Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:37, контрольная работа
Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.
Введение
Глава I. Внешняя политика Республики Беларусь: представления и реальности._____________________________________________5-15
Первые итоги первого десятилетия______________5-10
СНГ как приоритет____________________________10-12
Российско-белорусские отношения______________12-15
Глава II. Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь за пределами СНГ._____________________________________16-26
2.1 Европейское измерение___________________________16-21
2.2 Белорусско-американские отношения _______________21-23
2.3 Отношения Белоруссии со странами востока_________23-26
Заключение________________________________________27
Список использованной литературы___________________ 28
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»
по дисциплине: Основы идеологи белорусского государства
Самостоятельная управляемая работа студента
на тему: «Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь»
Минск 2013
Содержание
Введение
Глава I. Внешняя политика Республики
Беларусь: представления и реальности.___________________
Глава II. Внешнеполитическая
деятельность Республики Беларусь за
пределами СНГ.__________________________
2.1 Европейское измерение_________
2.2 Белорусско-американские отношения _______________21-23
2.3 Отношения Белоруссии
со странами востока_________
Заключение____________________
Список использованной литературы___________________ 28
Введение
Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.
В этих условиях смысл внешнеполитической
деятельности РБ на ближайший период
может состоять в уклонении от
участия во внешних конфликтах, поиске
и привлечении в республику тех
крох иностранных инвестиций, которые
можно найти при сегодняшнем
дефиците капиталов. Западные инвестиции
и небольшие собственные
Нейтралитет Беларуси, отказ от ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения с Россией, уклонение от идеологизации своей внешней и внутренней политики и от конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций на Западе – все это составляло основу внешнеполитической линии Беларуси от самого момента ее провозглашения.
В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.
Основными направлениями политики на международной арене являются:
Глава I. Внешняя политика Белоруссии: представления и реальности
1. СНГ как приоритет.
Важным приоритетным направлением
внешнеполитической и внешнеэкономической
деятельности Республики Беларусь является
укрепление двустороннего и
Республика Беларусь подписала
и ратифицировала важнейшие уставные
документы СНГ, в том числе
его Устав. Однако Содружество в
силу различных интересов
Белорусское руководство выступает за повышение эффективности деятельности органов СНГ, их реорганизацию с целью оперативного принятия решений и создания действенного механизма по контролю за выполнением принимаемых решений. Программа реформирования СНГ и позиция Беларуси в отношении этой организации были изложены президентом Республики Беларусь А. Лукашенко в его заявлении от 25 ноября 1997 г.
Интересы Беларуси в рамках
СНГ заключаются в создании полноценной
зоны свободной торговли. Это будет
способствовать формированию в рамках
Содружества полноценной
Отношения со странами СНГ
концепция провозглашает
Однако, как известно, в
последнее время СНГ переживает
кризис, который может поставить
под вопрос перспективы его развития.
Сказывается дефицит доверия
между государствами-
К тому же остро стоит проблема выполнения многочисленных соглашений и решений, принятых в рамках Содружества. В ноябре 1997 года исполнительный секретарь СНГ Иван Коротченя сообщил, что из 883 решений, принятых советами глав государств и глав правительств, всеми без исключения государствами-участниками СНГ подписаны только 130. Туркменистан подписал только 48 проц. документов, Азербайджан и Грузия - чуть больше половины. Недалеко от них ушла Украина. Но даже из подписанных документов многие еще не ратифицированы. На этом фоне Белоруссия предстает в выгодном свете: она подписала 94,7 проц. принятых решений, и подавляющее большинство из них вступило в силу.
Белорусское руководство всерьез озабочено судьбой СНГ и разрабатывает проекты его реформирования. В докладе на специальной международной конференции "Шесть лет Содружества: проблемы и перспективы" (Минск, 2-4 марта 1998 года) Лукашенко сожалел, что СНГ не смогло предотвратить или хотя бы смягчить "катастрофические результаты" распада СССР. По его мнению, СНГ, создававшееся для сохранения многовековых связей, было превращено в инструмент "цивилизованного развода", разрыва этих связей. Задача же заключается в том, чтобы СНГ заработало на объединение.
Минск фактически видит будущее
СНГ как возрождение Советского
Союза. По словам Лукашенко, за десятилетия
существования единого
Такие настроения разделяют
немногие руководители стран СНГ, и
надежды на реставрацию всего "позитивного",
что было в советские времена,
едва ли могут стать компасом при
поиске путей реформирования Содружества.
Советская система
Взгляды официального Минска на реформирование СНГ образуют четкую систему координат: организовать общий внутренний рынок товаров, оградив его от "разрушительного воздействия извне", воссоздать общее научное и культурное пространство, совместно защищать внешнеполитические интересы государств-членов Содружества. Предлагается уточнить основные направления и масштабы сотрудничества, ввести принцип консенсуса при принятии решений, а также установить механизм и жесткие сроки их превращения в национальные законодательные и нормативные акты. Все члены Сообщества обязаны отчитываться за выполнение совместно принятых решений.
2. Российско-белорусские отношения
Считается, что высшая ступень
интеграции и взаимодействия на постсоветском
пространстве воплощена в созданном
весной 1997 года Союзе Беларуси и
России. Польза от него при решении
экономических вопросов, межгосударственного
разделения труда, специализации и
кооперирования производства несомненна.
Разработаны и осуществляются 25
целевых и совместных программ (среди
них такие стратегически
По словам Лукашенко, союз с Россией позволил загрузить производственные мощности многих белорусских предприятий, поскольку экономика страны на 80 проц. связана с российской. Особый акцент делается на установление прямых горизонтальных связей, минуя столицы. Белоруссия установила тесные деловые связи с 55 регионами России, подписаны 97 соглашений и протоколов о торгово-экономическом сотрудничестве на региональном уровне. Такое партнерство дало в 1997 году 65 проц. прироста товарооборота между двумя странами.
Тем не менее правительство не удовлетворено достигнутыми результатами и настаивает на активизации Союза. Оно поднимает вопрос о необходимости быстрее создать законодательную базу Союза, принять законы о гражданстве, избирательной системе и статусе органов Союза. Москва, однако, с этим не спешит.
Понятно, что ее интерес к Белоруссии диктуют прежде всего геополитические и стратегические (в том числе военно-стратегические) факторы. Россия последовательно развивает военные связи с Республикой Беларусь и добилась в этом отношении существенных результатов. В декабре 1997-январе 1998 годов это сотрудничество поднялось на новую ступень: были подписаны Договор о военном сотрудничестве и Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере, была утверждена Концепция совместной оборонной политики Белоруссии и России. Речь в этих документах идет о формировании единого оборонного пространства, объединении военных потенциалов, совместном оборонном заказе, согласовании планов военных НИОКР.
Ускоренному развитию экономической стороны Союза Россия уделяет гораздо меньше внимания. Разумеется, Москва заинтересована в устойчивом и стабильном развитии экономики своего важнейшего (и, пожалуй, даже единственного в своем роде) стратегического союзника. Тем не менее влиятельные силы в российских правящих кругах полагают, что при ускоренном сближении экономика Республики Беларусь может стать для России бременем. Да и политическая система Белоруссии в том виде, какой она приняла после ноябрьского (1996 года) референдума, устраивает в Кремле далеко не всех.
В последнее время стало очевидным, что белорусско-российская интеграция наталкивается на серьезные препятствия. Всплеск интеграционных ожиданий, сопровождавший подписание Договора и Устава Союза Беларуси и России, пошел на убыль по мере того, как во взаимоотношениях сторон стали обнаруживаться все новые проблемы. Наиболее дальновидные эксперты, в том числе зарубежные, предупреждали, что развитие белорусско-российского союза неизбежно выявит разницу в подходах, которая способна затормозить и даже дискредитировать интеграцию.
Информация о работе Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь