Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:37, контрольная работа

Краткое описание

Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

Содержание

Введение
Глава I. Внешняя политика Республики Беларусь: представления и реальности._____________________________________________5-15
Первые итоги первого десятилетия______________5-10
СНГ как приоритет____________________________10-12
Российско-белорусские отношения______________12-15
Глава II. Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь за пределами СНГ._____________________________________16-26
2.1 Европейское измерение___________________________16-21
2.2 Белорусско-американские отношения _______________21-23
2.3 Отношения Белоруссии со странами востока_________23-26
Заключение________________________________________27
Список использованной литературы___________________ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_по идеологии_2.docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования  Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»

 

                                                                     

        по дисциплине: Основы идеологи   белорусского государства

 

 

Самостоятельная управляемая работа студента

 

 

 

 

на тему: «Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Выполнил: студент

                                                              1-го курса, гр.1303з

                                                   Скирко Д. И.

                                                                                 Проверил: ст. преподаватель

                                                      Свиридов А.В

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

Содержание

Введение

Глава I. Внешняя политика Республики Беларусь: представления и реальности._____________________________________________5-15

    1. Первые итоги первого десятилетия______________5-10
    2. СНГ как приоритет____________________________10-12
    3. Российско-белорусские отношения______________12-15

Глава II. Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь за пределами СНГ._____________________________________16-26

2.1 Европейское измерение___________________________16-21

2.2 Белорусско-американские  отношения _______________21-23

2.3 Отношения Белоруссии  со странами востока_________23-26

Заключение________________________________________27

Список использованной литературы___________________ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайший период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске и привлечении в республику тех  крох иностранных инвестиций, которые  можно найти при сегодняшнем  дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшие собственные ресурсы  будут направляться на структурную  перестройку части белорусской  экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитического притяжения ЕС.

Нейтралитет Беларуси, отказ от ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения с Россией, уклонение от идеологизации своей внешней и внутренней политики и от конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций на Западе – все это составляло основу внешнеполитической линии Беларуси от самого момента ее провозглашения.

В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется  принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.

Основными направлениями  политики на международной арене  являются:

  • вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства;
  • активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;
  • способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;
  • участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве.

Глава I. Внешняя политика Белоруссии: представления и реальности

1. СНГ как приоритет.

 

Важным приоритетным направлением внешнеполитической и внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь является укрепление двустороннего и многостороннего  сотрудничества со странами СНГ. Она  выступает за превращение Содружества  в региональную организацию с высоким уровнем экономической и политической интеграции. Белорусские представители активно участвуют во встречах руководителей государств и правительств, работе координационных органов СНГ (Межпарламентской Ассамблеи, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Межгосударственного экономического комитета и др.). Столица республики город Минск является местом нахождения исполнительных и координационных органов СНГ.

Республика Беларусь подписала  и ратифицировала важнейшие уставные документы СНГ, в том числе  его Устав. Однако Содружество в  силу различных интересов государств-членов и центробежных процессов на постсоветском  пространстве не смогло стать эффективным  инструментом согласования интересов  и создания сплоченного политико-экономического сообщества. В рамках СНГ возникли региональные группы государств по интересам (Союз Беларуси и России, Центрально-Азиатский  союз, ГУУАМ—Союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы). В 1999 г. из Договора о коллективной безопасности стран  СНГ, заключенного в 1992 г. в Ташкенте, вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. На новый срок Ташкентский договор  продлили Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Россия и Таджикистан. Украина  отказывается участвовать в политических и военных интеграционных мероприятиях Содружества. Учитывая существенные расхождения  между государствами-членами относительно дальнейших перспектив развития Содружества, Совет глав государств узаконил концепцию  разноскоростной интеграции на просторах СНГ. Признано, что экономическое направление является на сегодняшний день наиболее перспективным в развитии СНГ.

Белорусское руководство  выступает за повышение эффективности  деятельности органов СНГ, их реорганизацию  с целью оперативного принятия решений  и создания действенного механизма  по контролю за выполнением принимаемых решений. Программа реформирования СНГ и позиция Беларуси в отношении этой организации были изложены президентом Республики Беларусь А. Лукашенко в его заявлении от 25 ноября 1997 г.

Интересы Беларуси в рамках СНГ заключаются в создании полноценной  зоны свободной торговли. Это будет  способствовать формированию в рамках Содружества полноценной рыночной инфраструктуры, развитию в будущем  общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении  товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Зона свободной торговли будет содействовать  более плавному и равноправному вхождению стран Содружества в мировую систему хозяйства, вступлению во Всемирную торговую организацию, развитию сотрудничества с другими международными организациями. Основные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в рамках Таможенного союза пяти государств заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства.

Отношения со странами СНГ  концепция провозглашает приоритетом  национальной внешней политики, подчеркивая, что сохранение и развитие Содружества  отвечает жизненно важным интересам  белорусского государства. Будущее  СНГ документ видит в углублении экономической интеграции, создании единого экономического и правового  пространства, координации политических усилий, основанных на взаимном уважении прав и интересов стран-членов.

Однако, как известно, в  последнее время СНГ переживает кризис, который может поставить  под вопрос перспективы его развития. Сказывается дефицит доверия  между государствами-участниками, некоторые  страны противодействуют любым попыткам углубить интеграционные процессы. Усилия России стимулировать их воспринимаются как попытки восстановить единый Центр и возродить имперские амбиции.

К тому же остро стоит  проблема выполнения многочисленных соглашений и решений, принятых в рамках Содружества. В ноябре 1997 года исполнительный секретарь  СНГ Иван Коротченя сообщил, что  из 883 решений, принятых советами глав государств и глав правительств, всеми  без исключения государствами-участниками  СНГ подписаны только 130. Туркменистан подписал только 48 проц. документов, Азербайджан  и Грузия - чуть больше половины. Недалеко от них ушла Украина. Но даже из подписанных  документов многие еще не ратифицированы. На этом фоне Белоруссия предстает  в выгодном свете: она подписала 94,7 проц. принятых решений, и подавляющее  большинство из них вступило в  силу.

Белорусское руководство  всерьез озабочено судьбой СНГ  и разрабатывает проекты его  реформирования. В докладе на специальной  международной конференции "Шесть лет Содружества: проблемы и перспективы" (Минск, 2-4 марта 1998 года) Лукашенко сожалел, что СНГ не смогло предотвратить или хотя бы смягчить "катастрофические результаты" распада СССР. По его мнению, СНГ, создававшееся для сохранения многовековых связей, было превращено в инструмент "цивилизованного развода", разрыва этих связей. Задача же заключается в том, чтобы СНГ заработало на объединение.

Минск фактически видит будущее  СНГ как возрождение Советского Союза. По словам Лукашенко, за десятилетия  существования единого государства  был накоплен "бесценный опыт жизни в глубоко интегрированном  государстве и обществе". Следует  отказаться от отрицательного наследия СССР, но "оставить все то, что  приемлемо для нас... Я убежден, что если проанализировать тенденции  в развитии нашего большого государства - Советского Союза в то время, то подавляющее большинство того опыта  должно стать фундаментом для  дальнейшего развития единения, интеграции, сближения наших народов, живших в одной могучей державе".

Такие настроения разделяют  немногие руководители стран СНГ, и  надежды на реставрацию всего "позитивного", что было в советские времена, едва ли могут стать компасом при  поиске путей реформирования Содружества. Советская система продемонстрировала свою нежизнеспособность, тенденцию  к саморазрушению, завела народы СССР в исторический тупик. Уместнее было бы взять за основу не модель СССР, дискредитированную историей, а ценный интеграционный опыт Европейского союза.

Взгляды официального Минска на реформирование СНГ образуют четкую систему координат: организовать общий  внутренний рынок товаров, оградив  его от "разрушительного воздействия  извне", воссоздать общее научное  и культурное пространство, совместно  защищать внешнеполитические интересы государств-членов Содружества. Предлагается уточнить основные направления и  масштабы сотрудничества, ввести принцип  консенсуса при принятии решений, а  также установить механизм и жесткие  сроки их превращения в национальные законодательные и нормативные  акты. Все члены Сообщества обязаны  отчитываться за выполнение совместно  принятых решений.

 

2. Российско-белорусские отношения

 

Считается, что высшая ступень  интеграции и взаимодействия на постсоветском  пространстве воплощена в созданном  весной 1997 года Союзе Беларуси и  России. Польза от него при решении  экономических вопросов, межгосударственного  разделения труда, специализации и  кооперирования производства несомненна. Разработаны и осуществляются 25 целевых и совместных программ (среди  них такие стратегически важные, как "Лазерные технологии ХХI века", "Сверхбольшие интегральные схемы", "Разработка опережающих технологий оптического оборудования"), создаются финансово-промышленные группы.

По словам Лукашенко, союз с Россией позволил загрузить  производственные мощности многих белорусских  предприятий, поскольку экономика  страны на 80 проц. связана с российской. Особый акцент делается на установление прямых горизонтальных связей, минуя столицы. Белоруссия установила тесные деловые связи с 55 регионами России, подписаны 97 соглашений и протоколов о торгово-экономическом сотрудничестве на региональном уровне. Такое партнерство дало в 1997 году 65 проц. прироста товарооборота между двумя странами.

Тем не менее правительство не удовлетворено достигнутыми результатами и настаивает на активизации Союза. Оно поднимает вопрос о необходимости быстрее создать законодательную базу Союза, принять законы о гражданстве, избирательной системе и статусе органов Союза. Москва, однако, с этим не спешит.

Понятно, что ее интерес  к Белоруссии диктуют прежде всего геополитические и стратегические (в том числе военно-стратегические) факторы. Россия последовательно развивает военные связи с Республикой Беларусь и добилась в этом отношении существенных результатов. В декабре 1997-январе 1998 годов это сотрудничество поднялось на новую ступень: были подписаны Договор о военном сотрудничестве и Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере, была утверждена Концепция совместной оборонной политики Белоруссии и России. Речь в этих документах идет о формировании единого оборонного пространства, объединении военных потенциалов, совместном оборонном заказе, согласовании планов военных НИОКР.

Ускоренному развитию экономической  стороны Союза Россия уделяет  гораздо меньше внимания. Разумеется, Москва заинтересована в устойчивом и стабильном развитии экономики  своего важнейшего (и, пожалуй, даже единственного  в своем роде) стратегического  союзника. Тем не менее влиятельные силы в российских правящих кругах полагают, что при ускоренном сближении экономика Республики Беларусь может стать для России бременем. Да и политическая система Белоруссии в том виде, какой она приняла после ноябрьского (1996 года) референдума, устраивает в Кремле далеко не всех.

В последнее время стало  очевидным, что белорусско-российская интеграция наталкивается на серьезные  препятствия. Всплеск интеграционных ожиданий, сопровождавший подписание Договора и Устава Союза Беларуси и России, пошел на убыль по мере того, как во взаимоотношениях сторон стали обнаруживаться все новые  проблемы. Наиболее дальновидные эксперты, в том числе зарубежные, предупреждали, что развитие белорусско-российского союза неизбежно выявит разницу в подходах, которая способна затормозить и даже дискредитировать интеграцию.

Информация о работе Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь