Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:44, курсовая работа
Цель представленной работы – исследовать сущность, принципы, цели, основные элементы внешнеэкономической политики Российской Федерации на современном этапе. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
исследовать понятие, сущность и элементы внешнеэкономической политики;
изучить историю становления внешнеэкономической политики России;
рассмотреть цели внешнеэкономической политики Российской Федерации;
исследовать принципы внешнеэкономической политики;
описать инструменты внешнеэкономической политики;
проанализировать итоги реализации внешнеэкономической политики России;
рассмотреть приоритетные направления внешнеэкономической политики России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 5
1.1. Понятие, сущность и элементы внешнеэкономической политики 5
1.2. История становления внешнеэкономической политики России 7
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 10
2.1. Цели внешнеэкономической политики России 10
2.2. Принципы внешнеэкономической политики России 12
2.3. Инструменты внешнеэкономической политики 15
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ, КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 19
3.1. Итоги реализации внешнеэкономической политики России 19
3.2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Долговременной целью внешнеэкономической политики России является обеспечение глобальных лидирующих позиций страны, как одной из ведущих мировых экономических держав XXI века. В этой связи внешнеэкономическая стратегия базируется на ключевых положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, в том числе раздела 6 «Внешнеэкономическая политика», где зафиксированы цели, принципы, приоритетные направления и географическая диверсификация внешнеэкономических связей России6. Целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает:
Основными индикаторами достижения цели внешнеэкономической политики являются: повышение доли России в мировой экономике с 3,2 процента мирового валового внутреннего продукта в 2007 году (по паритету покупательной способности) до 3,8 процента в 2015 году и 4,3 процента в 2020 году; увеличение российского экспорта с 354 млрд.долларов США в 2007 году до 630-650 млрд.долларов США в 2015 году и более 900 млрд.долларов США в 2020 году (при условии колебания мировых нефтяных цен в ценах 2007 года в пределах 80-90 долларов за баррель); увеличение экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110-130 млрд.долларов США) по сравнению с 2007 годом; увеличение экспорта транспортных услуг более чем в 4 раза (до 45 млрд.долларов США) к 2020 году по сравнению с 2006 годом; увеличение доли России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг до уровня не ниже 5-10 процентов по 5-7 крупным позициям.
Таким образом, основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.
Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней политикой. Первая служит логическим продолжением и развитием второй за пределами национальной государственной границы.
До начала девяностых
годов система
Для периода коренной реконструкции экономической системы страны была характерна полная либерализация внешнеторговых отношений. Правительство Гайдара практически открыло экономические границы страны, пытаясь быстро переориентировать экономическое развитие страны на потребности мирового рынка.
Этот подход позволил
решить проблему наполнения
Однако при всем многообразии
и значимости задач основной задачей
внешней экономической
Переход к новому типу хозяйствования в России логически обусловливает формирование качественно новых основ взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним. При этом существенно возрастает значение и усложняется роль внешнеэкономического фактора в развитии страны, что в свою очередь выражается в существенной трансформации взаимозависимостей России с внешними рынками, в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами. Именно это предопределяет выработку новых принципов и методов реализации внешнеэкономической политики. Основные принципы внешнеэкономической политики РФ8:
Таким образом, принципы внешнеэкономической политики обусловлены общенациональными интересами страны. Основными принципами внешнеэкономической политики России являются независимость, открытость, равноправие, признание приоритета международных договоров.
Достижение любой из поставленных целей внешнеэкономической политики зависит от инструментов внешнеэкономической политики; от способности и готовности субъектов власти использовать эти инструменты; от готовности населения страны принять эти цели и нести социальные издержки.
Инструменты внешнеэкономической
политики - это меры стимулирования
экспортёров; импортные или экспортные
ограничения; меры по привлечению или
ограничению доступа
Меры стимулирования экспортёров включают в себя кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки. Импортные или экспортные ограничения включают в себя таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов9.
Важнейшим инструментом государственного регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, в отдельных случаях при экспорте и транзите иностранных товаров по территории страны. Он применяется: как средство фискальной торговой политики для увеличения доходной части бюджета; для защиты национальных производителей от иностранных конкурентов; для перераспределения и увеличения прибыли у национальных производителей. Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. Классификация товаров осуществляется: по отраслям производства; по материалам (из которых они изготовлены); по степени обработки и т. п. В мировой торговле используются следующие классификаторы: гармонизированная система описания и кодирования товаров; брюссельская таможенная номенклатура (БТН); стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК), на территории Таможенного Союза – ТН ВЭД ТС10.
Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Таможенные пошлины бывают трех видов: адвалорные – наиболее распространенные, взимаемые в процентах от цены товара (например, 10 % к цене автомобиля); специфические – в виде определенной денежной суммы, взимаемой с веса, объема или штуки товара (например, 10 долларов с каждой тонны лома цветных металлов); смешанные – при которых товар одновременно облагается и адвалорной, и специфической пошлинами.
Основными инструментами валютно-денежной политики, регулирующим и внешнюю торговлю, являются обменный курс, депонирование внешних кредитов, валютный контроль. Обменный курс отражает стоимость национальной валюты на мировом рынке, этот курс имеет первостепенное значение для масштабов внешнеторговых операций. Изменение курсов валюты отражается на экспорте и импорте и оказывает, таким образом, влияние на занятость, рост и уровень цен, темпы экономического роста, внешнеторговый баланс11.
Валютный контроль – это форма контроля, связанная с требованиями государства сдавать или продавать валюту, хранить ее на специальных счетах, ограничивать вывоз из страны. Она применяется как мера для ограничения оттока капиталов из национальной экономики.
Значительно выше, чем у таможенных тарифов, влияние нетарифных мер на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта. Согласно классификации ООН выделяют следующие три основные группы нетарифных мер: прямое воздействие на цены; количественные ограничения; правовой режим, который не ограничивает экспорт и импорт как таковой, но в результате его применения такие ограничения происходят.
К прямому воздействию на экспортные и импортные цены относятся следующие нетарифные меры: субсидии государства, которые выплачиваются производителям, чтобы компенсировать их убытки, понесенные при сбыте продукции за рубежом; оказание финансовой и организационно-правовой помощи при продвижении товаров на внешний рынок (выставки, информация, организация контактов); государственное страхование внешнеторговых рисков; применение методик таможенных оценок, позволяющих произвольно увеличивать размеры пошлин (отнесение товара к различным группам, использование внутренних или мировых, оптовых или розничных цен, оценка стоимости по конечной продаже, выбор аналогов и т.д.).
К количественным ограничениям относятся: квоты как форма гарантий национальным производителям на долю внутреннего рынка. Они устанавливаются скорее из политических, чем экономических соображений и часто используются как форма давления на другие страны с целью расширения национального экспорта; законодательные требования по использованию бюджетных средств на закупку только отечественной продукции; законодательное требование, чтобы в продукции сложного технического назначения использовался определенный процент стоимости, которая должна иметь отечественное происхождение; таможенные формальности, требование специальных разрешений; технические стандарты и нормы; санитарные и ветеринарные нормы; требования к упаковке, маркировке, разливу и т. п.; ограничение услуг; запрет на экспорт и импорт для защиты здоровья населения, сохранения национальных ценностей, обеспечения национальной безопасности; запрет на экспорт и импорт как гуманитарное действие; эмбарго как форма политического давления.
Таким образом, внешнеэкономическая политика реализуется с помощью таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования. Таможенно-тарифное регулирование заключается во введении экспортных и импортных таможенных пошлин для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений. Регулируя размер данных пошлин, государство тем самым оказывает влияние на ввоз и вывоз товаров в экономических интересах государства. Нетарифное регулирование осуществляется путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Наиболее распространенные в настоящее время нетарифные ограничения включают следующие меры: административные меры: количественные ограничения, квотирование (установление пределов экспорта и импорта), лицензирование (выдача разрешений), сертификация; технические барьеры в торговле: санитарно-ветеринарные нормы и стандарты в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров либо прямо дискриминируют иностранные товары, промышленные стандарты и требования безопасности, требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки, экологические нормы и требования; экономические меры: валютный контроль, контроль за ценами, введение государственной монополии. Для защиты экономических интересов российских производителей могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров.
Информация о работе Внешнеэкономическая политика России: сущность, принципы, цели, основные элементы