Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международное право".
20 вопрос. Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.
Санкции в порядке самопомощи. Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона. Реторсии — это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное с точки зрения международного права поведение), они санкциями не являются. Международная практика выработала следующие формы реторсий: установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей и др.В качестве реторсий следует также рассматривать такие меры, как национализация собственности государства-нарушителя, его предприятий и граждан. Политическими формами реторсий являются всевозможные ограничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан государства-нарушителя; отзыв дипломатического представителя из государства-нарушителя; объявление сотрудников дипломатического представительства государства персонами non grata; отмена запланированных визитов руководителей и т.д.
Репрессалии — это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другого государства, совершившего правонарушение. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рассматриваются как акты агрессии.Выработаны следующие формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-нарушителя), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства); замораживание вкладов страны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя. К политической форме репрессалий следует относить: денонсацию или аннулирование договоров с этим государством; непризнание (отказ государства признавать ситуации или действия, порожденные неправомерными с точки зрения международного права актами правонарушителя).
Непризнание имеет несколько основных форм: отказ государства признавать юридическую силу договоров и соглашений, заключенных в результате неправомерного применения силы или противоречащих общепризнанным принципам международного права; отказ признавать фактические ситуации, создавшиеся в результате неправомерных действий (например, непризнание территориальных изменений, происшедших в результате агрессии); отказ признавать противоправный режим в данном государстве и др.
Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостановление дипломатических и консульских отношений. Эти меры представляют собой прекращение (постоянное или временное) потерпевшим государством дипломатических и/или консульских связей. При этом разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва консульских отношений. Замечу, что данные меры могут применяться и в ответ на недружественный акт, но тогда они не имеют характера санкций.
Самооборона — это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве.В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.Необходимая оборона представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизодический, «разовый» характер и не преследуют цели развязывания войны. Самооборона от агрессии — это отражение акта агрессии посредством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по международному праву и прежде всего по Уставу ООН. При этом ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрессором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций являются отражение вооруженного нападения, восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности, обеспечение привлечения правонарушителя к ответственности
Санкции, осуществляемые
с помощью международных
Меры, осуществляемые по Уставу ООН, могут применяться в двух формах: отдельными государствами от имени и по специальным полномочиям ООН; специально создаваемыми вооруженными силами ООН. Определение порядка применения вооруженных мер относится к компетенции Совета Безопасности ООН. Коллективные меры применяются при необходимости предотвращения угрозы миру и подавления акта агрессии, однако они могут осуществляться не только для пресечения агрессии конкретного государства, но и в целях предотвращения усугубления международного вооруженного конфликта.
Санкции вооруженного характера должны применяться, если исчерпаны остальные меры воздействия.
21 вопросСогласно международному праву каждое государство и субъекты международного права обязаны разрешать споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
Принцип мирного разрешения международных споров является императивным принципом международного права. Он закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и во многих других универсальных, региональных и двусторонних договорах.
Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и при соблюдении принципа свободного выбора средств в соответствии с обязательствами по Уставу ООН и принципами справедливости и международного права. Применение какой-либо процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства государств.
Государства, являющиеся сторонами в споре, должны продолжать соблюдать в своих взаимоотношениях их обязательства в соответствии с основными принципами международного права, касающимися суверенитета, независимости и территориальной неприкосновенности государств, а также другими общепризнанными принципами и нормами современного международного права.
Устав ООН делит споры на две категории:
особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34);
любые другие споры (п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 36).
Наряду с термином «споры» в Уставе ООН употребляется понятие «ситуация» (ст. 34, п. 1 ст. 33). Ситуация также «может привести к международным трениям» или вызвать «спор».
Таким образом, деление международных конфликтов на споры и ситуации является условным и относительным. Ситуация — более широкое понятие, чем спор. Как споры, так и ситуации могут угрожать миру и безопасности, и в силу этого рассмотрение их входит в компетенцию Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других органов ООН.
Устав ООН, а также другие международные договоры не содержат четкого разграничения между политическими и юридическими спорами. Согласно п. 3 ст. 36 Устава ООН споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд. Политические споры как наиболее важные и сложные (например, по территориальным проблемам, определению границ) решаются политическими средствами.
Перечень видов мирных средств
в Уставе ООНне является исчерпывающим,
а некоторые из них являются декларативно-
Декларация о принципах
Согласно ст. 33 Устава ООН государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем:
переговоров;
обследования;
посредничества;
примирения;
арбитража;
судебного разбирательства;
обращения к региональным органам или соглашениям;
иными мирными средствами по своему выбору.
В поисках подобного
В своем развитии мирные средства разрешения споров не остаются неизменными. Они развиваются в зависимости от исторической эпохи и особенностей соотношения сил на международной арене.
Таким образом, к международно-правовым средствам решения споров (конфликтов) можно отнести:
1) Международные переговоры.
2) Консультации.
3) Международные следственные комиссии.
4) Примирительные комиссии.
5) Добрые услуги и
6) Международный третейский суд.
7) Международные судебные органы:
Международный суд ООН
Международный трибунал по морскому праву.
Европейский суд по правам человека.
24.
Право международных договоров - отрасль
международного права, определяющая порядок
заключения, действия и прекращения
международных договоров. В теории
и практике используется и такое понятие,
как международное договорное право, под
которым понимаются Нормы, созданные договорами,
в отличие от норм международного обычая.
25.
Стадии заключения международных договоров
Венская конвенция о праве договоров 1969 г. определила три стадии
заключения договоров (ст.9-11). Первая стадия – принятие текста. Текст
принимается по согласию всех участвующих в его составлении, а для
многостороннего договора — большинством в две трети участников конференции. Принятие текста не налагает на участников юридических обязательств. Вторая стадия – установление аутентичности текста, которое осуществляется путем подписания, подписания ad referendum или парафирования текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст. Третья стадия — согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного в самом договоре.
Таким образом, заключение международных договоров – процесс становления договорной нормы международного права и формирования соглашения между государствами, выраженный в ряде последовательных стадий и юридических действий, содержание которых зависит от взаимных интересов, намерений, позиций, законодательства и практики сторон, от существа, предмета, и целей договорённости
26.
Обеспечение выполнения
международных договоров
Международные гарантии. Под международными
гарантиями понимается международно-правовой
акт, предусматривающий поручительство
или заверение государства или группы
государств принять все необходимые меры,
чтобы побудить участника либо участников
выполнить заключенный договор. Так, в
1925 г. Германия, Бельгия, Франция, Великобритания
и Италия заключили Локарнский договор
о взаимной гарантии, в котором было указано,
что его участники гарантируют индивидуально
и коллективно сохранение территориального
status quo и нерушимость границ между Германией
и Бельгией и Германией и Францией.
Международный контроль может осуществляться
в разнообразных формах. Например, такой
контроль осуществляется специальными
комитетами. Так, в соответствии с Международным
пактом о гражданских и политических правах
1966 г. создан Комитет по правам человека,
осуществляющий контроль за соблюдением
государствами-участниками прав и свобод
человека и гражданина, закрепленных в
Пакте. Такие комитеты созданы в соответствии
и с другими договорами в области прав
человека (Комитет по правам ребенка, Комитет
по ликвидации расовой дискриминации
и др.).
Международные организации играют значительную
роль в обеспечении выполнения договоров,
поскольку их органы, согласно уставам,
часто уполномочиваются рассматривать
вопросы соблюдения их членами своих договорных
обязательств.
В договорах может специально предусматриваться,
что международный контроль возлагается
на определенные международные организации.
Так, МАГАТЭ в соответствии с Договором
о нераспространении ядерного оружия
1968 г. осуществляет контроль за соблюдением
договорных обязательств о нераспространении
ядерного оружия путем осуществления
инспекций. Могут создаваться специальные
организации для обеспечения соблюдения
и исполнения положений договора. Например,
Конвенцией о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического
оружия и о его уничтожении 1993 г. предусматривается
создание организации для осуществления
международной проверки соблюдения конвенционных
положений ее участниками.
Обеспечению выполнения договоров содействует
также существование института международной
ответственности за правонарушения.