Антисемитизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:51, реферат

Краткое описание

Антисемити́зм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основан на предрассудках. Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии.
Термин обозначает враждебность по отношению к евреям или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы. Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы»

Вложенные файлы: 1 файл

Антисемити́зм.docx

— 66.24 Кб (Скачать файл)

Социал-христианское течение было адаптацией консерватизма  под популистскую фразеологию защиты рабочих и христианства. Лидер  этого течения А. Штекер требовал от евреев отойти от их традиционных занятий  к другим отраслям экономики, «включая тяжелую физическую работу», а также  перестать влиять на общественное мнение через журналистику. Он предлагал  отменить право залога земли, пересмотреть систему ссуд в пользу дебиторов, уменьшить количество евреев-судей, удалить евреев-учителей из немецких школ.

Наиболее  радикальным течением было расистское, которое выступило не только против идей коммунизма и социализма, но и  против утвердившейся в Германии формы либерализма. Это течение  отличалось как кругом идей, которыми питалось, позициями, так и требованиями к властям по еврейскому вопросу. Течение обрело организованные формы  в 1880-х годах, основными его глашатаями выступили Евгений Дюринг и Г. фон Шенерер; расистами-антисемитами были также видные представители  культурпессимизма Лагард и Лангабен. Суть антисемитского расизма состояла в том, что идеологическая и общественная борьба между силами консервативными, националистическими и силами «социального разложения» (к которым расисты  относили либералов и левых всех направлений) представлялась как аспект, продолжение более глубокого, биологического процесса борьбы германской и еврейской  рас. Согласно положениям данного течения, поскольку в природе существует неравенство, расы также не могут  быть равны; поэтому евреи, используя  идеи равенства, просто хотят перехитрить  немцев в расовой борьбе, разлагают  германский народ. Для расистов был также естественен пангерманизм (стремление объединить в одном государстве все немецкоязычное население Европы), так как идея немецкой консервативной монархии, по их взглядам, могла воплотиться только в материале всей германской расы. Требования к властям по еврейскому вопросу, например, у австрийца Г. фон Шенерера были такими: запрет на иммиграцию евреев в Австрию, установление особых законов для евреев уже проживающих в стране, введение «особого закона, против евреев, обирающих народ». Таким образом, была вновь выдвинута упразднённая эмансипацией идея низшего правового статуса для евреев, граждан страны. Расизм отличался антидемократической направленностью, склонностью к девальвации личности и даже дегуманизации представителей еврейского и других негерманских народов.

Антиеврейские стереотипы сыграли определённую роль в Третьем рейхе; Гитлер охотно к  ним обращался. Официальной политикой  был расистский антисемитизм: евреев физически истребляли, как народ. В результате множество евреев было уничтожено во время холокоста — 1939—1945 гг. не только в Германии, но и  в других странах Европы, которые  были заняты войсками Третьего рейха.

 Почтовая  марка Великобритании (Георг V, 1935)  (Скотт #226) и германская марка с изображением носатого Сталина и надписью «еврейская война» (1944)

 Почтовая  марка Великобритании (Георг VI и Елизавета, 1937)  (Скотт #234) и германская марка-пародия (Георг VI и Иосиф Сталин. Над британской королевской короной Звезда Давида, 1944)

В деле национального  строительства СССР официально руководствовался доктриной марксистско-ленинского пролетарского интернационализма. Марксистская национальная политика призывала  пролетариев всех стран соединяться  против «эксплуататорских классов», то есть национальных элит, являющихся причиной общественной несправедливости. Ленин высказался по вопросу об антисемитизме  в статье «О погромной травле евреев» (1919), в которой он разъяснил, что  враги трудящихся не евреи, а помещики и капиталисты.

Первое десятилетие  Советской власти было отмечено массовой миграцией евреев в крупные города. Это вызывало недовольство вытесняемого русского населения, что приводило к распространению бытового антисемитизма. При этом значительная часть еврейского населения страны, до революции относившаяся к мелкой и средней буржуазии, потеряла традиционные источники заработка и была ущемлена в правах по социально-классовому признаку (в качестве «лишенцев»).

В начале 1930-х  годов был взят курс на построение «пролетарской еврейской культуры». 29 августа 1924 года был образован  Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ), целью которого было привлечение еврейских трудящихся к земледельческому труду в Крыму. К концу 1920-х гг. на Украине были созданы три еврейских национальных района (Калининдорф, Новозлатополь, Сталиндорф; к 1936 г. еврейские сельскохозяйственные поселения Украины занимали 175 тыс. га).

Интернациональная Советская власть крайне отрицательно относилась к сионизму, как и к  любому национализму, и не слишком  приветствовала традиционную еврейскую  культуру. В 1928 году было запрещено  издание книг на иврите, был взят курс на «идишизацию».

В 1928—1930 годах  на малоосвоенных пространствах  Дальнего Востока была организована Еврейская Автономная Область, задуманная как «национальный очаг» еврейства, по аналогии с другими национальными  образованиями в составе СССР.

К концу 30-х  годов большая часть евреев-коммунистов  подпала под подозрения в разнообразных  «уклонах» (в основном в «троцкизме») и была исключена из партии, многие были репрессированы. В те же годы были ликвидированы все еврейские  учебные и многие культурные учреждения.

Тем не менее, общий курс на борьбу с антисемитизмом оставался неизменным. Так, 12 января 1931 года Сталин в ответ на запрос американского Еврейского телеграфного агентства ответил так:

Отвечаю на Ваш запрос. Национальный и расовый  шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма  расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара  трудящихся. Антисемитизм опасен для  трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая  их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.

В середине 1930-х годов был введён запрет на любую информацию о проявлениях  антисемитизма в СССР, а антисемитизм в дореволюционный период представлялся  исключительно как провоцируемый  царским правительством. В результате изданный в 1937 году рассказ Александра Куприна «Гамбринус» в собрании сочинений писателя был опубликован с купюрами.

Антисемитизм  в СССР проявлялся в период Великой  Отечественной войны в следующем:

Еврейские погромы  и массовые убийства евреев, совершаемые  коллаборационистами на оккупированной территории, выдача скрывающихся евреев.

Помощь нацистам в выявлении евреев среди военнопленных.

Отказ в приёме в партизанские отряды и отправка бежавших из гетто назад и даже расстрелы как немецких шпионов.

Распространение на неоккупированной территории слухов о том, что «евреи не воюют», что  на фронте их нет, что все они устроились в тылу, в снабжении и так далее.

Отказ в продвижении  по службе, непредставление к наградам, задержка наград и т. п.

В ходе войны  немецкая пропаганда в газетах на захваченной территории и в листовках, сбрасываемых с самолетов на советские  войска, пыталась отождествить евреев и коммунистов (то есть евреев и советскую  власть). В частности, именно евреи  были обвинены в расстреле заключённых  при отступлении в 1941 году. Часто  с подчёркнуто «еврейскими» чертами  лица изображалось руководство СССР, например Сталин. Не случайно одна из самых  знаменитых немецких листовок в ходе войны была «Бей жида-политрука рожа просит кирпича». В СССР на оккупированных территориях доля погибших евреев из числа попавших в зону оккупации была самой большой в Европе: в Прибалтике она была равна 96 %.

В 1948 году в  СССР прошла кампания по борьбе с космополитизмом, имевшая, как считает ряд исследователей, антиеврейскую направленность. В центральной и местной печати появлялись многочисленные статьи, направленные против «низкопоклонства перед Западом». Раскрывались псевдонимы деятелей культуры, имевших еврейские фамилии. В течение 1948-51 гг. были закрыты все еврейские театры, школы, все периодические издания на идише, еврейские научно-исследовательские учреждения и педагогические вузы. В 1952 году были казнены ряд крупных еврейских деятелей (не только члены ЕАК, среди них крупные писатели на идиш: Перец Маркиш, Ицик Фефер, Лейб Квитко, Давид Бергельсон, Давид Гофштейн). В 1947—1953 гг. МГБ инспирировало т. н. «Дело врачей». Были арестованы высокопоставленные врачи, лечившие руководителей СССР, большинство из арестованных составляли евреи. Они обвинялись в сионистском заговоре с целью умерщвления И. В. Сталина и др. руководителей партии.

В 1952-53 гг. в  Москве и других больших городах  циркулировали слухи о готовящихся  массовых репрессиях против советского еврейства. В частности, говорили о планах выселения евреев в Сибирь.

С этого же времени советским руководством проводилась дискриминационная  политика, заключавшаяся в неофициальном  принципе «евреев не увольнять, не принимать, не продвигать». Для евреев была введена  процентная норма при приёме в  вузы, а некоторые вузы были для  евреев закрыты. Евреи не допускались  на высшие государственные посты, на партийные должности сверх определённого  уровня, им был практически закрыт доступ в структуры КГБ и ГРУ, командный состав армии и т. д..

Антисемитизм  в СССР после Сталина

Во второй половине 1950-х годов власти провели  кампанию против экономических преступлений. Некоторые исследователи считают, что она имела антисемитский  оттенок.

В начале 1960-х  в рамках антирелигиозной кампании было закрыто большинство оставшихся в СССР синагог.

 

В Белоруссии замалчивалась деятельность евреев-партизан и подпольщиков в годы Великой  Отечественной войны. В частности, в официальном справочнике «Партизанские  формирования Белоруссии в годы Великой  Отечественной войны», изданном Институтом истории партии в 1983 году, нет упоминания о крупнейшем еврейском партизанском отряде Тувьи Бельского. Аналогично участие евреев в партизанском движении было скрыто под графой «другие национальности» На памятниках погибшим в ходе Холокоста вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане». «Еврейская тема» цензурировалась не только в Белоруссии — в 1964 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла документальная повесть В. Р. Томина и А. Г. Синельникова «Возвращение нежелательно» о нацистском лагере смерти «Собибор», в котором уничтожались почти исключительно евреи — слово «еврей» на страницах книги не упомянуто ни разу.

Известны  факты дискриминации евреев при  приеме в некоторые высшие учебные  заведения, например на Механико-математический факультет МГУ.

Тем не менее, на официальном уровне и в средствах  массовой информации антисемитизм в  СССР неизменно осуждался на протяжении всей истории страны.

В Польше антисемитизм во все времена имел широкое распространение.

Существовал запрет для евреев (а также белорусов, русских и украинцев) занимать государственные  должности. Евреям был затруднён  доступ к кредитам. Практически полностью  евреев исключили из образования  — так, на всю Польшу насчитывалось  лишь 11 профессоров-евреев, работающих в университетах. Для студентов  устраивали «Дни без евреев», когда  евреев изгоняли из университетов. До и после Второй мировой войны было совершено множество погромов (например, погром в Едвабне, погром в Кельце).

В послевоеннные  годы (1945-1947) в Польше происходили  сначала нападения на евреев, затем  погромы (Погром в Кракове и др.).

На Украине

Антисемитизм  стал частью идеологии украинских националистов  и сохранялся в обоих крыльях  организации после её раскола  в 1940—1941 гг. В постановлении съезда ОУН (б) (оккупированный немцами Краков, апрель 1940) говорилось: «Жиды в СССР являются преданнейшей опорой большевистского режима и авангардом Московского империализма на Украине… Организация украинских националистов борется против жидов как опоры московского большевистского режима, осознавая, что Москва — главный враг». Ещё более резкое заявление сделал руководитель новопровозглашённого «Украинского государства» Ярослав Стецько (1941, сразу же после оккупации Львова нацистами):"Москва и жидовство — это самые большие враги Украины. Считаю главным и решающим врагом Москву, которая властно держала Украину в неволе. И, тем не менее, оцениваю враждебную и вредительскую волю жидов, которые помогали Москве закрепощать Украину. Поэтому стою на позициях истребления жидов и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации [уничтожения] жидовства, исключая их ассимиляцию"[75]. Оппоненты бандеровцев — мельниковцы — с неменьшей неприязнью относились к евреям, о чём свидетельствуют действия таких мельниковских подразделений, как Киевский курень, публикации в мельниковской прессе и др.

С падением советского государства и лишением марксизма-ленинизма статуса господствующей идеологии, в этой области образовался  вакуум, который сразу же стал заполняться  различными философско-религиозными и  политическими учениями, многие из которых являются откровенно антисемитскими. Издаются такие книги, как «Моя борьба»  Гитлера и «Протоколы сионских мудрецов», а также «Спор о Сионе» Дугласа  Рида, «Князь мира сего», «Протоколы советских  мудрецов» Г. Климова, «Десионизация» В. Н. Емельянова и многие другие.

Информация о работе Антисемитизм