Шпаргалка по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международное право".

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

20 вопрос. Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.

Санкции в порядке  самопомощи. Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатичес­ких или консульских отношений, самооборона. Реторсии — это ответные принудительные меры субъекта, на­правленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонару­шение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное с точки зрения международного права поведение), они санкциями не являются. Международная практика выработала следующие формы ретор­сий: установление ограничений на импорт товаров из государства-на­рушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого госу­дарства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей и др.В качестве реторсий следует также рассматривать такие меры, как национализация собственности государства-нарушителя, его пред­приятий и граждан. Политическими формами реторсий являются всевозможные ог­раничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан государства-нарушителя; отзыв дипломатического представителя из государства-нарушителя; объявление сотрудников дипломатического представительства государства персонами non grata; отмена запланированных визитов руководителей и т.д.

Репрессалии — это ответные принудительные меры, направлен­ные на ограничение прав другого государства, совершившего право­нарушение. Современное международное право запрещает воору­женные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рас­сматриваются как акты агрессии.Выработаны следующие формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-наруши­теля), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства); замораживание вкладов стра­ны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя. К политической форме репрессалий следует относить: денонса­цию или аннулирование договоров с этим государством; непризнание (отказ государства признавать ситуации или действия, порожденные неправомерными с точки зрения международного права актами пра­вонарушителя).

Непризнание имеет несколько основных форм: отказ государства признавать юридическую силу договоров и  соглашений, заключен­ных в результате неправомерного применения силы или  противоре­чащих общепризнанным принципам  международного права; отказ признавать фактические ситуации, создавшиеся в результате непра­вомерных действий (например, непризнание территориальных изме­нений, происшедших в результате агрессии); отказ признавать про­тивоправный режим в данном государстве и др.

Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостанов­ление дипломатических и консульских отношений. Эти меры пред­ставляют собой прекращение (постоянное или временное) потерпев­шим государством дипломатических и/или консульских связей. При этом разрыв дипломатических отношений не означает автоматичес­кого разрыва консульских отношений. Замечу, что данные меры могут применяться и в ответ на недружественный акт, но тогда они не имеют характера санкций.

Самооборона — это особый вид санкций, выражающихся в при­менении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодатель­стве.В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.Необходимая оборона представляет собой отражение актов при­менения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принуди­тельные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизо­дический, «разовый» характер и не преследуют цели развязывания войны. Самооборона от агрессии — это отражение акта агрессии посред­ством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязатель­ствами государств по международному праву и прежде всего по Ус­таву ООН. При этом ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрес­сором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций явля­ются отражение вооруженного нападения, восстановление междуна­родного мира и обеспечение международной безопасности, обеспе­чение привлечения правонарушителя к ответственности

Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций , являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонару­шителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, может осуществляться в следующих формах: лишение права голоса государств, не выполняющих приня­тых на себя обязательств; лишение права представительства в орга­низации (неизбрание в органы организации, неприглашение на про­водимые в ее рамках конференции); лишение права на получение помощи, получаемой в рамках этой организации, временное приос­тановление членства в международной организации; исключение из международной организации.Исключение правонарушителя из международного общения может выражаться в лишении права сотрудничества с другими субъ­ектами вне рамок международной организации (полный или частичный разрыв экономических, политических, военных и иных отноше­ний, транспортного сообщения, связи, разрыв дипломатических и консульских отношений и т.д.).

Меры, осуществляемые по Уставу ООН, могут  применяться в двух формах: отдельными государствами от имени и по специальным  полномочиям ООН; специально создаваемыми вооруженными сила­ми ООН. Определение порядка применения вооруженных мер отно­сится к компетенции Совета Безопасности ООН. Коллективные меры применяются при необходимости предот­вращения угрозы миру и подавления акта агрессии, однако они могут осуществляться не только для пресечения агрессии конкретного го­сударства, но и в целях предотвращения усугубления международно­го вооруженного конфликта.

Санкции вооруженного характера должны применяться, если ис­черпаны остальные меры воздействия.

 

21 вопросСогласно международному праву каждое государство и субъекты международного права обязаны разрешать споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Принцип мирного разрешения международных  споров является императивным принципом международного права. Он закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и во многих других универсальных, региональных и двусторонних договорах.

Международные споры разрешаются  на основе суверенного равенства  государств и при соблюдении принципа свободного выбора средств в соответствии с обязательствами по Уставу ООН и принципами справедливости и международного права. Применение какой-либо процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства государств.

Государства, являющиеся сторонами  в споре, должны продолжать соблюдать  в своих взаимоотношениях их обязательства  в соответствии с основными принципами международного права, касающимися суверенитета, независимости и территориальной неприкосновенности государств, а также другими общепризнанными принципами и нормами современного международного права.

Устав ООН делит споры на две категории:

особо опасные, продолжение которых  может угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34);

любые другие споры (п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 36).

Наряду с термином «споры» в  Уставе ООН употребляется понятие  «ситуация» (ст. 34, п. 1 ст. 33). Ситуация также «может привести к международным трениям» или вызвать «спор».

Таким образом, деление международных  конфликтов на споры и ситуации является условным и относительным. Ситуация — более широкое понятие, чем  спор. Как споры, так и ситуации могут угрожать миру и безопасности, и в силу этого рассмотрение их входит в компетенцию Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других органов ООН.

Устав ООН, а также другие международные  договоры не содержат четкого разграничения  между политическими и юридическими спорами. Согласно п. 3 ст. 36 Устава ООН споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд. Политические споры как наиболее важные и сложные (например, по территориальным проблемам, определению границ) решаются политическими средствами.

Перечень видов мирных средств  в Уставе ООНне является исчерпывающим, а некоторые из них являются декларативно-рекомендательными.

 

Декларация о принципах международного права 1970 г. указывает на то, что международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.

Согласно ст. 33 Устава ООН государства  должны стремиться к скорейшему и  справедливому разрешению своих  международных споров путем:

переговоров;

обследования;

посредничества;

примирения;

арбитража;

судебного разбирательства;

обращения к региональным органам  или соглашениям;

иными мирными средствами по своему выбору.

В поисках подобного урегулирования стороны должны согласовывать такие  мирные средства, которые соответствовали  бы обстоятельствам и характеру спора.

В своем развитии мирные средства разрешения споров не остаются неизменными. Они развиваются в зависимости  от исторической эпохи и особенностей соотношения сил на международной  арене.

Таким образом, к международно-правовым средствам решения споров (конфликтов) можно отнести:

1)    Международные переговоры.

2)    Консультации.

3)    Международные следственные  комиссии.

4)    Примирительные комиссии.

5)    Добрые услуги и посредничество.

6)    Международный третейский  суд.

7)    Международные судебные органы:

Международный суд ООН

Международный трибунал по морскому праву.

Европейский суд по правам человека.

 

 

24.

Право международных договоров - отрасль  международного права, определяющая порядок  заключения, действия и прекращения  международных договоров. В теории и практике используется и такое понятие, как международное договорное право, под которым понимаются Нормы, созданные договорами, в отличие от норм международного обычая. 
 
25.

Стадии заключения международных  договоров

Венская конвенция о  праве договоров 1969 г. определила три стадии

заключения договоров (ст.9-11). Первая стадия – принятие текста. Текст

принимается по согласию всех участвующих  в его составлении, а для

многостороннего договора — большинством в две трети участников конференции. Принятие текста не налагает на участников юридических обязательств. Вторая стадия – установление аутентичности текста, которое осуществляется путем подписания, подписания ad referendum или парафирования текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст. Третья стадия — согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного в самом договоре.

Таким образом, заключение международных договоров – процесс становления договорной нормы международного права и формирования соглашения между государствами, выраженный в ряде последовательных стадий и юридических действий, содержание которых зависит от взаимных интересов, намерений, позиций, законодательства и практики сторон, от существа, предмета, и целей договорённости

 

26.

 

Обеспечение выполнения международных договоров осуществляется самими субъектами международного права. Выполнение договоров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных организаций и т. д. 
 
Международные гарантии. Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств принять все необходимые меры, чтобы побудить участника либо участников выполнить заключенный договор. Так, в 1925 г. Германия, Бельгия, Франция, Великобритания и Италия заключили Локарнский договор о взаимной гарантии, в котором было указано, что его участники гарантируют индивидуально и коллективно сохранение территориального status quo и нерушимость границ между Германией и Бельгией и Германией и Францией. 
 
Международный контроль может осуществляться в разнообразных формах. Например, такой контроль осуществляется специальными комитетами. Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. создан Комитет по правам человека, осуществляющий контроль за соблюдением государствами-участниками прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Пакте. Такие комитеты созданы в соответствии и с другими договорами в области прав человека (Комитет по правам ребенка, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и др.). 
 
Международные организации играют значительную роль в обеспечении выполнения договоров, поскольку их органы, согласно уставам, часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств. 
 
В договорах может специально предусматриваться, что международный контроль возлагается на определенные международные организации. Так, МАГАТЭ в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г. осуществляет контроль за соблюдением договорных обязательств о нераспространении ядерного оружия путем осуществления инспекций. Могут создаваться специальные организации для обеспечения соблюдения и исполнения положений договора. Например, Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. предусматривается создание организации для осуществления международной проверки соблюдения конвенционных положений ее участниками. 
 
Обеспечению выполнения договоров содействует также существование института международной ответственности за правонарушения.

Информация о работе Шпаргалка по "Международное право"