Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:40, курсовая работа
В данной курсовой работе, мы попытались рассмотреть становление США как сверхдержавы, американское видение миропорядка, проследить за развитием внешнеполитических концепций в период холодной войны и после, их отражение в доктринах, принятых в Белом Доме.
Введение
1. "Стратегия управления миром" как приоритет политики США в период "холодной войны".
2. Международное положение США после холодной войны. Новый мировой порядок.
3. Геополитическое значение Евразии для США.
4. Стратегия государственной безопасности и мирового господства США в начале XXI века.
5. Американское видение американо-российских отношений.
Заключение
Список использованной литературы.
Дипломатическая академия
МИД России
Кафедра внешней политики
и международных отношений
Курсовая работа
На тему: "Американская концепция
нового миропорядка".
Проверил:
Выполнил:
Москва-2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. "Стратегия управления миром" как приоритет политики США в период "холодной войны".
4. Стратегия государственной безопасности и мирового господства США в начале XXI века.
5. Американское видение американо-российских отношений.
Заключение
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
"Американское могущество — решающий фактор в обеспечении национального суверенитета страны — является сегодня высшей гарантией глобальной стабильности»
Збигнев Бжезинский
В международных отношениях проблема имперской политики продолжает сохранять свою значимость и актуальность, несмотря на то, что эпоха империй, казалось бы, уже прошла. В истории человечества различные государства - Китай, Рим, Византия, Британия, Турция, Франция, Германия1 стремились к контролю над ресурсами, захватывая другие страны и народы. Это не могло не сказаться на интересах других акторов мировой политики, что приводило к борьбе за передел сфер влияния. Империи оказывали существенное влияние на формирование системы международных отношений, мировой культуры, экономики, политической сферы и т. д.
На современном этапе, Соединенные Штаты Америки стремятся определять мировую политику и международные отношения, контролировать события на всей планете, управлять стратегически важными для них регионами. Доминирование Америки - главная особенность современного геополитического контекста, а Вашингтон был и остаётся главным мировым игроком.2 Этот факт является итогом достижений страны в научно-технологической, культурной, военной, экономической сферах и выступает в качестве объективной основы имперской политики.
Для осуществления имперской политики США стремятся не только сохранить доминирующие позиции в мире, но и расширить свое влияние, в том числе и военными средствами. Методы распространения влияния США на планете, включая свержение неугодных им правительств в различных регионах мира (Латинская Америка, Ближний Восток, Азия), навязывание своих ценностей другим народам и этносам, «цветные революции» в Грузии, Киргизии и Украине, также позволяют говорить об этом государстве как об империи.
За более, чем два столетия после образования – США превратились в классическую экспансионистскую страну. Это одно из немногих государств мира, которое за сравнительно короткий исторический срок смогло увеличить свою территорию в четыре раза. Причем с самого образования Соединенных Штатов, как отмечают сами же американские авторы, у политических лидеров молодого государства было нечто большее, чем просто инстинкт к экспансии. Еще первый президент США Джордж Вашингтон назвал новое государство «поднимающейся империей».
В 1823 году США ввели в практический обиход понятие «сферы исключительных жизненных интересов». В том же 1823 году президент Джеймс Монро выдвинул лозунг «Америка для американцев» и провозгласил свою доктрину, которая вошла в международные отношения, как «доктрина Монро». Эта доктрина, как известно, явилась обоснованием особых прав Вашингтона на американские континент. Результаты такой политики не заставили себя ждать уже к середине 19 века, победа в войне с Мексикой дала возможность США прирастить к своей территории Техас, Аризону, Калифорнию, Оклахому, Новую Мексику… Со времен «отцов-основателей» Соединенных Штатов военная сила была и остается основным средством урегулирования большинства внешнеполитических проблем, осуществления доктрины «национальной безопасности».
Реализуя свои экспансионистские и империалистические планы американские политики, как правило, облекали их, идеологическими постулатами о мессианской роли американцев и Америки в мире. Причем из поколения в поколение в мышление американцев внедрялись убеждения, что они носители американских идеалов, а значит великих.
Динамично развиваясь, США уже в конце 19 века обогнали весь мир по темпам развития производства. С этого периода и в экономике, и в международных отношениях Америка входит в число мировых лидеров. В Первую мировую войну Вашингтон активно вмешался в конфликт в Европе. Во время Второй мировой войны США из страны – должника превратились в государство-кредитора, что способствовало значительному росту экономического и политического влияния на международной арене.
Не раз еще в американской
истории 20-го века будет создаваться
ситуация, когда война для Америки
становилась синонимом
Соединенные Штаты стали первой страной, которая применила атомное оружие в 1945 году. С появления атомного, а затем и ядерного оружия, Америка практически, при каждой конфликтной ситуации, которую, порой, и сама провоцировала, планировала применение атомного и ядерного оружия.
В данной курсовой работе, мы попытались рассмотреть становление США как сверхдержавы, американское видение миропорядка, проследить за развитием внешнеполитических концепций в период холодной войны и после, их отражение в доктринах, принятых в Белом Доме.
1. "Стратегия управления миром" как приоритет политики США
в период "холодной войны".
Еще в ходе Второй мировой
войны, когда победа союзников по
антигитлеровской коалиции становилась
очевидной, влиятельные общественно-
В декабре 1939 г, когда
после разгрома фашистами Польши
стало ясно, что Вторая мировая
война началась, в составе Совета
была образована исследовательская
группа, во главе которой был поставлен Но
Уже 28 января 1941 г. тогдашний
госсекретарь США Кордел Гулл получил
первую официальную программу
Группа продолжала работу
и к 1944 г. выдала рекомендацию, в которой
объявляла главной целью
Работу инициативной группы Совета по иностранным делам после войны возглавил Дин Ачесон, бывший госсекретарь США, который уже тогда хорошо понимал, что для того, чтобы обеспечить высокие темпы развития американской экономики, ей необходимо во все возрастающей мере осуществлять контроль над естественными ресурсами всего мира. Для того же, чтобы осуществить такой контроль, понадобилось американское военное присутствие всюду в мире. Именно тогда в этой группе родилась идея, что успешное развитие других стран: и тех, которые являлись союзниками США, и тех, которые к этому тяготели, возможно только при условии их активного участия в реализации мировых программ, разрабатываемых Америкой. Это было логично, т.к. Америка тогда была единственной страной в мире, обладавшей средствами для финансирования таких программ.
Первой и главной задачей в этой стратегии являлась тесная координация американской мировой стратегии со странами Западной Европы. США осуществили это через создание системы международных организаций, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Североатлантический союз (НАТО).
Для постоянной подпитки этих организаций новыми идеями и концепциями была образована так называемая Бильдербергская группа (Бильдерберг - отель в Голландии, где в мае 1954 г. группа экспертов, преимущественно из США, а также из западных стран, учредила эту группу формально и поставила перед ней задачу строительства нового миропорядка, а также обеспечения политических шагов, направленных на реализацию этих целей пропагандистски, интеллектуально и информационно). Руководителем этой группы был Аверел Гарриман, который в то время являлся послом США в Великобритании. В нее входили известные европейские деятели, такие как Алчиде Гаспери - создатель христианско-демократической партии Италии, Антуан Пино, бывший одно время премьер-министром и министром иностранных дел Франции, лидер лейбористской партии Великобритании Хью Гейтскел, мэр Гамбурга Макс Бройер, лидер французских социалистов Ги Молле и многие другие6.
С тех пор и по настоящее время Бильдербергская группа является закрытым клубом, через который "пропускаются" все крупные политические деятели западного мира, где они доказывают свою способность рождать новые идеи, адекватно анализировать мировую ситуацию, приобретать опыт политика, способного "выстоять" в непростой ситуации современного мира.
Эта группа записывает в свой актив постоянную разработку стратегии НАТО, ядерную политику США и союзников.
Начало реализации стратегии
"мирового преобладания" США провозгласил
президент Трумэн 12 марта 1947 г. в
обращении к конгрессу. Трумэн говорил, что в мире
идет борьба за демократию и свободу против
диктатуры и принуждения, и в таких условиях
вмешательство США во внутренние дела
других стран оправдано. Он заявил также:
"В настоящий момент каждое государство
мира должно выбрать между двумя альтернативными
путями развития... Я считаю, что мы должны
помочь свободным людям определить их
собственную судьбу. Думаю, что наша помощь
должна, в первую очередь, носить экономический
и финансовый характер...7" Впоследствии Дж. Маршалл в радиообращении
28 апреля 1947 г. подтвердил, что "Запад
прошел точку, за которой уже нет возврата,
в своих отношениях с Советским Союзом".
Он отверг возможность компромисса с СССР,
заявив: "...мы не можем игнорировать
связанный с этим фактор времени. Состояние
больного ухудшается, в то время как доктора
совещаются… Любые возможные действия…
должны быть предприняты незамедлительно8".
Итак, ослабление традиционных центров
силы на европейской части континента
на фоне феноменальной мощи США и крах
евроцентричного мира предоставил Вашингтону
"беспрецедентную возможность самостоятельно
определить мировое экономическое (и,
следовательно, политическое) развитие,
полагаясь при этом на экономическую мощь
как главный инструмент дипломатии".
В отношении СССР, глобальная стратегия
Вашингтона обрела форму экономической,
финансовой и, в последующем, военной помощи
некоммунистическим режимам. Поэтому
в 1947 г, начинается реализация экономической
дипломатии Вашингтона — неотъемлемой
составной части глобальной стратегии
США.
Учитывая, что США обладали
большим экономическим
Таким образом,
план Маршалла оказал важнейшее формирующее
влияние на внешнеполитический курс США,
определив его "холодное" направление,
а "годы осуществления плана Маршалла
были весьма важными для государственного
департамента, поскольку план играл ведущую
роль в формировании внешнеполитической
стратегии США и способствовал достижению
ими статуса ведущей державы на международной
арене".
План Маршалла явился,
по оценке обществоведов США, "поворотным
моментом в истории для достижения
американского лидерства в
Таким образом, основное значение плана видится в его влиянии на создание американского мира "открытых дверей". План Маршалла изначально определил успех концепции глобального лидерства Вашингтона.
Информация о работе Американская концепция нового миропорядка