Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 16:38, контрольная работа
Небезызвестно, что предметом регулирования международного частного права (далее – МЧП) выступают частноправовые отношения, отягощенные иностранным элементом. Субъект МЧП – лицо, обладающее по МЧП способностью осуществлять права и юридические обязанности (иностранные по отношению друг к другу физические и юридические лица, а также государство).
1. Понятие и содержание статута субъекта трансграничного правоотношения…………………………………………………………………..3
2 в. Государство как субъект трансграничных, отношений. Понятие юрисдикционного иммунитета государства, его виды, содержание……..…..10
Список использованных источников…...……………………………….14
Кафедра международного частного права
Тема 1. Субъекты трансграничных отношений
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и
содержание статута субъекта
трансграничного
2 в. Государство как субъект трансграничных, отношений. Понятие юрисдикционного иммунитета государства, его виды, содержание……..…..10
Список использованных источников…...……………………………….14
1. Понятие и содержание
статута субъекта
Небезызвестно, что предметом регулирования международного частного права (далее – МЧП) выступают частноправовые отношения, отягощенные иностранным элементом. Субъект МЧП – лицо, обладающее по МЧП способностью осуществлять права и юридические обязанности (иностранные по отношению друг к другу физические и юридические лица, а также государство).
Согласимся с мнением С.Н. Лебедева и Е.В. Кабатовой о том, что «к субъектам МЧП принято относить: физических лиц (граждане, лица без гражданства – апатриды, иностранные граждане, лица, имеющие двойное гражданство – бипатриды); юридических лиц (отечественные, иностранные и международные – в том числе международные неправительственные организации); государства; нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов; международные межправительственные организации; государственно подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права» [11, с. 69].
Важно отметить, что физические и юридические лица, как субъекты МЧП являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права – с другой.
Как верно отмечает С.Н. Мызров, «государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет физическое, либо юридическое лицо» [12, с. 61]. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП: они будут находиться в сфере действия международного публичного права.
Как мы видим, к субъектам МЧП традиционно относят физических лиц, юридических лиц и государства. Сегодня в этот список можно добавить также организации, не являющиеся юридическими лицами, и муниципальные образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что субъект трансграничного правоотношения – это участник гражданского правоотношения, осложненного иностранным элементом.
По мнению М.В. Кураковой, «под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей» [9, с. 14].
Таким образом, к субъектам трансграничного правоотношения относят: 1) физические лица; 2) юридические лица (отечественные, иностранные, международные неправительственные организации); 3) организации, не являющиеся юридическими лицами; 4) государства; 5) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов; 6) международные межправительственные организации; 7) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права.
Полагаем, наиболее значимым субъектом МЧП является физическое лицо. Граждане РФ могут участвовать в международных частноправовых отношениях, при этом на территории РФ их правовое положение регулируется материальным правом России. В то же время эта группа физических лиц может вступать в международные частноправовые отношения, находясь за пределами Российской Федерации. В этом случае они дополнительно попадают под действие иностранного права.
На практике, говоря о физических лицах в МЧП, имеются в виду иностранцы, находящиеся на территории РФ (лица, постоянно проживающие на территории РФ; лица, временно проживающие на территории РФ; лица, временно пребывающие на территории РФ).
Согласно ст. 1195 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ [4] (далее – ГК РФ) личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.
Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.
Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.
При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.
Не менее значимым субъектом МЧП выступают юридические лица, среди которых можно выделить национальные, иностранные и международные юридические лица (отметим, что термин «национальность» к юридическим лицам применяется, подчеркивая связь юридического лица с определенным государством, но становится все более условным).
Согласно ст. 1202 ГК РФ, личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.
На основе личного
закона юридического лица
1) статус организации в качестве юридического лица;
2) организационно-правовая форма юридического лица;
3) требования к наименованию юридического лица;
4) вопросы создания, реорганизации
и ликвидации юридического
5) содержание правоспособности юридического лица;
6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренние отношения,
в том числе отношения
Нельзя не согласиться с точкой зрения А.О. Четверикова о том, что «вопрос о существовании наднациональных юридических лиц приобретает сегодня все более широкое распространение» [13, с. 78]. Их существенным преимуществом по сравнению с подобными национальными формами организаций является возможность изменять свое место нахождения, т.е. переносить юридический адрес (и, соответственно, центральное управление) из одного государства в другое. Однако, поскольку сфера их существования ограничена территорией Европейского союза, полагаем, что дальнейшее политическое объединение Евросоюза приведет к изменению статуса таких юридических лиц.
В российском праве отдельное внимание уделяется национальным юридическим лицам с полным или частичным иностранным участием. Их правовой статус дополнительно определяется Федеральным законом от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» [7].
Среди юридических лиц выделяют международные юридические лица, под которыми современная западная правовая доктрина признает юридические лица, созданные, во-первых, либо непосредственно в силу международного договора (Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейское общество химической обработки облученных горючих материалов («Еврохемик»), либо, во-вторых, на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором (Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования («Еврофирма»), Банк международных расчетов (БМР)).
В советской юридической литературе понятие международного юридического лица применялось к международным банкам стран-членов СЭВ – Международному банку экономического сотрудничества и Международному инвестиционному банку (МИБ). В современной экономической литературе монополии, деятельность которых охватывает многие страны, делятся на несколько групп.
Первая группа – это национальные общества, тресты, компании и т.п., имеющие за рубежом многочисленные филиалы и дочерние фирмы. Такие монополии являются международными по сфере своей деятельности, но национальными по капиталу, поэтому в качестве международных юридических лиц они рассматриваться не могут (например, «Дженерал моторз» (США), «Фольксваген» (ФРГ), «Филипс» (Нидерланды)).
Вторую группу монополий составляют транснациональные объединения, являющиеся международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу. Однако, несмотря на то, что в них функционирует капитал нескольких государств, созданы эти монополии как юридические лица одного государства. Поэтому международными юридическими лицами они также не считаются.
Не являются международными юридическими лицами и так называемые «смешанные общества» – торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юридическим лицам или гражданам различных государств.
Согласимся с С.Н. Мызровым в том, что под иностранным юридическим лицом необходимо понимать «организацию, образованную и зарегистрированную в соответствии с законодательством другого государства» [12, с. 63]. Основным значением данного определения является то, что правоспособность иностранного юридического лица (способность иметь гражданские права и нести обязанности) возникает в соответствии с законодательством какого-либо иностранного государства. В ч. 4 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [3] (далее – ГК РФ) содержится общая норма, в соответствии с которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Следовательно, если в законах, действующих на территории Российской Федерации, не содержится специальных норм в отношении правоспособности иностранных юридических лиц, то к гражданским отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к правоспособности юридических лиц, зарегистрированных на территории и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иностранные и международные юридические лица могут осуществлять свою деятельность в России через уполномоченных физических лиц либо через филиалы и представительства.
Особое место среди иностранных юридических лиц занимают офшорные компании. Офшорная компания, как верно отмечает Е.А. Крутий, – это «иностранная компания, зарегистрированная в офшорном центре страны, предоставляющей особые льготы» [10, с. 17]. Такие компании обладают правом работы только за рубежом, не по месту своей регистрации. Небольшие страны поощряют создание на своей территории офшорных компаний, чтобы развивать офшорный бизнес, приносящий дополнительный доход этим странам.
Одной из наиболее популярных целей использования офшорной компании является оптимизация налогов (Google, Microsoft, General Electric, Pfizer, BMW или General Motors). С помощью верно структурированной офшорной компании можно также достичь следующих преимуществ: защита собственности, анонимность и конфиденциальность, оптимизация расходов, облегчённые требования отчётности и бюрократии.
В рамках МЧП часто поднимается вопрос о транснациональных корпорациях – компаниях, владеющих производственными подразделениями в нескольких странах. Главная особенность таких организаций – осуществление своей деятельности на территории нескольких государств и обладание огромными финансовыми ресурсами, зачастую превосходящими экономические возможности государств, где они осуществляют свою деятельность [8, с. 264].
Государства (государственные образования) – особые субъекты права в силу своего суверенитета. Вступая в отношения с частными лицами, государства сохраняют свою публично-правовую сущность, но зачастую государство вынуждено вступать и в частноправовые отношения: заключать договоры поставки, энергоснабжения, аренды, купли-продажи, решать вопросы реализации имущества государства, размещения ценных бумаг и т.д.
В международном публичном праве, помимо государств, в качестве субъектов права выступают международные организации; нации и народы, борющиеся за самоопределение, государственно-подобные образования. В МЧП эти субъекты получают иной статус: международные организации выступают как международные юридические лица, государственно-подобные образования можно рассматривать в частноправовых отношениях наравне с государствами, а вот нации и народы, борющиеся за самоопределение, не получают самостоятельный частноправовой статус.
Таким образом, субъект трансграничного правоотношения – это участник гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, под которым понимают имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.