, который мог бы положить начало формированию отрасли «антитеррористического права».
Наличие обозначенных проблем и вопросов, нарастание угрозы терроризма, в том числе международного (события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке), а также результаты практического применения норм Закона, в том числе при реакции государства на диверсионно-террористические акты в Москве, Беслане, Волгодонске и других городах, выявили необходимость нового подхода к оценке угроз, содержанию и тактике действий, позволяющих создать новый механизм противодействия терроризму, основанный прежде всего на мерах профилактической направленности.
Следует отметить, что работа над законопроектом проводилась в Минюсте России на протяжении двух лет и еще не была завершена, когда произошли события в Беслане, после которых стало очевидно, что законодательство Российской Федерации нуждается в совершенствовании именно в части создания правовых основ формирования и функционирования государственной системы противодействия терроризму, реализующей единую государственную политику в этой области. Соответствующие поручения были сформулированы в Указе Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом».
После опубликования данного Указа в рамках реализации указанных поручений разработан проект Федерального закона «О противодействии терроризму», который был внесен на рассмотрение в Государственную думу. После принятия законопроекта в первом чтении в декабре 2004 года при Комитете Государственной думы по безопасности (ответственный комитет) под руководством депутата Государственной думы А. С. Куликова была сформирована рабочая группа. Перед ней была поставлена задача подготовить законопроект для рассмотрения Государственной думой во втором чтении. Государственно-правовым управлением совместно с ФСБ России были подготовлены замечания по проекту закона, в котором предлагались конкретные пути формирования новой системы противодействия терроризму. Президент Российской Федерации В. В. Путин согласился с ними и направил их в качестве заключения на проект Федерального закона «О противодействии терроризму»33 в Государственную думу, однако и после этого дебаты в рабочей группе продолжались.
О непростой судьбе подготовки проекта Федерального закона «О противодействии терроризму» свидетельствуют сроки его подготовки и тот факт, что закон был принят Государственной думой только после подписания Президентом Российской Федерации подзаконного акта, который должен был, по канонам правил юридической техники, быть выпущен в его развитие, – Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму». После выхода данного Указа работа пошла в конструктивном русле.
Главной отличительной особенностью нового закона является то, что наряду с новым определением терроризма противодействие терроризму теперь рассматривается как деятельность государства и общества по трем основным направлениям: профилактика терроризма, то есть выявление и устранение причин, порождающих терроризм и позволяющих совершать террористические акты; борьба с терроризмом, то есть специальные мероприятия по выявлению, пресечению, предупреждению, раскрытию и расследованию террористических актов; минимизация и (или) ликвидация проявлений терроризма.
Изменилась также
Система противодействия терроризму, образованная в соответствии с данным Указом, включает в себя следующие элементы:
Национальный
Федеральный оперативный штаб, образованный в составе Комитета для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями;