Оглавление
Введение
На протяжении всего времени обращения
на территории Российской Федерации иностранной
валюты государство осуществляло специальный
контроль, целью которого было обеспечение
законности при проведении валютных операций
и недопущение вывоза национальной валюты
за границу.
Вопросы необходимости границ валютного
контроля находятся в центре внимания
ученых и практиков. Причем имеются и противники
валютного контроля как такового. Их аргументы
основываются на выводах монетаристов,
сделанных в середине ХХ в., и сводятся
к тому, что никакая экономика не может
достичь всех целей одновременно. Под
действием любого государственного регулирования
экономика описывает лишь зигзаги, а достижение
идеальной точки может быть только кратковременным
и случайным событием.
Государственное регулирование валютно-кредитных
отношений в Российской Федерации, призвано
обеспечить экономическую безопасность
страны, содействовать более быстрому
росту ее экономики за счет расширения
внешнеэкономических связей, создать
условия для всесторонней интеграции
экономики России в мировое хозяйство.
Государственное регулирование в РФ осуществляется
как экономическими, так и административными
методами.
С переходом России к рыночным отношениям
в экономики весьма важными и трудноконтролируемыми
вопросами являлись невозврат в РФ валютной
выручки от экспорта товаров и оказания
услуг отечественными предприятиями и
организациями, а также бестоварный перевод
ими валюты и сделки по фиктивным импортным
контрактам. В результате на счетах в иностранных
банках скопились огромные валютные средства,
принадлежащие отечественным предприятиям
и организациям, чем наносится значительный
ущерб экономической безопасности государства.
В этой связи потребовалось создание
в России всеохватывающей системы валютного
контроля за проводимыми отечественными
предприятиями и организациями экспортными,
импортными и другими внешнеэкономическими
операциями.
Цель данной работы – рассмотреть понятие
и сущность валютного контроля.
1. Понятие и сущность валютного
контроля. Становление валютного
контроля в России
Валютный контроль – один из видов финансового
контроля, осуществляемый при проведении
валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля
являются:
1. Определение соответствия проводимых
операций законодательству и
наличие необходимых для них
лицензий и разрешений
2. Проверка выполнения резидентами
обязательств в иностранной валюте
перед государством, а также обязательств
по продаже иностранной валюты
на внутреннем валютном рынке
3. Проверка обоснованности платежей
в иностранной валюте
4. Проверка полноты и объективности
учета и отчетности по валютным
операциям, а также по операциям
нерезидентов в валюте РФ.
Сторонники введения валютного контроля
утверждают, что чем хуже экономическое
положение страны, тем активнее осуществляется
вывоз капитала из нее, а экономический
кризис усугубляется. Происходит лавинообразное
бегство капитала, приводящее к еще более
разрушительным экономическим и политическим
кризисам. Снятие валютных ограничений
возможно только при устойчивом росте
ВВП и достаточной степени диверсификации
экспортных поступлений. То есть отсутствие
валютного контроля – это не необходимость,
а следствие успешного завершения переходного
или кризисного этапа в экономике.
По их мнению, валютный контроль есть
инструмент создания предпосылок интеграции
национальной экономики в международные
хозяйственные системы – уменьшается
желание играть на курсе валют, сокращаются
границы краткосрочных колебаний валютного
курса, национальная валюта стабилизируется
и др.
Благодаря ограничительным мерам валютной
политики происходит защита доходов населения
и товарной массы внутри страны. Значительно
уменьшается вероятность устойчивого
завышения реального валютного курса
и понижения покупательной способности
национальной валюты. При ориентации национального
рынка на иностранную валюту искусственно
завышен спрос на нее, а цена ее возрастает.
Валютный контроль позволяет защитить
экономику от возможных серьезных последствий
значительного притока капитала, в частности
криминализации экономики и ликвидации
национальной промышленности путем скупки
предприятий иностранцами.
Несомненен психологический эффект мер
валютного контроля, поскольку они позволяют
поддерживать общественное мнение о серьезности
экономической ситуации и намерений государства.
Таким образом, в мерах валютного контроля
есть и положительные, и отрицательные
стороны; они действуют с большей или меньшей
эффективностью, но регулирование движения
капиталов и валютный контроль необходимы
для каждой страны. Даже если государство
уверено в стабильности своей экономики,
валютный контроль все же необходим как
препятствие тому, чтобы страна не стала
прибежищем криминального капитала.
Становление валютного контроля
в России
Процесс перехода российского
(вначале советского) государства к рыночным
отношениям в экономике обусловил необходимость
интеграции страны в мировое экономическое
хозяйство и, следовательно, послужил
катализатором резкого усиления и развития
внешнеторговых связей. Начиная с 1986 г.
практически все субъекты хозяйственной
деятельности получили право прямого
выхода на внешние рынки и распоряжения
заработанной иностранной валютой.
Особенность ситуации состояла
в том, что практически отсутствовала
(за исключением ряда отдельных постановлений
Совета Министров СССР и ведомственных
инструкций, актов, внутренних инструкций
бывших государственных банков) законодательная
и нормативная база, регламентирующая
правила работы с иностранной валютой;
в частности, не был определен орган государственного
управления, отвечающего за создание регулирующего
механизма.
Все это послужило основанием
принятия в 1991 г. Закона СССР «О валютном
регулировании и валютном контроле» (1992
г. – Закон Российской Федерации). Этим
законом в качестве основного органа валютного
регулирования определен Государственный
(в РФ – Центральный) банк, что соответствует
практике большинства стран мира. Был
введен институт агентов валютного контроля.
Законом были установлены также основные
принципы проведения операций с иностранной
валютой (текущие – без ограничений, связанные
с движением капитала – в особом порядке).
Аукционная (биржевая) торговля иностранной
валютой стала лицензироваться. Начиная
с 1991 г. получили лицензии на организацию
биржевых операций с иностранной валютой
восемь валютных бирж.
В настоящее время можно говорить
о том, что только США, ФРГ, Великобритания,
Италия и Франция, а с недавнего времени
и Япония практически не имеют валютных
ограничений. В некоторых странах (преимущественно
развитых) валютный контроль слабее, в
других (развивающихся) – сильнее. Однако
в той или иной мере государственной регулирование
и контроль валютных операций присутствует
во всех странах – если не как мера экономического
регулирования, то как мера борьбы с легализацией
доходов, нажитых нечестным путем.
Валютный контроль со своими
положительными и отрицательными сторонами
может по-разному влиять на экономику,
а его применение может иметь больший
или меньший эффект в виде различных количественных
характеристик, являющихся показателями
степени достижения цели.
Как известно, существует два
подхода к оценке эффективности: затратный
и результативный.
Затратный подход предполагает
оценку эффективности через отношение
достигнутого результата к средствам,
затраченным на его достижение. В качестве
результата здесь выступают объем предотвращенного
нелегального вывоза и ввоза капитала,
а формула коэффициента эффективности
выглядит следующим образом:
(1)
где ОПНК – объем предотвращенного
нелегального движения капитала;
ЗВК – затраты на осуществление
валютного контроля.
Чем выше объемы предотвращенного
нелегального движения капитала и чем
ниже затраты, тем выше эффективность.
Результативный подход предполагает
оценку эффективности через отношение
«достигнутого результата» к «поставленной
цели». Применительно к валютному контролю
это выражается следующим образом. Поставленная
цель – предотвращение нелегального движения
капитала (вывоз и ввоз). Достигнутый результат
представляет собой общее движение капитала
минус легальное, т.е. он характеризуется
объемом нелегального движения капитала.
Таким образом, формула оценки эффективности
валютного контроля «результативным»
методом имеет вид:
(2)
где ОЛК – объем легального
движения капитала;
ОНЛК – объем нелегального
движения капитала.
Любые меры контроля, в том числе
и валютного, имеют свой предел. Выигрыш
от валютного контроля государство получает,
во-первых, за счет ограниченных сроков
платежей по текущим операциям и, во-вторых,
за счет сокращения объема вывоза капитала,
т.е. уменьшения зарубежных инвестиций
и увеличения объема привлеченных капиталовложений.
С течением времени эффективность
мер валютного контроля уменьшается. Во-первых,
падает эффективность ограничений по
капитальным операциям, поскольку привлеченные
займы и инвестиции от нерезидентов предполагают
выплату процентов; во-вторых, ужесточение
требований сопровождается нахождением
все новых способов обхода правил проведения
валютных операций.
2. Органы
и агенты валютного контроля
Органами валютного контроля
являются Центральный банк РФ и федеральные
органы исполнительной власти, уполномоченные
Правительством РФ. К федеральным органам
исполнительной власти, уполномоченным
осуществлять валютный контроль в пределах
своих полномочий, относятся: Федеральная
налоговая служба, Федеральная таможенная
служба, Федеральная служба по финансовому
мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора.
Агентами валютного контроля
являются уполномоченные банки, подотчетные
Центральному банку РФ, а также не являющиеся
уполномоченными банками профессиональные
участники рынка ценных бумаг, в том числе
держатели реестра (регистраторы), подотчетные
федеральному органу исполнительной власти
по рынку ценных бумаг, и территориальные
органы федеральных органов исполнительной
власти, являющихся органами валютного
контроля. Контроль осуществления валютных
операций кредитными организациями, а
также валютными биржами осуществляет
Центральный банк РФ.
Органы и агенты валютного контроля
и их должностные лица в пределах своей
компетенции имеют право:
1) проводить проверки
соблюдения резидентами и нерезидентами
актов валютного законодательства
РФ и актов органов валютного
регулирования;
2) проводить проверки
полноты и достоверности учета
и отчетности по валютным операциям
резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать
документы и информацию, которые
связаны с проведением валютных
операций, открытием и ведением
счетов. Обязательный срок для
представления документов по
запросам органов и агентов
валютного контроля не может
составлять менее семи рабочих
дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля
и их должностные лица также имеют право:
- выдавать предписания
об устранении выявленных нарушений
актов валютного законодательства
РФ и актов органов валютного
регулирования;
- применять установленные
законодательством РФ меры ответственности
за нарушение актов валютного
законодательства РФ и актов
органов валютного регулирования.
В целях осуществления валютного
контроля агенты валютного контроля в
пределах своей компетенции имеют право
запрашивать и получать от резидентов
и нерезидентов следующие документы (копии
документов), связанные с проведением
валютных операций, открытием и ведением
счетов:
1) документы, удостоверяющие
личность физического лица;
2) документ о государственной
регистрации физического лица
в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документы, удостоверяющие
статус юридического лица, - для
нерезидентов, документ о государственной
регистрации юридического лица
– для резидентов;
4) свидетельство о постановке
на учет в налоговом органе;
5) документы, удостоверяющие
права лиц на недвижимое имущество;
6) документы, удостоверяющие
права нерезидентов на осуществление
валютных операций, открытие счетов
(вкладов), оформляемые и выдаваемые
органами страны места жительства
(места регистрации) нерезидента, если
получение нерезидентом таких
документов предусмотрено законодательством
иностранного государства;
7) уведомление налогового
органа по месту учета резидента
об открытии счета (вклада) в банке
за пределами территории РФ;
8) таможенные декларации,
документы, подтверждающие ввоз
в РФ валюты РФ, иностранной
валюты и внешних и внутренних
ценных бумаг в документарной
форме;
9) паспорт сделки и
другие документы, перечень которых
определен п. 4 ст. 23 Федерального
закона 2овалютном регулировании
и валютном контроле».
Агенты валютного контроля
вправе требовать представления только
тех документов, которые непосредственно
относятся к проводимой валютной операции.